Социальная структура общества глазами Насреддина Туси (1232—1233 гг.)

Насреддин Туси занимает особое место в истории социально-экономической мысли азербайджанского народа. Глубокий мыслитель, замечательный поэт, экономист, он был энциклопедически разносторонним ученым, труды которого по математике, астрономии, этике, медицине, физике, химии, истории, музыке и литературоведению были хорошо известны его современникам.

Историки приписывали ему свыше 70 научных трудов посвященных различным отраслям знаний, не считая работ чисто богословского характера.

Туси интересовался вопросами государственног управления, финансов, особенно системой налогообложения, вопросами внутренней и внешней политики. Он также проявил себя умелым политиком, хорошо разбирающимся в сложной общественно-политической обстановке того периода.

Среди литературного наследия Туси представляет большой интерес «Ахлаги Насири» — произведение, написанное им в 1232—1233 годах по поручению правителя исмаилитов Насира Мохташама. Это сочинение, принесшее Туси мировую славу, содержит высказывания о реальных социально-экономических отношениях той эпохи и представляет солидный научный труд, в котором излагаются вопросы теории познания, логики, этики, политики и психологии.

Большой интерес представляет идея Туси о том, что в основе возникновения и развития общества лежат экономические причины и, прежде всего, необходимость совместного производства средств существования.

Он пишет: «Для того, чтобы жить, люди должны есть. Но поскольку их пища подобно пище других животных не может состоять из обычного корма и воды и не преподносится им в готовом виде, они не могут, утолив голод и жажду, спокойно предаться отдыху. Без ремесла и определенного вида занятий… человек не может’ обеспечить себя питанием».

В другом месте своей работы Туси обосновывает необходимость возникновения общества из потребности людей в труде: «Поскольку порядок в мире, упорядоченность быта возникает вместе с трудом, род человеческий немыслим без труда, труд без поддержки, а поддержка без сообщества, следовательно, род человеческий по своей природе нуждается в сообществе».

Объединение людей в общество Туси связывает с их жизненными потребностями, а развитие этих потребностей — с общественным разделением труда. Точно также он объясняет появление городов, рассматривая их возникновение как следствие углубления общественных связей и, прежде всего, как результат развития ремесленного производства. Последнее, по его мнению, ведет к скоплению большого числа ремесленников в городах, способствует развитию городской культуры.

Таким образом, при всей наивности и простоте взглядов на общество в сочинении Туси есть идеи о становлении человеческого общества как естественно-историческом процессе.

Существенное место в «Ахлаги Насири» занимают вопросы, связанные с социальной структурой общества.

Туси подходит к обществу не как к отвлеченному понятию, а как к конкретно-историческому сообществу, состоящему из определенных социальных групп и сословий. В его сочинении есть деление феодального общества на четыре основных сословия: правителей, купцов, ремесленников и земледельцев. В состав первой социальной группы входят шах, султаны, предводители отдельных округов, военачальники. Представители этой группы не заняты полезным трудом, необходимым для развития общества, а строят свое благополучие, пользуясь плодами труда других сословий. Это, по мнению Туси, те, кто, используя свое положение, чинит произвол над народом, лишает его имущества.

Мыслитель отчетливо представлял, что представители военно-феодальной знати не вели собственного хозяйства, ограничивались взиманием со своих земель феодальной ренты, которую расходовали на свой гарем, на прихоти и удовольствия.

Что касается второй социальной группы, — торговцев, то оценка роли этого сословия в сочинениях Туси довольно противоречива и двойственна. В «Ахлаги Насири» он подчеркивает необходимость и важность торговли в развитии экономических связей, в улучшении быта народов. Он пишет, что «без их (торговцев) помощи невозможно устроить быт, обеспечить благосостояние людей».

Вместе с тем Туси не мог не видеть, что купечество наживает свои доходы неправедным путем, за счет производительных слоев общества. Торговцы, по его мнению, удорожают товары, разоряют народ и фактически не отличаются от феодальных эксплуататоров. В одной из своих аллегорий Туси сравнивает купцов с волками, цель которых состоит только в том, чтобы обогащаться, тогда как феодальных правителей он уподобляет львам, которые убивают и едят людей.

Такое отношение к торговле Туси, по-видимому, было обусловлено еще и тем, что в эпоху средневековья торговый капитал нередко сочетал свою деятельность с ростовщичеством. Торговля, таким образом, хотя и полезна, но не увеличивает богатства — таков общий вывод, к которому приходит автор «Ахлаги Насири».

В третьей социальной группе феодального общественного строя выделяются ремесленники. Ремесленный труд, по мнению Туси, крайне необходим и полезен для общества, ибо способность людей создавать сложные и дорогостоящие орудия труда, произведения искусства— огромное состояние. Туси подчеркивал, что владение ремеслом намного почетнее, чем накопление богатства. Дети состоятельных родителей не должны уповать на наследство, подчеркивает он, которое им оставляют богатые родственники, а своевременно освоить какое-либо ремесло.

В отличие от купечества, доходы которого подвержены постоянному риску и неопределенности, доходы от ремесел он считает постоянными и устойчивыми. Труд ремесленника, согласно мыслителю, носит не только физический, но и умственный характер, ибо в нем сочетаются действия рук и разума. Интересно отметить, что сам Туси не гнушался физическим трудом. Известно, что он принимал личное участие в изготовлении многих сложных инструментов для Марагинской обсерватории.

Особую дань уважения Туси отдавал труду земледельца, который, по его мнению, составляет основу благополучия общества: «Земледелие является источником существования всех людей и без труда земледельцев невозможно их существование».

Интерес к положению крестьянства, желание облегчить его участь красной нитью проходит через все сочинение Туси: «Если ты хочешь найти для себя добродетельный путь в жизни, то должен ценить труд крестьянина».

Это его положение схоже с эпиграфом к «Экономической таблице» выдающегося французского экономиста XVIII в. Франсуа Кенэ о том, что бедность крестьянина означает бедность государства. Таким образом, в своей оценке роли сельского хозяйства Туси на несколько столетий опередил основоположника школы физиократов.

Туси подчеркивает огромное значение крестьянского труда для страны, показывает тяжелое положение крестьянства и предлагает систему мероприятий, на правленных на улучшение положения крестьянской массы. Он ратует за создание благоприятных условий для развития земледелия, так как земледельческий труд — основная сфера создания богатства. Земледелие он называл самым полезным и самым почетным из всех ремесел. Даже к оценке роли торговли Туси подходил с позиций интересов крестьян и ремесленников, которые являются для нее источником доходов. В сочинениях Н. Туси содержатся идеи о том, что народ создает доходы для знатных и прибыль для торговцев. Таким образом, мыслитель понимал связь богатства народа именно с производительной деятельностью, а не с обращением.

В сочинении Туси есть еще одна группа лиц, выделенных им в отдельную категорию — мастера пера. Это ученые, просветители, судьи, инженеры, математики, астрономы, врачи, поэты. Считая их труд полезным и необходимым, Туси в то же время четко не формулирует их положение в обществе, и, в частности, их отношение к созданию богатства.

Но при всем своем стремлении улучшить положение крестьянства Туси неизменно остается идеологом, служилой знати, а не выразителем интересов крестьянства. Туси стоит на позициях признания господствовавшего тогда феодального строя. Во всех своих рассуждениях он отнюдь не выходит за рамки тех отношений, которые основаны на феодальной эксплуатации зависимых крестьян.

Туси исходит из принципа неприкосновенности частной собственности на средства производства. Взывая к правителям, он призывает их позаботиться об охране имущества и спокойствии подданных. Он не отвергает классового деления общества, рассматривая его как установленное богом, природой. Туси наивно верит в возможность классовой гармонии и призывает правителей к примирению классовых интересов.

По материалам книги «Очерки истории азербайджанской экономической мысли»