Р.Асланов, Т.Гасанова
Педагогические взгляды Восточных мыслителей Х-ХI веков тесно были связанны с прошлыми культурными, историческими, литературными и религиозными традициями.
В период феодального строя, распространение религиозного фанатизма в массах, разбойные нападения иностранных захватчиков на территории Азербайджана повлекли за собой задержку развития творческих сил народа, но несмотря на это азербайджанский народ взрастил много выдающихся учёных, мыслителей и поэтов, которые прославились в мировой науке и культуре блестящими гениальными произведениями.
В XII-XIV вв. в Азербайджане наука, а главным образом астрономия, математика и исторические науки были развиты в высшей степени. Особо следует отметить выдающегося учёного того времени — Насреддина Туси (1201-1274).
Мухаммед Насреддин Туси (Абу Джафар Мухаммед ибн Мухаммед ибн Хасан Насираддин ат-Туси) – великий азербайджанский математик, механик и астроном XIII века, чрезвычайно разносторонний ученый, автор сочинений по философии, географии, музыке, оптике, медицине, минералогии родился в городе Хамадане 18 (17) февраля в 1201 году. Молодость свою он провёл в городе Туси, где он под наблюдением своего отца, знатного законоведа и богослова, получил первичное образование, а затем образованием Туси стали заниматься учителя школы Бахманияр аль-Азербайджани и Абу Али ибн Сина.
О своих детских и юношеских годах Насираддин Туси писал: «Воспитание моё прошло в окружении людей, которые были исламскими богословами и последователями шариата. Имена моих родственников были хорошо известны науке. Сначала воспитывался под их руководством и душой ощущая истинность ислама, я и не предполагал, что помимо этой религии может существовать какая-либо иная. Мой отец был мудрым человеком, получившим образование у своего дяди и последователя Даи ат-дуат Таджаддин Шахрастани. Он не переоценивал значения шариата и призывал меня приобретать знания в различных науках и внимать поучениям, как наших богословов, так и других религиозных учёных».
Вскоре Туси стал одним из учеников своего отца Афзал ад-Дина Каши Рахматоллаха, прозванного Кямаладдином Мохаммедом Хасебом. Под его руководством он начал изучать математику. Также в раннем возрасте он изучил Коран, хадисы, шиитскую юриспруденцию, логику, философию, математику, медицину и астрономию. После смерти отца в поисках истины и для приобретения новых знаний он покинул родной дом.
«Я не забыл слова отца ставшими для меня его духовным завещанием. Согласно ему, я стремился приобрести знания у всех учёных, с которыми мне приходилось встречаться», – писал Туси.
Туси продолжал совершенствоваться в различных областях науки. Он обладал завидной эрудицией, прекрасно знал труды не только мыслителей Востока, но и древнегреческих учёных в особенности Платона и Аристотеля. Ещё в раннем возрасте Туси пристрастился к чтению, обладание феноменальной памятью позволяло ему запоминать всё, что он прочёл, увидел и услышал. Глубокий интеллект помогал ему выделить самое главное, суть вопроса и избавляться от бесполезного и ненужного. Его любимыми занятиями были придумывание новых шарад, составление теорем, конструирование и изготовление всяческих приборов и инструментов.
Несмотря на то, что Туси является автором более ста серьёзных работ по математике, физике, медицине, философии, этике, логике и астрономии, исследователи считают, что, прежде всего, он был математиком.
Туси в 1235 году написал книгу «Ахлаги-Насири» (Этика Насира), завоевавшую славу на всем Востоке. За короткое время произведение распространяется по Кавказу, в Иране, Средней Азии, Индии и в других странах. В последующие годы один экземпляр книги попадает к ханам Менгу и Хулагу. Прочитав ее, они выразили Туси своё уважение и благодарность. В течение многих лет Туси был советником Хулагу по финансовым вопросам; он разработал проект налоговой реформы, осуществлённый одним из преемников ильхана.
Произведение «Ахлаги Насири» (Этика Насира) состоит из «Введения и причин написания книги», «Первых заметок и разделов науки», «Трех статей и тридцати глав». В этом произведении Туси проявил себя искусным педагогом и талантливым воспитателем. Говоря о врождённых способностях человека, о влиянии окружающей среды на его формирование и развитие, автор отмечает важную роль в этом деле учёбы и воспитания.
Своим произведением «Ахлаги Насири»(Этика Насира) Туси вошел в историю восточных народов, как научный просветитель, педагог и теоретик морали. В области нравственного воспитания историческое рассмотрение нравственных взглядов Туси свидетельствует о развитости исламской мысли и осведомленности человека об этапах развития и эволюции культуры и познания мира.
Идея преобразования структуры, системы обучения и воспитания Туси сыграла свою историческую роль в жизни народов Средней Азии.
Туси считает воспитание рождением ангела в человеке путем привычек. В этой книге он отмечает следующее: «Воспитание есть качество, которое должно следовать за природой, чтобы человек мог в совершенстве показать изящество явлений. Природа своего рода учитель, а продукт природы — ученик.»
Туси убеждён в том, что каждого, кто придерживается определенной дисциплины или, необходимо направить силу именно в ту отрасль, чтобы насладиться вкусом знаний.
Действительно, Туси конкретизируя роль обучения и воспитания, находит их суть в правильном выборе профессии, иначе вся проделанная работа в воспитании и обучении дело напрасное и бесполезное. Туси отмечает, что человек обладает чувством страсти, гнева и разума и эти чувства формируются поэтапно. Первое чувство — чувство страсти, затем — гнева, а последнее — разума.
Он также подчеркивает, что «Природа человека содержит склонность к получению знаний и практики. Если планирование обучения и воспитания будет систематизироваться на почве образования и мудрости, то человечество будет развиваться достойно и будут формироваться всесторонние способности и научное воззрение».
Первой основной задачей родителей, по мнению Туси — дать ребёнку доброе имя. По его мнению, достойное имя является двигателем, способствующим его дальнейшему развитию, а имя, которое не соответствует ребёнку, всю жизнь будет доставлять ему неудобства. Недостойное имя способствует тому, что у ребенка появится комплекс неполноценности и в его представлении произойдет искажение чувства «я». Если же давать ребенку смешное и недостойное имя, незначимое имя, отмечает Туси, без сомнения, это оставит в его жизни недобрый след.
Восприимчивость воспитания среди людей разнообразна. Туси указывает на наличие человеческих отличий, и считает важным и значимым в воспитании учет особенностей каждого человека. Он отмечает, что дети более склонны поддаваться воспитанию, чем взрослые, и считает детские годы самым удобным моментом в воспитании ребенка.
Туси убеждён в том, что человек — существо, воспринимающее воспитание, посредством которого он достигнет счастья: «В связи с тем, что народ по своей природе способен к восприятию этих двух факторов, появилась необходимость в учителях, наставниках и воспитателях, при помощи которых можно сойти с пути несчастья и порочности».
В средние века важным трудом в области методики обучения-воспитания была книга «Adabol-Motəəllimin vəlmohəsselin»(«Müəllimlərin və təhsil alanların ədəb qaydaları» — Правила этикета учителей и тех, кто получает образование) Азербайджанского учёного, основателя обсерватории в Мараге — Насреддина Туси.
Написанная в XIII веке эта книга была «дополнена или усовершенствована» религиозными служителями во времена сефевидов (1502-1736). Добавленные религиозные слова настолько отличались от научных и методических указаний произведения, от личного мировоззрения Туси и научных соображений других его произведений, что их с лёгкостью можно выделить из оригинала текста этого произведения.
К примеру, в первой главе книги предмет астрономии представлен как вредная наука. Хотя Туси сам был самым искусным ученым астрономом. Он отмечал, что очень любит эту науку и неоднократно получал удовольствие от своих астрономических открытий. Он также восхвалял этот предмет в своём труде под названием «Mədxəli-nücüm» (Мадхали-нуджум).
В дальнейшем добавление его в произведение становится понятным и поэтому, безусловно, представление астрономии как вредной науки не относится к автору.
Произведение состоит из 12 частей:
В I разделе говорится о значении науки и о необходимости получения образования мальчикам и девочкам (детям). Автор отмечает, что «основная задача науки состоит из изучения необходимых и жизненных вопросов».
Во II разделе отмечено, что «ученики, чтобы уничтожить невежество и «постичь религию» должны учить уроки.
В III разделе говорится, что вначале надо изучить религиозную науку, а затем одну из необходимых для жизни наук: «Студент должен выбрать себе авторитетного, вежливого, добронравного, учителя. При получении образования в другом городе, студент не должен в спешке выбирать себе учителя. Студенты, начавшие занятия не должны без причины менять медресе и учебники. Он сам должен выбрать себе товарища из чистых и пристойных студентов. Во время занятий студент должен внимательно слушать учителя, с уважением относится к нему, и сидеть чуть подальше от него».
В IV разделе показано, что «для получения образования надо быть активным и трудолюбивым. Студент должен определить время того, когда он утром начнёт свои занятия и когда закончит их вечером». Чтобы не дремать на уроке студент должен отказаться от большого количества питья, еды и быть здоровым».
В V разделе приводится суеверная мысль о том, что «Студент должен начать изучение новых тем и новых книг в среду, так как Аллах создал свет именно в этот день» (безусловно, эта идея была добавлена в произведение Туси позже.- Н.И.Ихаги). После таких суеверий, автор, перейдя к правильным методическим указаниям, отмечает, что: «Учитель должен вести занятие в соответствии с научной хваткой и способностью мышления студента. Он должен отказаться от проведения занятий по тем темам, которые студент не сможет понять. В противном случае студент ничего не поймёт из пройденного материала и его время будет потрачено зря. Чем меньше будет объём урока и больше повторов, тем лучше студент освоит материал», «При подготовке занятий намного эффективнее, если студент будет обсуждать их и готовиться вместе со своими товарищами. Помимо ежедневных занятий студент должен повторить 5 раз урок, который будет через день, 4 раза урок, который будет через два дня и 3 раза урок, который будет через три дня и т.д.».
В VI разделе говорится: « В изучении урока надо быть последовательным и упрямым. Каждый получает большое удовольствие от решения сложной и непонятной научной задачи». Приводя пример из собственного опыта, Туси говорит: «Вечером я получаю такое удовольствие от решения научной задачи, что ни один принц не обладает способностью получить такое удовольствие».
В VII разделе говорится: «Срок получения образования не ограничен. Человек может получать образование с рождения и до конца жизни. Но самое подходящее время для образования это молодость. Подходящее время для занятий утро, день и даже вечер. Изучая одну тему, студент не должен переходить к изучению другой темы, если он чувствует усталость». И снова приводя пример из собственного опыта, Туси говорит: «Если я, занимаясь научной работой, чувствую усталость, я обрызгиваю своё лицо холодной водой».
В VIII разделе написано: «Учитель по отношению к студенту должен быть добрым и научить его всему. Он должен стараться, чтобы его ученик в будущем стал одним из великих учёных». Педагог должен быть искренним и отнестись с уважением к студенту, который задаёт вопрос: «Если вопросы ученика были неуместными и неудобными, то не надо смеяться над ним или оскорблять его. Все учёные сначала были неграмотными. Если учитель не знает ответа на заданный вопрос, он не должен скрывать от студента своё незнание и то, что ему трудно ответить на вопрос. Педагог от этого не потеряет уважения, наоборот это повышает значимость и оценку педагога». «Студенты не должны останавливаться на постигнутом, они должны повышать свой интерес к науке».
В IX разделе говорится: «Когда ученик приходит к учителю, он должен взять с собой бумагу, ручку, чернила и записывать то, что говорит учитель потому, что нельзя уничтожить то, что написано. Студент не должен льстить педагогу, но при этом должен быть с ним вежливым». В своей работе Туси отмечает, что «учитель должен быть гордым, сдержанным и аккуратно одетым». Он не должен быть одет роскошно. Педагог должен простым языком и лёгким способом объяснять урок студентам. В конце урока, учитель должен дать студентам возможность задать вопросы и прояснить те вопросы, в которых они испытывают трудности». Об уважении студента к своему педагогу написано: «Студент должен уважать своего педагога и брать с него пример. Он не должен стесняться задавать вопросы своему учителю. В утренние часы хорошо учить наизусть урок, днём писать, а вечером читать. При чтении урока студенты должны отметить для себя важные вопросы».
В X разделе говорится что, «студент не должен есть уличную еду. Он должен есть мало, совершать намаз и читать Коран. Слушать хороших товарищей и следует отказаться от приглашения плохих друзей».
В XI разделе читаем: «Для укрепления памяти и силы интеллекта ученик должен есть мёд или еду с добавлением сахара, а также каждый день есть 21 крупный красный кишмиш. Так как эти блюда уменьшают желчь и мокроту».
XII раздел рассказывает о хлебе насущном и продлении жизни, здесь нет ничего научного, этот раздел также был добавлен в произведение позже (Н.И.Ихаги).
Туси в своей бесценной книге «Ахлаги Насири» («Этика Насира») указывает на то, что в воспитании необходимо обратить внимание на природу каждого человека. Он подчеркивает, что в то же время, нравственность является божьим предписанием, диктующим опираться на природу, и нужно соблюдать порядок существования навыков и чувств, поэтому нужно учитывать, к чему склонны чувства и увлеченность, и соблюдать дисциплину, меру относительно этапов развития и совершенствования природы.
Туси, по поводу преимущества нравственного воспитания придерживается мнения греческих мыслителей и на их фоне рассматривает добродетель умеренной, а умеренность связывает с четырьмя факторами: благочестие, смелость, мудрость и справедливость. Злодейство же относит к трём факторам страстей (пристрастие, гнев и злословие). Хотя мышление Туси совпадает с мнением Аристотеля, однако он по поводу безнравственного злодейства имеет свой новый взгляд, который до этого никем не рассматривался.
По материалам Национальной Академии Наук Азербайджана