Тайны Баку: История исчезнувшей Петровской площади

О.Буланова

Если составить какой-нибудь Топ-10 самых характерных признаков Баку, то на первом месте будет чехарда с названиями. В каком еще городе происходили переименования каждые 20-25 лет, а то и чаще?! Если вы думаете, что так было только при советской власти и позже, то ошибаетесь.

Возьмем, к примеру, Екатерининскую площадь. В Баку была такая — об этом говорят карты 80-х гг. XIX в. На карте 1894 г. она называется уже Театральной. В начале ХХ в. она стала «Петровская», в первые годы советской власти — им. 26-ти (на короткое время), потом ее переименовали в площадь им. Петрова, а потом всю ее практически заняло помпезное советское здание.

Из-за этой чехарды путались даже многие коренные бакинцы, споря, что Петровская площадь и площадь им. Петрова — одно и то же название (по принципу просторечного названия «Николаевский собор», которым стали называть собор св. Николая Чудотворца).

Так где же эта площадь и какое помпезное здание построили на ее месте? Это то место, которое не перед, а, скорее, под бывшим музеем бывшего Ленина (познее Музейный центр).

А теперь давайте начнем с начала. Почему площадь получила название Екатерининской? Скорее всего, всему «виной» Екатерина II. Как площадь ее тоже никто специально не планировал, она сложилась стихийно. Была пустынной, пыльной, неблагоустроенной. Иными словами, не площадь, а пустырь. Была она намного больше — вплоть до Молоканского сада, которого тогда, правда, еще не существовало.

Позже, по мере застройки города она стала меньше, но оставалась все такой же неухоженной. Ее стали называть Петровской из-за того, что ею заканчивалась Петровская набережная, которая шла от того, что позднее станет площадью Азнефти. Четко напротив нее была Городская Петровская пристань.

Почему набережная и пристань получили название «Петровская» — доподлинно неизвестно. Одни бакуведы считали что сначала возникло название набережной, которое перекинулось потом на пристань, другие — что наоборот. Одни считают, что всему «виной» Петр I, другие — что Махачкала.

Почему Махачкала? Дело в том, что поселение, превратившееся потом в столицу Дагестана, было основано в 1844 г. как русское военное укрепление Петровское. В 1857 г. оно получило статус города и название «Портовый город Петровск» (Порт-Петровск). Оно связано с легендой, что во время Персидского похода 1722 г. в этом месте был лагерь войска Петра I.

До Порт-Петровска из Баку ходили суда, это был один из крупных портов — перевалочных пунктов, к тому же незамерзающий. Кроме этого там был железнодорожный узел, а в Баку «железки» тогда еще не было. Так что значимость Петровска для Баку была несомненной, поэтому название пристани вполне могло быть обязано именно Махачкале.

Театральной ее стали называть в просторечье, но название укоренилось и даже попало в карты. Оно родилось оттого, что на площади устанавливались временные театры-цирки по принципу цирков Шапито. Устанавливались они для приезжих трупп, ведь ни постоянной театральной труппы, ни стационарного театра в Баку в те годы еще не было.

В 1910 г. на Петровской площади построили… скетинг-ринк (роликовый каток). В начале ХХ в. все были помешаны на физкультуре и спорте и по всей империи открывались самые разнообразные спортивные площадки, в том числе и для катания на роликовых (колесных, как тогда называли) коньках, вошедших в сумасшедшую моду. Не избежал этой участи и Баку.

10 апреля 1910 г. состоялось заседание Городской строительной комиссии, обсуждавшей вопрос о выборе места под скетинг-ринк. На повестке дня было три участка, на которых, сдав их с согласия Городской думы в аренду, можно было бы построить закрытый скетинг-ринк: между зданием общества «Кавказ и Меркурий» и пристанью Тагиева, рядом с бывшей пристанью князя Дадиани и на Вокзальной площади. Перипетий было много и в итоге выбрали четвертое место — на Петровской площади.

Его сдали в аренду хозяину синематографа «Одеон» и 25 апреля 1910 г. скетинг-ринк был открыт. Работал он с 9 утра и аж до полуночи с двухчасовым перерывом на обед. Позже время окончания работы было сдвинуто до 2 часов ночи. Катались, кстати, не только там, но везде, где только можно. Бакинский градоначальник П.И.Мартынов был вынужден даже опубликовать в газете «Каспий» предупреждение, что кататься следует только в отведенных для этого местах.

Когда в Баку пришли большевики, они стали новой метлой сметать старые названия и насаждать революционный культ в топонимах. В числе других прочих «революционных» улиц и площадей в 1920 г. родилась площадь им. 26-ти. Так она указывается в Справочном указателе Баку за 1931 г. и других более ранних изданиях, а также в списках переименованных улиц и площадей (Название сквера им. 26-ти бакинских комиссаров на месте Сахиля возникло позже).

К 1934 г. площадь им. 26-ти была уже переименована в площадь одного из 26-ти комиссаров — Григория Петрова, левого эсера, военного комиссара Бакинского района от Совнаркома РСФСР. В середине августа 1918 г. он во главе отряда красногвардейцев прибыл в Баку для защиты Советской власти. Затем присоединился к эвакуирующимся бакинским комиссарам, вместе с которыми был арестован и казнен.

Говорили, что именно на этой площади Петров разместил орудия и вел успешный огонь по интервентам. В путеводители по Баку на немецком языке за 1987 г. можно прочитать, что на пл. Петрова стоял даже памятник Петрову.

Интересно, а решение дать бывшей Петровской площади однокоренное название было четко продуманным или так случайно получилось? Если продуманным, то следует признать в большевиках хороших психологов.

Но скорее всего психология тут не при чем, иначе такую практику применили б и в отношении других улиц: Ольгинскую, например, можно было переименовать в улицу бакинки Ольги Шатуновской, известного партийного деятеля, Владимирскую — в честь Ленина и т.д.

Площадь Петрова была для Баку крайне значимой. Потому что пока не был построен Дом Правительства с огромной трибуной, парады и демонстрации проходили по Набережной Губанова (пр. Сталина, позднее — Нефтяников) мимо площади. Для этого на ней была построена трибуна, развернутая к проспекту. Это двухъярусное каменное сооружение было довольно большим — 30 м. в длину. По фасаду находилась зарешеченная арка, по бокам шли фризы с советской символикой, вверху — герб АзССР.

Архитектор этой трибуны — Константин Сенчихин, автор здания «Монолит» в Баку. Считается, что трибуна была построена в 1947 г., но официальная информация не обязательно достоверна, фото — более надежный источник.

Так, трибуна четко просматривается на аэрофотосъемке 1942 г., произведенной Люфтваффе. Присутствует она и на фото участников первомайского парада 1941 г. А на фото, датированном 1935- 1936 гг. ее еще нет. Так что трибуну построили не позже 1941 г.

Некоторые считают, что до войны на пл. Петрова была возведена временная трибуна, но это не так: такая трибуна минимум до 1935 г. устанавливалась на пл. Свободы (сквер 26- ти бакинских комиссаров) перед улицей 9 Января (позднее Хагани).

Подтверждение этому — заметка из «Правды» за ноябрь 1935 г.: «В Баку демонстрации проходят не по площади, как в других городах, а по улице 9 Января. Это — традиция. Из года в год мимо ограды сада, где похоронены 26 бакинских комиссаров, шествуют колонны пролетариев и колхозников Азербайджана». Сложно себе представить, чтобы парады были, а трибуны — не было.

Трибуна на пл. Петрова просуществовала до середины 1950-х, пока не было принято решение построить там музей Ленина. Музеи Ленина тогда строились практически по всех городах СССР. Было рассмотрено несколько вариантов его расположения и остановились на пл. Петрова.

Во-первых, она была достаточно большой, во-вторых, почти без растительности, т.е. никакого ущерба зеленым насаждениям причинено не будет.

Строительство здания (которое, кстати, единственное на тот момент в Азербайджане, изначально задумывавшееся как музей) началось в 1957 г., закончилось в 1960-м — к 90- летию Ленина, а открыли музей в 1961 г. — как филиал Московского Музея имени В.И.Ленина.

Построен он был по проекту известного азербайджанского архитектора Гасана Меджидова, автора ряда других проектов: здания Бакинского аэропорта Бина, гостиницы «Баку», Драмтеатра в Нахичевани и др.

Есть мнение, что в 1950-е было принято решение о строительстве в Баку филиала московского Музея Сталина, где должны были установить и гигантскую скульптуру Сталина. Здание начали строить, но вождь всех народов освободил планету от своего присутствия, произошло развенчание культа личности и здание быстренько перепрофилировали. Еще говорили, что под зданием было бомбоубежище и подземный ход.

Любопытно, что музей Сталина в Баку к тому времени уже был. Точнее, он назывался «Музей истории большевистских организаций Азербайджана им. И.В.Сталина». Был построен по проекту Усейнова и Дадашева в 1950 г. Оба здания похожи — высокие колонны, сталинский ампир… Перед музеем стояла огромная статуя вождя. Потом в здании размещался Дворец пионеров, а обломки статуи долго валялись во дворе 134 школы…

Позднее в музейном центре разместились четыре музея. А площадь исчезла.

Материал является частью серии «Тайны Баку». По архивным материалам газеты ЭХО