Описание Азербайджана и Аррана по аль-Бакуви (XV в.)

Н.Керемов

Абд ар-Рашид ибн Салих ибн Нури ал-Бакуви занимает видное место среди средневековых деятелей науки и культуры Азербайджана. Он был путешественником, географом, климатологом, космографом.

Географический труд Бакуви “Китаб Талхис ал-асар ва аджаиб ал-малик ал-каххар” (“Сокращение [книги] о “памятниках” и чудеса царя могучего”) представляет собой свод сведений о странах и народах, известных в его время ученым Востока и дополненный автором на основе личных наблюдений.

Согласно данным историков, сочинение было написано в 1401-1414 гг. Всю известную ему Землю Бакуви делит на семь поясов (климатов) и дает обоснование этому делению. Основная часть книги посвящена географическим характеристикам этих поясов (зон).

Подробнее об азербайджанских путешественниках и ученых IX в. – XIV вв., трудами которых пользовался Бакуви, можно почитать тут.

В данном материале — о территории Азербайджана, которую Бакуви также описал в своей книге.

**********

Бакуви удалось собрать значительный материал об Азербайджане. И использовал он его в живом и содержательном описании около 30 природных областей, городов и других населенных пунктов, каждому из которых посвятил самостоятельную статью. При этом, что им были весьма точно указаны координаты азербайджанских городов. Бакуви отнес Азербайджан в целом к четвертой и пятой климатическим зонам, отмечая, что там «множество городов, селений, гор и рек».

Рассказав в начале описания четвертой зоны в общих чертах о природных особенностях Азербайджана, Бакуви в дальнейшем, уже в отдельных статьях, говорит о входящих в него регионах и примечательных местах, акцентируя внимание на наиболее существенных природных, этнографических и хозяйственных особенностях, не упуская возможности почти каждый раз упомянуть о том или ином чем-либо прославившемся человеке, уроженце данной местности.

Впрочем, в большинстве случаев это либо политический, либо религиозный деятель, но не забывает Бакуви и ученых, и поэтов.

У Бакуви описание Азербайджана начинается в «четвертой зоне», то есть с южных территорий, и прежде всего называет Ардебиль. Бакуви отмечает природные условия — почвы, воду, климат,— в которых пребывает этот город, замечая при этом, что, несмотря на влажный климат и обилие рек, там нет фруктовых деревьев.

Особое внимание он обращает на возвышающуюся поблизости от города гору Себелан с ее вечными снегами и замечательными холодными и горячими источниками, выбивающимися у подножия горы. В кратком описании Ардебиля у Бакуви, к сожалению, не нашлось места для упоминания о великолепной древней крепости и о том, что город в прошлом в немалой степени затронули исторические события, коими была столь богата эта территория.

До арабского завоевания Ардебиль был центром южного Азербайджана, арабы, захватив его, перенесли столицу в Марагу, а в X в. Юсиф ибн Абу ас-Садж снова сделал Ардебиль столицей государства.

В сочинении Бакуви отмечается, что Азербайджан богат горными реками с быстрым течением. Об одной из них — реке Увайс — он говорит: «Она протекает по многим странам, пока не достигнет моста Дийа ал-Мулка, вблизи Накджувана [Нахчывана]. Он построен из камня и является одним из чудес света».

Здесь, видимо, речь идет о реке Араке и старинном Худаферинском мосте через эту реку.

Затрагивая Тебриз, Бакуви называет его одним из «славнейших и многолюдных городов со здоровым климатом, прекрасной почвой и хорошей водой. Имеет крепкие стены и удивительные здания… Там много рек, и он окружен садами».

И далее: «Это город со множеством благ, богатый плодами; жители его состоятельны и владеют ремеслами. Вблизи города есть серные бани, обладающие удивительными полезными свойствами».

Бакуви восхищается достопримечательностями Тебриза, особенно его архитектурными сооружениями, в их числе он называет «свод гробницы, воздвигнутой султаном Газаном, окруженной медресе и зданиями, не имеющими себе равных по величине».

В городе, пишет он, «есть мечети, медресе, дворцы и удивительные постройки, не поддающиеся подсчету».

К югу от Тебриза, на берегу одноименного озера, раскинулся город, который Бакуви называет Урмийа (Урмия). Основное место в статье о нем уделено озеру «с неприятным запахом. В нем нет рыбы. Там есть остров, на нем селения, горы и сильная крепость».

Как следует из книги, по дороге из Малой Азии в Хорасан, к юго-востоку от Тебриза, находится Зенджан; жители этого города, уверяет Бакуви, славятся своим остроумием: «В окрестных горах есть рудники железа, и, если случается у жителей неурожай, они покупают хлеб не иначе как в обмен на железо».

К югу от Тебриза расположен еще один «известный многолюдный город с многочисленными благами, богатый водой и обильный плодами» (Речь идет о Мараге, у Бакуви — ал-Марага).

Бакуви пишет, что «там есть древние развалины, оставшиеся от магов, медресе и различные здания», и, конечно, упоминается о знаменитой обсерватории, основанной Насреддином Туси.

Он отмечает, что «в Марагинскую обсерваторию приезжали работать и учиться люди со всего Востока, даже из Испании и Китая. Библиотека обсерватории насчитывала 400,000 книг. Между Мараге и Зенджаном лежит город Шиз, около которого находится рудник золота, серебра, мышьяка».

Он пишет, что уроженцем Шиза был «пророк магов Зардушт» (Заратуштра, или Зороастр) — реформатор религии, известной как Зороастризм.

В статьях сочинения Бакуви, посвященных Азербайджану и включенных в описание пятой зоны, говорится в основном о крупных областях более позднего Азербайджана — Арране, Ширване, Мугани, и других населенных пунктах.

**********

И конечно, самая большая статья рассказывает о Баку (у Бакуви — Бакуйа), отмечая, что это «город, построенный из камня на берегу моря ал-Хазар… Его стены омываются водами моря, которое затопило много стенных башен и приблизилось к мечети».

Эти сведения, приведенные Бакуви, дают лишнее свидетельство вековых колебаний уровня Каспия. Далее подробно рассказывается о самом городе, его природных особенностях: «Большинство домов построено на скалах. Воздух там хороший, вода пресная, из колодцев, выбитых в скалах, а выходящие в них ключи исключительно приятны. Там низкие урожаи зерна, и большую часть его привозят сюда из Ширвана и Мугана. Много здесь инжира, граната и винограда. Сады находятся далеко, и большинство горожан отправляется туда в летнее время, живет там некоторое время, а затем возвращается. И так они делают ежегодно».

Много говорится в статье об укреплениях города, его крепостях: одну из них даже «не смогли одолеть татары» (видимо, речь идет о Девичьей башне).

Не забывает Бакуви упомянуть о малоприятных бакинских ветрах: они «дуют и ночью и днем, так что иногда при сильном ветре невозможно человеку идти против ветра, а лошадей и овец в зимнее время даже сбивает в море, и они не могут удержаться на земле».

Ну и конечно же, много слов сказано о «залежах смолы и источниках нефти, ежедневная добыча которой превышала 200 верблюжьих тюков». Отмечается, что «близ источников есть там твердая земля желтого цвета, которая горит наподобие свечей. От нее отламывают куски и везут в город для отопления домов и бань».

Крайне любопытно описание острова Пираллахи (остров Артем): «Около города есть обитаемый остров, с которого охотятся за водяными собаками [тюленями]. С них сдирают шкуру и вытапливают жир, используемый как масло в светильниках. Из шкур выделывают мешки, наполняют их нефтью и перевозят на кораблях в другие страны. Там много газелей, и нигде нет им подобных. В некоторые годы там виден большой огонь, выходящий из моря и поднимающийся на высоту, видимую с расстояния одного дня пути и даже больше. Этот огонь горит длительное время, а затем гаснет».

Хотелось бы отметить, что об обитаемости этого острова (под названием Талга) было известно еще древнеримскому географу I в. Помпонию Мела. Он писал, что остров отличается плодородием, имеет пресную воду, богат овощами и фруктами, и отнес его к «святым местам». Указание о наличии пресной воды на Пираллахи («Святом острове») можно найти и в работах известного русского гидрографа XVIII в. Ф.Соймонова, а также в записках Кавказского общества сельского хозяйства середины XIX в., когда там было «несколько ключей свежей и вкусной воды».

Об окрестностях Баку у Бакуви говорится, что там много селений и «каждое селение имеет укрепленную цитадель с прочными стенами». Называются многие выходы нефти и газа, упоминаются соляные копи, «где добывают отличную соль, вывозимую в другие страны».

Описывая Ширванскую природную область, Бакуви указывает, что название ее связано с именем царя Ануширвана: «часть имени опустили ради облегчения произношения». Далее говорится о горах, пещерах и растительности области. Отмечается, что из Ширвана «происходит достойный мудрец Афдал ад-Дин ал-Хакани (Афзаладдин Хагани)… Он обладал исключительной способностью слагать стихи, остерегался пороков, которым предаются поэты, соблюдал законы доблести и скончался в 581 г. (хиджры) в Тебризе».

В описаниях географических объектов пятой зоны, находящихся на территории Азербайджана, пожалуй, больше всего места отведено Аррану и его городам.

Бакуви пишет, что «Здесь много городов и селений. Главные города — Джанза и Байлакан. Там протекает река ал-Кур [Кура], берущая свое начало в стране Хазаран, затем текущая по стране Абхаз, в области ал-Лай. Затем течет мимо города Тифлиса, пересекая его, затем мимо Ганджи, Шамкура [Шамхора] и течет у ворот Барды; потом она смешивается с водой Аракса, который меньше ее, и вливается в море ал-Хазар… Там есть запруда для рыб где вылавливается различная рыба и разводится водоплавающая птица. Там много рисовых полей».

Последние фразы, видимо, относятся к территории нынешнего Кызылагачского заповедника, и к Ленкорани, издавна известной возделыванием многих сортов риса.

Текст о «Джанзе» рассказывает об одном из самых известных и крупных городов Азербайджана— Гандже. Сообщается, что город сильно укреплен и служит пограничной крепостью вблизи границ Грузии. Он «обилен благами и зерном», жители его «искусны в выращивании шелковичных червей и выделке шёлка». Отсюда родом один из величайших азербайджанских поэтов — Низами Ганджеви. А выходцем из другого города и крепости — Бейлакан является поэт Муджир ад-Дин ал-Бейлакани (ум. в 1198 г.).

Упоминает Бакуви и старинный город Барду. Отмечается, что это приятное место, что там растут фундук, каштаны и какой-то особый сорт фруктов, «который называется «даркал», который по размеру «похож на рябину». И еще говорится, что там есть мулы, «превосходящие мулов всех областей».

И действительно, во времена Бакуви вокруг Барды были труднопроходимые густые леса с обилием диких фруктов и среди них рос даркал (кизил), напоминающий рябину. В большом количестве фрукты выращивались и в садах. Были там и крупные маслиновые плантации, полностью уничтоженные многочисленными иноземными нашествиями. Немалое влияние на природу здесь оказало и не всегда разумное вмешательство местного населения.

Упоминает Бакуви и еще одноу средневековую область — базз. Как он пишет, она расположена «между Арраном и Азербайджаном [имеется в виду Иранский Азербайджан]». В статье о ней отмечается, что это влажное место с обильными туманами, что небо там проясняется очень редко, что, по слухам, там течет большая река, видимо, изобилующая целительными минеральными источниками.

Бакуви отмечает, что «если в ней искупается человек с застарелой лихорадкой, то она исчезнет». Упомянул эту область Бакуви главным образом из-за того, что оттуда вышел Бабек (ок. 798—838) — предводитель антифеодального восстания в Азербайджане.

Кроме родного азербайджанского языка Бакуви в совершенстве владел фарси и арабским языками. Он был знаком с важнейшими географическими сочинениями и другими научными трудами своего времени. Большая эрудиция, тонкая наблюдательность в путешествиях дали Бакуви возможность создать собственные сочинения, принесшие ему широкую известность.

По материалам книги автора “Путешествия Бакуви”