З.Мамедова
Бурные социально-политические процессы, происходившие в начале XX века в Российской империи, сменяющие друг друга с нарастающей быстротой события в политической жизни страны, рост национального самосознания — все это оказало эпохальное влияние на историю мусульманских провинции некогда могущественной державы, в том числе Южного Кавказа.
Русская революция 1905-1907 годов, а особенно рабочие стачки и забастовочные движения в Баку, всеобщее недовольство социально-экономическими и бытовыми неутешительными реалиями повлияли на повышение политической сознательности рабочих, приезжавших сюда на заработки.
Вовлечение южно-азербайджанских рабочих, проживавших в Северном Азербайджане, в революционную борьбу народов Кавказа в начале XX века имело большое значение. Социал-демократическая группа «Гуммет», созданная осенью 1904 года в Баку, внесла неоценимую лепту в развитие политического сознания южно-азербайджанских рабочих.
Набрав опыт политической борьбы, азербайджанские рабочие после возвращения на родину присоединялись к революционному движению в местах своего проживания и продолжали упорную борьбу за свободу и независимость своего народа.
Так, почти одновременно начавшиеся революции в России и Иране вынудили царское правительство усилить контроль на границе, уменьшить количество проездных пунктов, применить карантинные ограничения. В 1905 году начался процесс выселения безработных иранских отходников с Южного Кавказа и, прежде всего, с территории Северного Азербайджана.
По указанию царского правительства им разрешалось даже бесплатно возвращаться в свою страну. Именно этому событию была посвящена статья Дж.Мамедкулизаде «Напутствие», которая была напечатана в газете «Кавказский рабочий листок». В этой статье автор дает им — азербайджанским и иранским рабочим, насильно отправленным русским правительством обратно в Иран в связи с началом в России революционных событий и межэтнических армяно-азербайджанских конфликтов в Северном Азербайджане, — определенные «напутствия», призывая извлечь уроки из пережитого.
Многие отходники из Ирана, в частности Южного Азербайджана, вынуждены были вернуться на родину также в связи с погромами и резней мирного мусульманского населения армянскими экстремистами в феврале 1905 года в Баку, так как межнациональные столкновения не прошли стороной и южных азербайджанцев, которые составляли в это время 25% всего рабочего класса нефтяной промышленности Северного Азербайджана.
Азербайджанские рабочие также подверглись всем ужасам репрессий жандармской России, преследовавшей и жестоко каравшей выступавших против политики властей и установленного режима. В последующем против бастовавших в 1913 и 1914 годах бакинских рабочих царские власти применяли такие формы репрессий, как массовая высылка рабочих из города. Так, за период стачек 1914 года из Баку в Южный Азербайджан были высланы или вынуждены были уехать свыше 6 тыс. рабочих.
В целом оппозиционное выступление иранцев в 1905 году было вызвано ростом произвола и гнета со стороны господствующих слоев, а также нарастанием закабаления страны колониальными державами, такими, как Россия и Англия. Это движение выражало интересы всех слоев населения Ирана.
У разных слоев общества были разные интересы и цели. Так, цель вновь сформировавшейся буржуазии заключалась в создании законодательного органа и в принятии закона о защите имущества. Этого хотели и либеральные собственники в целях защиты и укрепления своей земельной собственности. Часть духовенства, участвовавшая в движении за принятие Конституции, боролась за неприкасаемость своей вакфной собственности, а также за укрепление своего влияния среди народа. Нижние слои населения требовали создания «справедливого устройства государства» — «Адалятхана».
14 декабря 1905 года большая группа духовенства и «людей базара» в знак протеста во главе с муджахидами Сейидом Мухаммедом Табатабаи и Сейидом Абдуллла Бехбехани направились в расположенную в окрестности столицы мечеть Шах Абдоль-Азим. Они разместились в покоях и внутренних дворах, избрав их в качестве убежища (согласно традиционному праву убежища, называемому «бест»), В результате невыполнения требований участников движения начинались новые выступления, «бесты».
Сентябрьские события 1906 года в Южном Азербайджане имели большое значение для дальнейшего развития конституционного движения. Существенную роль в этом процессе сыграло образование в Тебризе социал-демократической организации «Меркези-Гейби» под руководством Али Мусье.
«Меркези-Гейби» и созданная ею организация «Муджахид» защищали интересы народа, пострадавшего от гаджарской политики. Как известно, основа этих организаций была заложена еще в 1904 году с образования иранскими рабочими, проживающими на Кавказе, «Эджтэ-майюнэ аммиюн».
Организация «Муджахид», состоящая, в основном, из молодежи, за короткое время присоединила в свои ряды тысячи воинов-патриотов, защищавших Тебриз от вооруженных банд полукочевников, возглавляемых феодалами края. Молодые люди, поступавшие в ряды муджахидов, за короткий промежуток времени проходили военную подготовку и приступали к боям против общего врага. Среди таких патриотов особенно следует отметить Саттар хана и его соратника Багир хана, военные заслуги которых блестяще проявились при защите Тебриза.
9 сентября 1906 года шах затвердил положение о выборах от сословий в меджлис, а в декабре того же года приступил к работе меджлис первого созыва в Тегеране. К концу 1906 года был утвержден Основной закон шахского Ирана. В Иране была провозглашена конституционная монархия. После принятия Конституции в Иране была открыта Хорасанская дорога, которая была закрыта из-за революции в Южном Азербайджане. Открытие этой дороги изображается на карикатуре журнала «Молла Насреддин», «где торговый караван двигается из Персии в Россию».
По Хорасанской дороге жители Ирана, в основном, двигались в сторону Закаспия (Россия). В 1912-1913 годах только из Хорасана в Закаспий перешли 4,255 отходников, значительная часть которых оставалась здесь на заработках по два-три года.
Вскоре после ратификации Конституции тяжелобольной Мозаффарадцин шах умер и новым шахом стал правитель Южного Азербайджана, его сын Мухаммед Али. Он находился под сильным влиянием контрреволюционеров и представителей царской России. Опираясь на моральную поддержку представителей России, Мухаммед Али шах сразу попытался предотвратить дальнейшее развитие конституционного движения. Однако его действия не увенчались успехом, наоборот, они вызвали резкое недовольство сторонников политических реформ.
Началась новая волна выступлений, направленных на упрочение статуса парламента и в целом на усовершенствование текста Конституции, на усиление ее демократических черт. Решительные действия тебризского энджумена вынудили шаха отказаться от намерения «покончить с революцией».
Так, в середине 1907 года энджумены не только Тебриза, но и других крупных городов Ирана, в частности Южного Азербайджана, в сотрудничестве с социал-демократическими организациями сумели вовлечь в свои ряды тысячи вооруженных муджахидов. На помощь к ним присоединялись и южные азербайджанцы, вернувшиеся с Кавказа в Южный Азербайджан и Гилян вместе с оружием и взрывчатыми веществами.
Мухаммед Али шах от своих враждебных намерений в отношении революционеров-конституционалистов не отказался. В качестве губернатора в Южный Азербайджан был направлен принц Эйн од-Доуле, отстраненный от должности садр-азама в начальный период конституционного движения. Он, сопровождаемый многочисленными сарбазами и вооруженными отрядами полукочевников, войти в Тебриз не смог. В городе в течение 11 месяцев между сторонниками Конституции и монархистами шла настоящая гражданская война.
Большая роль в изгнании из города врагов конституционалистов принадлежит легендарному вождю восставших Саттар хану и его вооруженным соратникам. К началу октября 1908 года Саттар хан и его соратники изгнали из Тебриза правительственные войска и ополчения местных феодалов. В дальнейшем по просьбе народа Энджумен Аялята наградил Саттар хана именем «Сардари милли» (Национальный вождь), а Багир хана — «Салари милли» (Национальный предводитель).
Однако в апреле 1909 года царские войска, вступившие в Тебриз, нанесли удар по революционно-демократическим силам в Южном Азербайджане. В декабре 1911 года иранская полиция при поддержке русской армии и английских войск совершила контрреволюционный переворот и распустила меджлис. Таким образом, революционное движение было подавлено, а многие демократические законы аннулированы. После этого, положение азербайджанцев Южного Азербайджана ухудшилось.
После подавления революции вновь начался массовый отход иранских рабочих на территорию Южного Кавказа, особенно в города и деревни Бакинской и Тифлисской губерний. Простой народ был разочарован итогами революции, многие их ожидания остались неосуществленными, экономическое и политическое положение резко ухудшилось в связи с усилением реакции и произвола.
Южные азербайджанцы, оставшиеся недовольными от результатов Конституционной революции в своей стране, продолжали бороться за свои права, вернувшись на территорию страны «работодателя», т.е. России, в частности в Северный Азербайджан. Например, рабочие Российского нефтепромышленного острова, в основном это были выходцы из Южного Азербайджана, требовали не увольнять «без законной причины никого из рабочих». Довольно часто выдвигались требования удалить с промыслов и заводов наиболее ненавистных представителей администрации.
Иранцы и южные азербайджанцы, прибывая на заработки в города Кавказа, в 1911-1920 годы создавали здесь политические партии и другие общественные, культурные, религиозные организации. И это в свою очередь приводило к тому, что ряды интеллигенции пополнялись рядовыми рабочими и трудящимися из Ирана и Южного Азербайджана, в чем большая заслуга и интеллигенции Северного Азербайджана.
Например, жизнь в России оказала сильное влияние и на формирование мировоззрения Мохаммеда Хиябани — предводителя Тебризского восстания 1920 г. Он во время поездок по России, в том числе в период своего пребывания в Баку, был крайне опечален тяжелым положением выходцев из Южного Азербайджана, трудившихся здесь на нефтяных промыслах и в других отраслях народного хозяйства.
Как передовой представитель интеллигенции и революционный деятель Хиябани являлся депутатом, избранным от Азербайджана во второй меджлис (1909-1911). Используя трибуну меджлиса, Хиябани резко критиковал реакционную политику шахского правительства. Однако после роспуска второго меджлиса большинство руководителей демократических партий были арестованы и сосланы. Избежав ареста, Хиябани перебрался в Порт-Петровск (Махачкала).
Его вторичное пребывание в России в 1912-1914 гг. совпало с периодом нового подъема русского революционного движения. По возвращении в Тебриз в 1914 году он в своем литературно-философском кружке — вместе с единомышленниками — членами Азербайджанского провинциального комитета Демократической партии Ирана обсуждал злободневные политические, вопросы.
А поэт-революционер Рза Гулузаде Шаргли вынужден был переехать в советский Азербайджан после подавления восстания в Тебризе в 1922 г. Он продолжал свою драматургическую деятельность в бакинском и нахчыванском театрах, поставив здесь свою знаменитую пьесу «Пул, йохса Аллах» («Деньги или Бог»), а также другие произведения.
В конце XIX — начале XX века культурное развитие Южного Азербайджана определялось, прежде всего, внутренними социально-экономическими и политическими факторами. Однако как во всем Иране, так и в Южном Азербайджане в изучаемый период под влиянием европейской, в частности российской, культуры происходила культурная эволюция, т.е. зарождались новая культура и новая идеология.
Ввиду исторически сложившихся условий Южный Азербайджан, в отличие от других провинций иранского государства, глубже испытывал это влияние. Большую роль в культурном развитии Южного Азербайджана играло историческое, языковое и культурное единство его с Северным Азербайджаном. Происходившие в культурной жизни Северного Азербайджана какие-либо новшества находили свою ту или иную степень отражения и по ту сторону Араза.
Как и во все времена, политическая и экономическая обстановка сильно влияла на культурное развитие страны. В конце XIX века Баку, являясь крупным промышленным городом, одновременно превратился в центр культуры и Южного, и Северного Азербайджана.
По книге автора «Проблема южных азербайджанцев в советском Азербайджане в 20х-30х гг. XX века»