И.Гаджиев, Э.Кябизаде
В 1918-1920 годы, после развала громадной Российской империи Нахчыван, оказавшийся, по сути, оторванным от остального Азербайджана, лицом к лицу с заклятым врагом, стойко сражался в одиночку — как на поле боя, так и на дипломатическом ристалище. Это была битва не только за Нахчыван и даже не только за Азербайджан, подчас она приобретала даже религиозную, общее мусульманскую окраску.
В 1915 году в городах Нахчыван и Джульфа была создана партия националистического характера ”Муджахеддин” ,что что означает воители за веру. Четверо лидеров этой партии — Миргейдарзаде, И. Джамалбеков. К. Сафарбеков и Р. Сафарбеков многое сделали для отражения атак армянских дашнаков на Нахчыван.
Из них Исмаил Джамалбеков сражался за Нахчыван на дипломатических фронтах, и достойно вошел в историю азербайджанской дипломатии.
Исмаил-бек Джамалбеков, сын Аббасгулу Джамалбекова родился в 1883 году в Нахчыване. В феврале 1918 года, когда Закавказский Сейм, пришедший на смену Закавказскому Комиссариату (исполнительная структура, сменившая 11 ноября 1917 года Особый Закавказский Комитет), активизировал деятельность по формированию в регионе независимых государств, И. Джамалбеков был в первых рядах тех, кто прилагал усилия по налаживанию надежной обороны нахчыванского края от дашнакских нападений, сыграв важную роль в формировании отрядов народной самообороны.
Благодаря своим лидерским качествам он за короткое время искал большой уважение и стал одним из лидеров партии”Муджахеддин”. Позже, в 20-е годы он находился на дипломатической работе в качестве первого консула Нахчыванской ССР в иранском городе Маку.
В книге С. Садыкова “Из истории Нахчыванской Автономной Республики” отмечается, что в двадцатые годы Нахчыванской ССР располагала более широкой автономией, имела свои консульства в разных городах Маку, Хой и Тебриз, своего уполномоченного при консульстве РСФСР в турецком городе Карсе, а также представительства в Баку,Тифлисе и Иреване.
В самом Нахчыване военное представительство Турции действовало до июля 1926 года, а Консульство Ирана – до 17 ноября 1938 года. Первыми консулами Нахчывана в Маку был Исмаил-бек Джамалбеков , в Тебризе — Гасым-бек Джамалбеков. В январе 1922 года Азиз Шариф был назначен представителем Нахчыванской ССР в Грузинской ССР.
Следует отметить, что Нахчыван издавна имел тесные связи с Маку. Весной 1918 года, когда Баку находился в руках дашнаков и эссеров. Глава Нахчыванского Национального Комитета Джафаргулу-хан Нахчыванский отправился в Макинская ханство, которое тогда контролировали османские войска, и через хана провел с турецким командованием переговоры об отправке военного контингента в Нахчыван.
В письме, врученном 19 января 1921 года турецкому командующему Кязиму Карабекиру, есть такие строки: «независимость Нахчывана признали советские республики Армения, Украина, Дагестан, а также хан Маку и глава города Тебриза”.
В январе 1921 года среди офицеров 106-го полка 11 Красной армии, стоявшей в Нахчыванском селении Шахтахты, начался мятеж. В ночь на 11 января, несмотря на принятые чрезвычайным комиссариатом и турецким командованием меры, почти 300 солдат и офицеров полка перешли по мосту через реку Араз на территорию Макинского ханства. Этот инцидент привел к напряженности в отношениях между Нахчыванской ССР и ханством.
Муртузагулу хан был недоволен тем, что взбунтовавшиеся красноармейцы, соединившись с находившимися на иранской территории деникенцами, стали заниматься грабежами и разбоем, и прервал отношения с Нахчываном. В нормализации двусторонних отношений значительную роль сыграл Исмаил –бек Джамалбеков. В бытность консулом в Маку, он стойко отстаивал интересы Нахчывана и Азербайджана в целом.
Возможно, эта его принципиальность и преданность национальным интересам и привлекла недоброжелательное внимание советских властей, а заодно и замаскировавшихся под большевиков дашнаков.
5 января 1938 года выездная сессия военной коллегии Верховного суда СССР приговорила Исмаил-бека за”контрреволюционную националистическую деятельность” к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение на следующий день.
Супруга Исмаила Джамалбекова Гюллю Шариф-кызы как ”жена изменника родины”, в соответствии с постановлением ЦИК СССР от 4 июля 1934 года, была арестована 31 декабря 1937 года и решением особого совещания НКВД СССР от 9 апреля 1938 года приговорена к 8 годам исправительно-трудовых лагерей.
По материалам книги «Нахчыванские дипломаты«