О.Буланова
Баку и другие города Азербайджана изображали, как известно, многие художники. Но вот жителей города и страны рисовали не так часто. К счастью, история донесла до нас большое количество акварелей Г.Г. Гагарина (1810-1893), изображающих не только архитектурные памятники Баку и страны, но и людей.
Будучи по рождению князем, офицером, военным дипломатом, Гагарин был известным художником, прекрасно знал искусство, был вице-президентом Императорской Академии Художеств.
Григорий Гагарин родился в Петербурге. Его отец, князь Григорий Иванович Гагарин, был русским дипломатом во Франции, позже стал послом в Италии. Григорий почти все детство провел в Париже и Риме, учился в Сиене. Свое образование он пополнил в Сорбонне, где два года слушал лекции по математике, филологии, праву, философии и истории.
Однако карьера дипломата его прельщала мало, князя влекло к людям искусства, т.к. сам он умел и любил рисовать. Формально он никогда не получал художественного образования, однако его семья была знакома с известным русским живописцем Карлом Брюлловым, дававшим частные уроки Григорию, да и в Париже он посещал курсы строительного искусства и живописи.
В середине 1830-х гг. Гагарин служил в качестве дипломата в Париже, Риме и Константинополе, два года жил в Мюнхене. В 1832 г., вернувшись в Петербург, он знакомится с Пушкиным. Личность и творчество великого русского поэта его заинтересовали, и он проиллюстрировал «Руслана и Людмилу, «Пиковую даму», «Бахчисарайский фонтан» и «Сказку о царе Салтане».
В 1839 г. после очередного возвращения в Петербург он вместе с писателем Владимиром Соллогубом отправляется в путешествие на Кавказ. Соллогуб написал о путешествии роман «Тарантас», а Гагарин проиллюстрировал его.
В общей сложности на Кавказе князь Г.Г. Гагарин провел около десяти лет, за это время несколько раз побывав в Баку и Азербайджане – с 1840-го до 1853 г. Его называли «певцом Кавказа».
Не имея специального образования, Гагарин создавал прекрасные картины и зарисовки, в профессионализме ничуть не уступая именитым художникам. Князь состоял действительным членом Общества поощрения художников и помощником председателя Императорского русского археологического общества.
В конце 1850-х гг. вышли два его роскошных кавказских альбома – «Живописный Кавказ» и «Костюмы Кавказа». Во время путешествий Гагарин не расставался с альбомом, куда заносил карандашом или акварелью все, что привлекало внимание. Разнообразие оставшихся после него рисунков, этюдов, набросков, типов свидетельствует о широте его художественного размаха.
Известен князь и как гравер, и как автор фресок (в 1853 г. в Тифлисе расписал в византийском стиле Сионский собор), и как иконописец. Им составлены планы церквей на Кавказе и Закавказье, в том числе в Шуше и Елисаветполе (Гяндже).
Среди его азербайджанских работ обращают на себя внимание акварели с видом Дворца Ширваншахов, Ханской мечети, усыпальницы и Диванханы (где Гагарин изобразил сам себя, рисующего) в Ичери-Шехер, храма огнепоклонников в Атешгяхе и изображения зороастрийцев, интерьера Шемахинской бани, караван-сарая и ханского дворца в Эривани и др.
Огромную ценность для историков представляют изображения азербайджанцев в национальной одежде. Князь работал настолько точно и скрупулезно, что по его акварелям можно представить, как выглядели тогда люди и во что одевались.
РАБОТЫ Г.Г.ГАГАРИНА:
Баку, Шемаха и Эривань 19 века в работах Г.Г.Гагарина (ФОТО) |