Э.Джаффарова
Светильники занимают важное место в составе неполивной керамики средневековых городов Азербайджана IX-XIII вв. В большом количестве светильники найдены при раскопках средневековых городов Ширвана — Баку, Шемаха, Шабран, Габала.
Средневековые светильники Азербайджана по форме корпуса и наличию ручки делят на две группы. В первую группу входят чашеобразные светильники (пийдан), состоящие из грех частей — верхней чашки с желобком для фитиля, нижней части и соединяющей оси с ручкой. Подобные светильники были известны в Габале, Шемахе, Оренкале и Мингячевире. Светильники второй группы от первой отличает небольшой корпус для нефти, длинный носик для фитиля и ручка.
Хронологическая классификация делит светильники на два периода. Светильники IX-X вв. отличаются тем, что ручка прикреплена одним концом к корпусу, другим к венчику. Среди светильников XII-XIII вв. преобладают тонкостенные, имеющие сравнительно меньший размер и кольцевидную ручку. Подобные светильники были найдены в Шемахе, Баку, Шабране.
Классифицируя светильники — чирахи хронологически можно отметить, что несмотря на поверхностную общность форм, корпуса, горловины, венчика или края, ручки и трубчатого носика, каждая группа чирахов отличается своеобразными признаками. Средневековые светильники Ширвана изготавливались вручную либо на гончарном кругу. Средневековые светильники отличаются составом глины и качеством обжига. Светильники IX-XIII вв. делятся на поливные и неполивные.
Поверхность некоторых светильников покрывалась глазурью. Такого рода светильники были распространены в средние века по всему Кавказу и Средней Азии. В Азербайджане светильники покрытые глазурью были найдены в Оренкале и Гяндже.
ШАБРАН
Поливные светильники Шабрана покрыты однотонной поливой, не имеют узоров, отличаются размером, формой корпуса, ручки, носиком для слива, и делятся на три типа.
I тип — светильник с плоским дном, шаровидным корпусом, невысоким горлом с отогнутым наружу венчиком снабжен трубчатым носиком, имеющим сверху на кончике отверстие для фитиля. Одним концом ленточная ручка прикреплена к венчику, другим к корпусу сосуда. Светильник покрыт поливой коричневого цвета.
II тип — светильник состоит из двух чаш, расположенных одна над другой и соединенных в середине стержнем. От бортика верхней маленькой чашечки к борту нижней отходит ручка, овальная в сечении. Нижняя чаша является одновременно основанием светильника. По величине она значительно больше, чем верхняя. На краю венчика верхней чаши был расположен маленький слив для фитиля.
III тип — светильник имеет невысокий поддон, чашечку с низкими вертикальными стенками. На краю венчика чаши для фитиля расположен маленький желобчатый слив.
ШЕМАХА
Средневековые светильники Шемахи по форме, составу глины хронологически можно классифицировать на три периода.
Среди светильников Шемахи IX-XIII вв. преобладают в основном неполивные светильники. Для Шемахи характерны чашеобразные масленки, изготовленные вручную, которые были известны в Азербайджане с античного периода. Шемахинские чашеобразные светильники известны двух видов: чашеобразной формы, мало отличающиеся от раннесредневековой пиалы, и с заметно загнутым внутрь венчиком и коротким выступом для фитиля. Оба вида светильников были обнаружены в культурном слое VIII-X вв.
Среди светильников Шемахи IX-X веков имеются так называемые черные светильники (гара чирах), содержащие в составе глины просеянный песок, и одноручные светильники с носиком красноватого и желтоватого цветов. Они имеют шаровидный или грушевидный корпус, трубчатый носик и изготовлены вручную. Дно у светильников плоское, ленточное или круглого сечения, ручки прилеплены к корпусу.
В конце XI — начале XII вв. в Шемахе, по мнению Г.Джидди, появляются изящные светильники, изготовленные на гончарном круге. Они имеют приплюснуто-шаровидный корпус и узкое горлышко. Корпус некоторых из них орнаментирован резьбой или гравировкой, ручки круглого сечения.
БАКУ
Более сложные и многочисленные по составу светильники Баку отличаются способом формовки, наличием насечек, вмятен в виде декорации, отверстием для фитиля и формой ручки составляют большую часть средневековой керамики Баку.
Средневековые светильники-чираги Баку изготовлены из глины желтого цвета обжига. У всех светильников кончик носа с отверстием для фитиля сильно закопчен. Подобные светильники были обнаружены в Габале, Шемахе, Оренкале и Хараба-Гилане. В Баку встречаются чирахи с граненым носиком. Бакинские светильники по форме и конструкции не отличаются от аналогичных светильников — чирахов, выявленных в других средневековых городах Азербайджана.
Светильники — чирахи Баку хронологически делятся на несколько групп.
В первую группу входят лепные монолитные светильники — чирахи, в основном красного и розового цвета обжига. Корпус полушаровидной формы, трубчатый носик иногда укорочен, а в отдельных случаях удлинен. Обжиг черепка неравномерный, местами в изломе встречается серое пятно. Широкая горловина имеет вертикальный край. Дугообразные ручки их обычно овальны в сечении, верхним концом прилеплены к краю горловины, а нижним к плечикам корпуса, поддон плоский, отверстие для фитиля овальное. Первая группа светильников Баку условно делится на два типа.
Тип I — чирах красного обжига с полушаровидным толстостенным корпусом, плоским дном. В изломе черепка имеется серое пятно. В результате длительного использования поверхность чираха снаружи сильно закопчена. У этого типа светильников была также широкая горловина, толстый носик и ручка. Первый тип датируется концом VIII -IX вв.
Тип II — чирах розового обжига с полушаровидным толтостенным корпусом, плоским дном, вертикальной широкой горловиной, удлиненным толстым трубчатым носиком и незначительно закопченной поверхностью. Второй тип отличается от первого более тщательной обработкой, качеством обжига и ангобированной поверхностью. Эта группа чирахов не орнаментирована. Подобные чирахи были найдены при археологических раскопках средневековой Габалы и датированы IX-XIII вв.
Вторая группа светильников Баку отличается от первой группы тонко выделанным черепком, цветом обжига, формой горловины, носика, корпуса, появлением утолщенного венчика, и признаками кругового вращения на поверхности корпуса и горловины. Основная разница между светильниками — чирахами первой и второй группы, по мнению Р.Дж.Ахмедова, заключается в полушаровидно — приплюснутом корпусе и в раздельном формировании корпуса с последующим соединением незначительно сужающейся у основания горловины, носика и ручки.
Светильники второй группы условно делят на два типа.
Тип I — светильник с черепком бурого обжига, полушаровидным приплюснутым корпусом, невысокой горловиной, относительно укороченным трубчатым носиком, с отверстием у полукруглого завершения, плоским дном и овальной в сечении дугообразной ручкой, прилепленной верхним концом к краю утолщенного, незначительно отогнутого венчика, а нижним — к плечику. Поверхность чираха закопчена.
Тип II сохраняя форму, принятую вышеописанным типом, имеет почти короткую горловину с незначительным отогнутым венчиком. В сравнении с предыдущими светильниками — чирахами он имеет рельефный валик с насечками, который опоясывает корпус и носик светильника. Чирах второго типа орнаментирован такими же повторяющимися насечками по краю несколько отогнутого вертикального венчика.
К третьей группе относятся светильники желтого или розового обжига с приплюснутым корпусом и плоским дном, которые имеют сравнительно суженную у основания короткую горловину с утолщенным, отогнутым венчиком. Трубчатый носик светильников третьей группы имеет заостренный конец и овальное отверстие фитиля. Петлевидная ручка-держатель верхним концом прилеплена чуть ниже утолщенного венчика. Светильники — чирахи третьей группы имеют украшение в виде беспорядочно нанесенных насечек на плечике между горловиной и носиком. Светильники — чирахи III группы были обнаружены в культурных слоях и других средневековых городов ХII-ХIII вв. и также делятся на два типа.
Тип I — чирах розового обжига с полушаровидным приплюснутым корпусом и плоским поддоном. Овальная в сечении петлевидная ручка с верхним концом прилеплена чуть ниже несколько отогнутого утолщенного венчика. Короткий носик чираха имеет срезанное отверстие на поверхности заостренного трубчатого носика. Поверхность черепка сильно закопчена.
Тип II представлен чирахами желтого и розового обжигов с полушаровидным приплюснутым корпусом. Сохраняя в основном все конструкции, свойственные светильникам данной группы, он отличается наличием своеобразного орнамента в виде врезных горизонтально расположенных на корпусе линий и часто повторяющихся нарезок между ними (выполненных выемчатой техникой).
Другим, не менее важным признаком, появившимся в данном типе, является рельефный валик у основания горловины. Светильники данной группы имеют украшение в виде беспорядочно нанесенных насечек на плечике между горловиной и носиком. Наиболее развитая форма описанных чирахов III группы очень часто обнаруживается в культурных слоях средневековых городов и датируется ХII-ХIII вв.
ГАБАЛА
Светильники Габалы отличаются формой корпуса, наличием носика и ручки. Средневековые светильники Габалы по форме делятся на три группы: чашеобразные, вазообразные и светильники с носиком.
Чашеобразные светильники при археологических раскопках средневековых городов встречались в Азербайджане редко. В ходе археологических раскопок 1950-1960-х годов в Габале было найдено всего два чашеобразных светильника. Чашеобразные светильники были в форме чаши, края горловины загнуты внутрь, с одной стороны было место для выхода. Светильники подобного типа были без ручек. Чашеобразные светильники из Габалы, по мнению исследователей, относятся к V-VII вв. Похожие чашеобразные светильники были обнаружены в Шемахе, Хараба-Гилане, Саркеле и относятся к IX-X вв.
Вазообразные светильники из Габалы содержат незначительное количество примеси песка, изготовлены из глины на гончарном кругу, красного цвета. Вазообразные светильники Габалы состояли из двух и четырех частей. Вазообразные светильники состоящие из двух частей представлены двумя чашами, расположенными одна над другой и соединены между собой глиняным стержнем и ручкой. Вазообразные светильники состоящие из четырех частей имеют донышко, ручки и место для огня и ручки. Поверхность светильника чашеобразная. У некоторых из них есть отверстие для крышки. Дно плоское в форме блюдца, середину и верхнюю часть соединяет лентовидная ручка, которая поднимается с нижней части. Подобные светильники были обнаружены и в Гяндже.
Дно светильника в сравнении с верхней частью сильно широкое. С.Казиев называл такие светильники — чираги «масленками», предположительно в них зажигали вместо нефти масло.
Светильники с носиком (гара чираг) составляют большую часть светильников Габалы. Похожие светильники-чираги были обнаружены при раскопках во многих средневековых городах Азербайджана, в том числе и в Шемахе. Светильники с носиком делятся на две группы.
В I группу входят простые светильники, изготовленные вручную, с многочисленными примесями, плохого обжига. Они состоят из трех частей: корпуса, носика для слива и ручки. Части светильника изготовлены отдельно и соединены друг с другом. Похожие светальники были обнаружены в Мингечевире, Гяндже, Оренгале и Баку.
Во II группу входят светильники, изготовленные на гончарном кругу, поверхность украшена, или покрыта поливой. Эти светильники в сравнении с первой группой имели тонкую горловину. Ручка светильника продолжалась от горлышка к корпусу. На таких светильниках в виде вмятины большого пальца сделаны углубления. Подобные светильники относятся к IX веку.
В XI-XIII вв. в Габале также были распространены светильники с шаровидным корпусом (несколько стиснутым), высоким воронкообразным горлом и маленьким трубчатым носиком и ручкой, прикрепленной одним концом ниже верхнего среза, другим к тулову. Корпус и носик этих светильников обычно украшен параллельными врезными линиями.
Таким образом, классификация средневековых светильников — чирахов позволяет определить общие и отличительные черты их, для каждого из городов Ширвана, которым была присуща своя техника изготовления.
По материалам журнала «История и ее проблемы»
Читайте также: Средства освещения в средневековом Азербайджане