С.Казиева
Основу азербайджанской народной музыки состовляет мугам – вокальный и инструментальный жанр, являющийся самым богатым по содержанию, совершенно зрелым по художественной мысли и законченным по своему строению формы народного музыкального искусства.
Исполнителями этого необыкновенного жанра являлись народные певцы – ханенде, инструменталисты, играющие на таре, кеманче, сазе, каноне, дэф, нагаре и т.д., которые не один век услаждали слушателей своим высоким искусством, выступая как и в ансамблях сазандаров – трио, квартет и более участников, так и отдельно соло, виртуозно играя на инструменте.
Среди музыкальных инструментов главное и особенное место занимает тар и по богатству звучания и по значимости в аккомпанементе певцу.
Как писал Узеир Гаджибеков, «Тар первейший из наиболее часто используемых инструментов».
С середины XIX века в Азербайджане искусство исполнения мугама на народных инструментах получает дальнейшее развитие. В конце XIX – начале ХХ вв. появляются выдающиеся мастера – таристы: Алескер, Садыхджан, Мешади Джамил Амиров, Ширин Ахундов, Мансур Мансуров, Курбан Примов, Мирза Фарадж Рзаев и другие.
Садыхджан был искусным таристом и исполнителем-новатором. До него музыканты играли на таре, держа его на коленях. Он впервые стал играть на таре, прижимая его к груди. До Садыхджана тар имел 5 струн. Он добавил еще 6 струн, доведя их число до 11-ти, тем самым обогатив звучание инструмента, а исполнение мугама стало более выразительным и ярким.
Один из известных азербайджанских таристов первой половины ХХ века был и Ахмед Бакиханов (1892-1973), сыгравший огромную роль в развитии мугамного исполнительства, в воспитании профессиональных национальных кадров, создании учебных пособий и организации первых музыкальных ансамблей, коллективов в республике.
А.Бакиханов родился в 1892 году в городе Баку. Отец его, Мамед Рза, был большим любителем народной музыки – мугамов, которые сам исполнял на таре, сазе. Ахмед и его брат Мамедхан росли в обстановке приобщения и любви к музыке.
Будучи с семьей в южноазербайджанском городе Реште, отец отдает Ахмеда на обучение игре на таре известному музыканту Абдулгасан Игбал Азер Солтану, уроженцу Тебриза. Переехав в Баку в 1912 году, юноша продолжает интересоваться музыкой, посещая концерты известных исполнителей. Слушая замечательных певцов, таристов, он учился пониманию и постижению мугамной музыки и исполнительского искусства, как бы проходя самобытную музыкальную школу, становясь сам исполнителем народной музыки.
Любовь к творчеству, а также желание в музыкальном просвещении и воспитании подрастающего поколения, привели А.Бакиханова к мысли об организации при школах, различных клубах кружок самодеятельности, где он обучал учащихся игре на таре и сценическому исполнительству, тем самым приобретая педагогические навыки, которые в последствии ему пригодились в преподавательской деятельности в музыкальных учебных заведениях.
В 1927 году А.Бакиханов был принят солистом в Азрадиокомитет, а в 1929 году приглашен Уз.Гаджибековым преподавать искусство мугама в Азгосконсерваторию и с 1933 года работал в музыкальном техникуме, где особенно проявился его педагогический дар.
Его учениками являлись в будущем известные музыканты, композиторы, исполнители: Ариф Меликов, Сулейман Алескеров, Ашраф Аббасов, Агабаджи Рзаева, Нариман Мамедов, Адиль Герай, Габиб Байрамов, Алиага Гулиев, Ахсан Дадашов. Баба Салахов, Алиакрам Гусейнов, Сарвар Ибрагимов, Авез Рахметов и другие.
В своих воспоминаниях об учителе А. Меликов писал: «Я в течении четырех лет изучал мугамы под руководством Ахмеда Бакиханова. Его многогранные знания по истории, философии, поэзии Востока делали уроки особенно интересными, подводили к осмыслению внутренней сущности мугама».
И далее: «Он так интересно строил занятия, что неизбежно оставались в памяти все тонкости и традиционные формы мугама. Прежде чем учить нас мугаму, он объяснял правила настройки тара, а затем сам исполнял соответственно мугам или его разделы. Сколько бы он не импровизировал, он никогда не выходил за рамки традиционного исполнения мугама».
В этих словах известного композитора отчетливо показана и охарактеризована личность А.Бакиханова как талантливого музыканта, глубоко знающего азербайджанский мугам, исполнителя-профессионала, в совершенстве владеющим инструментом и, наконец, прекрасного педагога.
В 1931 году, по инициативе Муслима Магомаева, при Азрадиокомитете был создан ансамбль солистов под руководством А.Бакиханова, а в 1941 году для популяризации азербайджанской народной музыки при Азрадиокомитете был организован ансамбль народных инструментов, руководителем которого стал А.Бакиханов и оставался им до 1973 года.
Изучая традиции ансамблевого музицирования, он в свою очередь работал и над новыми гранями сценического исполнительства, введя в состав ансамбля басовый тар, саз, уд, канон, гоша-нагара, гобой и фортепиано, тем самым обогащая звучание тех или иных музыкальных произведений. Репертуар ансамбля включал лучшие образцы азербайджанского народного песенного творчества и танцевальных мелодий.
В свое время в Национальный Музей истории Азербайджана были переданы материалы А.Бакиханова, отражающую его просветительскую, педагогическую и исполнительскую деятельность.
Например об отличной преподавательской работе А.Бакиханова свидетельствуют программы открытых учебно-показательных концертов, проходивших в зале Азгосконсерватории лучших учащихся музыкального училища за 1935, 1937, 1938 годы, в числе которых были и его воспитанники. А.Бакиханов был награжден Почетной грамотой № 300 о присвоении ему звания Заслуженного учителя школы Азербайджанской ССР от 9 августа 1943 года за заслуги в области народного образования.
Среди документов коллекции представляют большой интерес приглашение Управления по делам искусств при СНК Азербайджанской ССР А.Бакиханову для ознакомления и прослушивания музыкального материала оперы «Кероглы» Уз.Гаджибекова 13 января 1937 года в помещении Госоперы, а также Грамоты Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР о присвоении А.Бакиханову почетного звания Заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР за выдающуюся деятельность в области пропаганды азербайджанской народной музыки и подготовки кадров музыкантов 4 декабря 1964 г. и о присвоении почетного звания Народного артиста Азербайджанской ССР за большие заслуги в развитии и пропаганде азербайджанского музыкального народного творчества и подготовке музыкальных кадров 23 марта 1973 г. Его вклад в развитии азербайджанской музыкальной культуры был высоко оценен правительством республики.
В музей также были переданы музыкальные инструменты, личные вещи А.Бакиханова. Среди них — принадлежавший ему тар, сделанный из тутового дерева.
Надо отметить, что Ахмед Бакиханов был большим любителем, коллекционером и знатоком музыкальных народных инструментов, занимался также их реконструкцией для более богатого и яркого звучания.
Интерес к собиранию музыкального фольклора проявился у музыканта еще с молодости и он посвятил этому почти всю жизнь.Он одновременно увлекался разыскиванием и собиранием редких старинных музыкальных народных инструментов, а с назначением его на должность руководителя ансамбля народных инструментов, увлечение переросло в необходимость сохранения и усовершенствования их для исполнения музыкантами на сцене.
А.Бакиханов в своей статье «Музыкальное обучение» писал: «Я поставил перед собой очень важную цель собирать не только образцы фольклора, но и народные музыкальные инструменты необходимые для их озвучивания».
По материалам Музея Истории Азербайджана