«Город свободы» и вопросы домашнего хозяйства глазами Насреддина Туси

Насреддин Туси занимает особое место в истории социально-экономической мысли азербайджанского народа. Глубокий мыслитель, замечательный поэт, экономист, он был энциклопедически разносторонним ученым, труды которого по математике, астрономии, этике, медицине, физике, химии, истории, музыке и литературоведению были хорошо известны его современникам. Историки приписывали ему свыше 70 научных трудов посвященных различным отраслям знаний, не считая работ чисто богословского характера.

Туси интересовался вопросами государственног управления, финансов, особенно системой налогообложения, вопросами внутренней и внешней политики. Он также проявил себя умелым политиком, хорошо разбирающимся в сложной общественно-политической обстановке того периода.

Среди литературного наследия Туси представляет большой интерес «Ахлаги Насири» — произведение, написанное им в 1232—1233 годах по поручению правителя исмаилитов Насира Мохташама. Это сочинение, принесшее Туси мировую славу, содержит высказывания о реальных социально-экономических отношениях той эпохи и представляет солидный научный труд, в котором излагаются вопросы теории познания, логики, этики, политики и психологии.

Во второй главе «Ахлаги Насири» подробно рассматриваются вопросы домашнего хозяйства, аналогичные по своему содержанию тем, которые были поставлены в ксенофонтовском «Экономиксе». В этом сочинении Туси обобщил взгляды древнегреческих мыслителей (Ксенофонта, Платона, Аристотеля) по данному вопросу и дал им свою интерпретацию.

В отличие от других разделов «Ахлаги Насири» в учении о домашнем хозяйстве речь идет не о больших вопросах экономической политики, не о социальной структуре общества, а о правилах семейной жизни и домашнего хозяйства.

Формулируя задачи этой науки, Туси пишет: «Стало быть искусство домашнего устройства (его еще называют премудростью семейного устройства) — есть наука на пользу всех людей, облегчающая устройство их быта, способствующая их нравственному развитию, служащая всеобщему благу».

В сочинениях Туси есть подробнейшие наставления главе дома о том, как вести свое хозяйство и как строить свои отношения со всеми членами семьи и домочадцами. В этих наставлениях содержатся рекомендации, которые должны обеспечить хозяйственные интересы рачительного, бережливого хозяина с нравственными нормами поведения, разработанными в Коране.

Учение о домашнем хозяйстве начинается с вопросов строгой регламентации функций каждого члена семьи и их роли в домашнем хозяйстве. Излагая правила ведения хозяйства, Туси устанавливает отношения господина к своим слугам, работникам, ко всем членам семьи. По Туси, структура домашнего хозяйства включает в себя «пять столпов семейного устройства: отец, мать, дети, прислуга и провиант». На вершине этой семейной пирамиды стоит глава семьи, отец — хозяин дома. Он определяет взаимоотношения между членами семьи, прислугой, к нему и адресованы все наставления мыслителя.

Нетрудно заметить, что взгляды Туси на взаимоотношения супругов, воспитание детей и пр. во многом смыкаются с господствовавшей тогда феодально-патриархальной идеологией. Эта направленность сочинения Туси ясно выражена в его аналогии между структурой семейного устройства и анатомией человека.

Он пишет: «Отношение каждого члена семьи к семье в целом, напоминает отношение органов тела к организму в целом; одни из них являются доминирующими, другие в подчиненном положении, одни очень важны, другие не имеют существенного значения».

В большом перечне советов, содержащихся в «Ахлаги Насири», имеются рекомендации о том, как распоряжаться доходом и снабжать хозяйство необходимыми продуктами, как вести их учет, хранение и т.п. Так, например, Туси советует всякому человеку, рачительному и домовитому, позаботиться прежде всего о трех вещах: во-первых, обеспечить себя и всех членов семьи необходимым доходом, достаточным, чтобы обеспечить им достойный и подобающий образ жизни; во-вторых, обеспечить хранение, воспроизводство и ведение учета домашнего имущества; в-третьих, «для восполнения и приращения сберегаемых вещей» само хозяйство должно «быть «рентабельным», т.е. иметь активное сальдо домашнего бюджета.

В наставлениях Туси домохозяину нашли отражение задачи натурального хозяйства, связанного в той или иной мере с рынком. Поэтому наряду с рекомендациями «все необходимое производить в своем собственном хозяйстве», сочинение Туси содержит советы по приобретению продуктов на рынке, если это выгодно домохозяину. В нем не только не осуждается торговля, но даже поощряются торговые сделки.

Следует отметить, что в своих хозяйственных рекомендациях автор «Ахлаги Насири» адресует их прежде всего к состоятельным хозяевам. Это видно из того, что в хозяйстве, о котором идет речь, имеется прислуга, нукеры и даже рабы. Причем по сравнению со свободной прислугой, Туси отдает предпочтение труду раба и рекомендует использовать его в хозяйстве как более прилежного и исполнительного работника. Наряду с этим он наставляет домохозяина избегать насилия и несправедливости по отношению к другим, судить своих людей праведно, невзирая на занимаемое ими положение в семье.

Судя по содержанию «Ахлаги Насири», многочисленные наставления Туси ориентируются в основном на те хозяйства, которые по характеру своей производственной деятельности подчинены непосредственному потреблению семьи: домашнее изготовления предметов потребления, уход за садом, огородом и пр. Поэтому, сформулированные мыслителем рекомендации рассчитаны главным образом не на хозяйства производственного типа, не на хозяйства земельного и кочевого феодала или производство ремесленного типа, а на чисто потребительские хозяйственные единицы.

Своим экономическим содержанием учение о домашнем хозяйстве отражает лишь одну сторону сложной и многообразной экономической идеологии рассматриваемого периода, связанной исключительно с частным хозяйством, интересом отдельного хозяина. Однако автор «Ахлаги Насири» не ограничивается изложением свода правил и норм ведения индивидуального хозяйства, он делает попытку сделать еще один шаг вперед, поднять свои рассуждения до уровня общественных задач и до понимания проблем всего народного хозяйства.

Ярким примером тому — третья статья «Ахлаги Насири», которая озаглавлена: «Правила управления страной (городами)». Подобно тому как в домашнем хозяйстве господствует семейная иерархия, такая же строгая субординация отношений должна существовать, по мнению Туси, и в управлении обществом. Первой формой в иерархии этих отношений является семья, второй — квартальная община, третьей — городская община, четвертой — объединение крупных народов и, наконец, мировое сообщество.

Каждое из этих объединений строится по принципу: «руководитель — подчиненный». На высшем уровне этой системы отношений стоит глава государства, наделенный огромными полномочиями и неограниченной властью. Как видно, в «Ахлаги Насири» вполне определенно звучит основная идейно-политическая ориентация ее автора— утверждение централизованного государства и беспрекословного повиновения всех подданных верховной ханской власти. Вместе с тем существенной чертой его социально-политической концепции является обоснование необходимости проведения умеренной, благоразумной политики, основанной на соблюдении законов государства и общежития, уважения прав человеческой личности.

Рукопись произведения «Ахлаги Насири»

Придавая большое значение роли государственной политики в управлении страной, Туси считает, что правитель должен обладать качествами мудрого и инициативного руководителя, способного обеспечить соблюдение правопорядка, вносить изменения в существующие законы в соответствии с велением времени. Такой образ действий должен быть согласован с системой норм и правил поведения, которые Туси именует премудростью обществоведения. В задачу этой дисциплины, по его мнению, входит изучение такой системы отношений в обществе, которые основаны на коллективном труде и направлены на обеспечение всеобщего блага.

Формулируя задачи обществоведения, он пишет: «Предметом згой науки является система человеческих отношений, связанных с общественным трудом и тем самым наилучшим образом организующих производство».

В ряде мест своего произведения Туси доходит до понимания идеи целостности народного хозяйства, что отличает его от многих предшествовавших ему мыслителей средневекового Востока, которые фиксировали свое внимание главным образом на отдельных вопросах или областях народного хозяйства.

Несравненно более широкими являются и представления Туси о таких понятиях, как национальный доход, государственный бюджет, финансы и пр. В IV главе сочинения «О политике содержания страны и благоразумии шахов» Туси оперирует понятием совокупного дохода (национального дохода), рассматривая его как общую сумму доходов различных классов общества.

По его мнению, правитель должен не только создать необходимые условия для его воспроизводства, но и обеспечить его справедливое распределение в зависимости от заслуг каждого члена общества. Для этого необходимо, чтобы «оплата работников соответствовала затратам их труда». Правитель должен поступать так, чтобы никто не был ущемлен в своих интересах, ибо «занижение оплаты, как и избыточное вознаграждение, ведет к несправедливости».

У Туси можно встретить оригинальные мысли о воспроизводстве материальных благ и их накоплении: «Если люди ограничатся добыванием только ежедневно необходимых продуктов, то прекратится производство благ и расстроится их быт. По этой причине появилась необходимость в создании запасов и в сбережении их от посягательств других».

В понимании этого вопроса Туси, по существу, выходит за рамки тех обычных, традиционных представлений о сбережениях как о накоплении богатства вообще и рассматривает их в тесной связи с условиями общественного воспроизводства.

Немалый интерес представляют рассуждения мыслителя о соотношении накопления и потребления. Хотя в «Ахлаги Насири» нет четкого разграничения этих понятий, их определения, тем не менее в нем Туси утверждает мысль о том, что рост накопления может быть обеспечен за счет сокращения расходов (потребления), ибо для того, чтобы накоплять «расходы должны быть меньше доходов, а не равняться им».

Туси выступает за сокращение личного потребления феодальной знати, включая личные расходы государя, непроизводительные расходы на подаяния и другие неоправданные благотворительные цели: «Одной из причин застоя и упадка в развитии государства, является пристрастие государей к увеличению своего имущества, накоплению богатства, стремлению к власти».

В сочинении Туси можно найти косвенные намеки на источник совокупного дохода общества. Из его рассуждений следует, что совокупный доход создается в сфере материального производства и, прежде всего, в земледелии, включая кочевое скотоводство и птицеводство. Как уже отмечалось, большое значение придает он развитию ремесла как источнику богатства. У Туси нет отождествления богатства с деньгами.

Автор «Ахлаги Насири» резко отрицательно относится к праздности, непроизводительному труду и предлагает перенести центр внимания государственной власти на развитие народного хозяйства.

В своих политико-экономических воззрениях он обосновывал необходимость проведения разумной экономической политики, рассматривая ее в качестве существенного фактора роста народного благосостояния. Экономическое и политическое могущество государства, по его мнению, должно быть основано на росте народного богатства.

Тем самым Туси питал иллюзию, будто в обществе, основанном на феодальной эксплуатации, страна может стать процветающей, а ее народ преуспевающим и богатым. Эта противоречивость позиции автора «Ахлаги Насири» особенно наглядно проявилась в его социальной утопии, в описании им будущего идеального общества.

Продолжая традиции великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами, Туси излагает свои взгляды относительно идеального общества, называемого им «городом свободы». В этом обществе, основанном на коллективном труде и общности интересов, господствует справедливость. В нем все должны трудиться, ибо труд является обязанностью каждого гражданина.

Он пишет: «Город свободы принадлежит свободным народам, здесь каждый распоряжается собой, сам выбирает свое занятие. Люди этого города живут свободными, между ними не существует никаких различий, никто из них не унижен и не имеет привилегий… По существу в этих условиях у них нет господ и подчиненных. Среди них тот пользуется наибольшим почетом, кто предоставляет людям больше свободы, не вмешивается в их жизнь, защищает от врагов, выполняя их желания, в необходимых пределах обеспечивает средствами существования… Все желают проживать в этом городе, ибо каждый здесь может жить в соответствии со своими потребностями, достигая своих целей».

Как видно, в «городе свободы» Туси рисует общество, в котором отсутствуют классовые и социальные различия, осуществлено полное равенство граждан в вопросах потребления и управления государством. Законом общественной жизни здесь является умеренность и скромность в удовлетворении потребностей людей.

Следует, однако, отметить, что социальная утопия Туси не вылилась в глубоко разработанную систему социально-экономических воззрений в том виде, в каком она представлена в утопических взглядах Маздака или Низами. Общая целенаправленность его утопии, по существу, сводится к тому, чтобы смягчить классовые и сословные противоречия, улучшить материальное положение неимущих слоев населения.

В идеальном государстве Туси сохраняется частная собственность, товарно-денежные отношения и то феодально-теократическое государство, которое он стремится улучшить и усовершенствовать. Несмотря на незавершенность утопической концепции Туси, она имела прогрессивное значение, выражала мечты трудящихся о переустройстве общества на справедливых началах.

По материалам книги «Очерки истории азербайджанской экономической мысли»

Чему учил Насреддин Туси в своих педагогических произведениях
Социальная структура общества глазами Насреддина Туси (1232—1233 гг.)
Смысл денег и причины их появления в трудах Насреддина Туси (1232-1233 гг.)