Шеки: Дворец ханов и местные караван-сараи в 1985 г. (ФОТО)

Анатолий Сирота – доктор технических наук, профессор. В 1968-1985 годах он неоднократно приезжал в Азербайджан в командировки. В 1985 году он побывал в Шеки.

Будучи в Шеки, Сирота естественно посетил местные караван-сараи, а также Дворец Шекинских ханов.

Сохранились описания путешествия в Шеки дочери Сироты — Марины Аграновской, как и фотографии самого Сироты, которые дочь профессора отсканировала и обработала для публикации.

КАРАВАН САРАИ

Как писала М.Аграновская: «Шеки издавна был богатым городом, через который проходили оживленные торговые пути, в тои числе – Великий шелковый путь. Здесь было пять больших караван-сараев, из которых до наших дней хорошо сохранились Верхний и Нижний (оба XVIII века). Хотя мы уже побывали к тому времени в Средней Азии и видели там много памятников мусульманской архитектуры, шекинские караван-сараи, самые крупные в Закавказье, поразили нас своей монументальностью. Площадь Нижнего караван-сарая 8000 кв. м, Верхнего – 6000 кв. м., в каждом из них более 300 комнат.

Верхний караван-сарай был в 1985 году почти полностью отреставрирован… Главный фасад Верхнего караван-сарая с высокими – в два этажа – окнами обращен к берегу реки Гурджаначай. Въездная арка размещена на уровне третьего этажа, это связано с заметным уклоном рельефа вдоль реки. Въездные ворота ведут в караван-сарай с четырех сторон. Когда их закрывают, караван-сарай превращается в неприступную крепость.

В центре прямоугольного внутреннего двора находится бассейн. Купцы хранили товары в подвалах, торговали на первом этаже, а жили на втором.

По сравнению с мощным караван-сараем минареты Шеки показались нам миниатюрными. В прошлом мечетей в городе было очень много, но в советские времена их число сильно уменьшилось. На одном из слайдов виден возведенный в XVIII веке минарет полуразрушенной мечети Гилейли. Это самый высокий минарет в районе Шеки.

Ханская мечеть, построенная в 1770 году, считалась самой красивой в Шеки. К мечети примыкает кладбище с надгробиями, на которых сохранились резные орнаменты и надписи на арабском языке. На кладбище похоронен знаменитый хан Гаджи Челеби, его родственники и приближенные. Благодаря Гаджи Челеби Шеки стал, хотя и ненадолго, столицей независимого государства. В 1743 году Челеби с помощью своих приближенных убил наместника иранского шаха и объявил себя шекинским ханом. Династия Челеби, при которой Шеки достиг наивысшего расцвета, правила вплоть до присоединения Шекинского ханства к России в 1819 году.

Заслуги Гаджи Челеби не помешали тому, что в советское время Ханская мечеть вначале использовалась как склад, а в 1978-1994 годы – как «Дом интеллигенции». Именно тогда мы и посетили это место. В 1994 году местные жители отремонтировали и восстановили мечеть.»

 

ДВОРЕЦ ШЕКИНСКИХ ХАНОВ

Далее следует рассказ М.Аграновской о дворце Шекинских ханов: «…дворец, нарядный и яркий, как цветок мака на зеленом горном склоне. Говорят, что если бы нужно было представить миру всего один пример архитектуры и искусства Азербайджана, следовало бы выбрать дворец шекинских ханов. Он был построен в самом конце XVIII века. Так же как и в жилых домах Шеки, в его конструкции сочетаются внутренний деревянный каркас и кирпичная кладка, поэтому подземные толчки, нередкие в этих краях, не нанесли ему вреда.

Весь декор сосредоточен на южном фасаде дворца. На фасад выходят ряды окон со съемными витражными рамами – шебеке. Шебеке собраны из тысяч мелких деревянных деталей без клея, гвоздей и скреп. Цветные стеклышки заполняют ажурную раму, подобно мозаике. Пояса шебеке прерывают сверкающие «сталактитами» стрельчатые ниши входных порталов и лоджий.

Фасад покрыт нежной кружевной резьбой по гаже – так называют на Кавказе смесь глины и гипса (в Средней Азии этот материал известен как ганч).

Даже этот богато орнаментированный фасад кажется сдержанным по сравнению с лавиной цвета, которая обрушивается на нас во дворце. Кажется, что мы попали внутрь расписной шкатулки. Витражам-шебеке не уступают яркостью росписи, которые заполняют стены, потолочные плафоны, ниши. Расписные «сталактиты» декорируют стыки стен с потолком. Фантастические сплетения растений, птицы, сцены битв и охоты, орнаменты – все это напоминает роскошный восточный ковер.

Росписи конца XVIII – начала XIХ веков сохранили до наших дней свою свежесть. Азербайджанские мастера сами изготовляли темперные краски, растирая их на яичном желтке. Стены перед началом работы особым образом обрабатывали: на тщательно оштукатуренную поверхность наносили гипсовую смесь, в состав которой тоже входило яйцо. Поверхность отглаживали до тех пор, пока она не становилась как бы полированной.

К сожалению, освещение залов было недостаточным для того чтобы сфотографировать общие виды интерьеров на обращаемую пленку фотоаппаратом «Киев» без штатива и вспышки. Удалось запечатлеть лишь фрагменты сказочного убранства дворца. Но мы рады и этому: в наши дни, как сообщают блогеры, во дворце шекинских ханов фотографировать не разрешается…»