О.Буланова
В октябре 1973 года в СССР произошло беспрецедентное событие: в Баку прошел 24-й Международный конгресс астронавтики (IAC), организованный Международной федерацией астронавтики (IAF). Самый первый истории Астронавтический конгресс состоялся в Париже в 1950 году и за 22 года для очередного конгресса не был выбран ни один советский город. А список городов, где проходили конгрессы, был внушительным: Лондон, Рим, Вашингтон, Нью-Йорк, Токио, Пекин, Рио-де-Жанейро и т.д.
Впрочем, и после 1973 года ни один советский город также не был выбран. В постсоветский период опять же ни один город бывшего СССР не удостоился чести принимать IAC – до 2023 года, когда Баку ровно через 50 лет повторно был избран для проведения Конгресса. Таким образом, в 1973 году Баку стал первым и единственным советским (и далее постсоветским городом), принявшим этот престижный и важный конгресс.
Такое событие могло стать возможным только благодаря колоссальным усилиям руководителя АзССР Гейдара Алиева. Он уделял огромное внимание развитию космической отрасли республики, азербайджанские специалисты активно участвовали в космической программе СССР. Различные структуры республики – Академия наук АзССР, Институт космических исследований, Институт дальней связи – разрабатывали различные приборы, оборудование и компоненты для спутников и космических кораблей. В Азербайджан производились панели солнечных батарей, микросхемы, видеокамеры инфракрасного диапазона, а также невероятно дорогие масла из нефти, которые применялись на космических кораблях. Эти масла была дороже золота и не производились более нигде. Гейдар Алиев провернул просто-таки гигантскую операцию, чтобы именно Баку – не Москва и не Ленинград! – принял впервые на советской земле Астронавтический конгресс.

Азербайджан вообще был «космической» республикой. Ведь именно азербайджанцем был один из самых важных, значимых деятелей космонавтики – Керим Керимов, председатель Государственной комиссии по летным испытаниям пилотируемых кораблей, один из основателей советской космической программы.
Председатель Госкомиссии Керимов с 1967 года лично отправлял в космос все экипажи космических кораблей и именно ему они отчитывались в выполнении задания после приземления. Несмотря на важнейшую роль, личность Керимова была строго засекречена на протяжении большей части его карьеры, его имя не упоминалось в СМИ, в телерепортажах его показывали только со спины и был слышен лишь его голос.

Азербайджанцем был и Физули Фараджев, действительный член Академии общественных наук РФ, обладатель почетной медали имени К.Э. Циолковского Федерации космонавтики РФ, непосредственно участвовавший в создании знаменитого космического самолета «Буран» и впоследствии генеральный директор ОАО «Техно-Свар-ТМЗ», созданого на базе сборочно-сварочного производства Тушинского машиностроительного завода, где Фараджев в молодости принимал участие в создании знаменитых несгораемых панелей, которыми был обшит «Буран».
Конгресс в Баку проходил с 7 по 13 октября во дворце им. Ленина (позднее Дворец им. Гейдара Алиева) под девизом «Космические исследования: влияние на науку и технику». В Баку прибыло около полутора тысяч крупнейших ученых, космонавтов и астронавтов почти из 30 стран. Среди советских представителей были космонавты Г.Т.Береговой, В.А.Шаталов, В.И.Севастьянов, Б.Б.Егоров.


Сенсацией конгресса стал тот факт, что туда впервые в СССР (!) приехали американские и европейские руководители космических программ (директор американской Лаборатории ракетных двигателей В.Пикеринг, руководитель французской космической программы Ж.Денис, вице-президент американской фирмы «Рокитдайн» П.Кастенхольц, руководитель работ по главному двигателю космического аппарата и др.), а также астронавты, например, Томас Стэффорд, являвшийся одним из 24 человек, которые в составе экспедиции «Аполлон-10»долетели до Луны, но он не высаживался на нее. Т.Стэффорд включен в Зал славы астронавтов США.
Присутствовали и советские генеральные конструкторы, некоторые из которых – под вымышленными фамилиями. Приехали и знаменные советские ученые, например, Александр Михайлов, известнейший астроном, старший научный сотрудник Главной астрономической Пулковской обсерватории, академик Академии Наук СССР. Именно он стал прототипом Януса Полуэктовича Невструева в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».


Среди почетных гостей были президент Международной академии астронавтики С.Дрейпер, генеральный юрисконсульт МАФ В.Копал (Чехословакия), директор румынского Института механики жидкостей Э.Карафоли, академик В.Фишдон (Польша) и др.
Во время Конгресса были проведены пленарные заседаний, лекции и встречи. Было заслушано 352 доклада по различным проблемам космонавтики в рамках работы 11 секций, а также в рамках восьми симпозиумов и коллоквиумов и четырех специально организованных дискуссий.
Были рассмотрены самые разные вопросы: использование космических лабораторий для народного хозяйства, совместное освоение космического пространства, исследование Марса и создание на нем международной лаборатории и т.п. Обсуждались традиционные направления космических исследований – астродинамика, биоастронавтика, конструкции космических аппаратов, газодинамические проблемы космических полетов и процессы в реактивных двигателях.
Помимо традиционных тем, на Конгрессе широко обсуждались новые направления космонавтики, которые будут определять ее развитие на ближайшие десятилетия. Например, проблемы разработки транспортных космических кораблей класса «Земля-орбита», буксиров класса «орбита-орбита» и т.п. Обсуждались и насущные вопросы инспектирования автоматических спутников для проведения ремонта непосредственно на орбите, замена оборудования.


Серьезный резонанс получили на конгрессе доклады о космических методах изучения окружающей среды и природных ресурсов Земли, доклады, посвященные различным технологическим экспериментам в космосе. Обсуждали и многие другие вопросы, например, тему «космос и образование», космическое право.
В рамках Конгресса были проведены организованные IAF симпозиумы по истории астронавтики, по безопасности и спасению в космосе, по уменьшению стоимости космических исследований, а также по внеземным цивилизациям. Состоялся первый международный симпозиум по вопросам теории относительности в космосе, по международной орбитальной лаборатории, по совместному изучению верхней атмосферы Земли, по проблемам создания международной лаборатории на Марсе.
Был поднят и важнейший вопрос создания замкнутых систем жизнеобеспечения астронавта в космическом полете. Такие системы должны восстанавливать необходимые компоненты из продуктов жизнедеятельности, осуществлять своеобразный круговорот веществ в миниатюрном мире космического корабля. На конгрессе выяснилось, что американские ученые стремятся использовать для восстановления необходимых продуктов различные физико-химические методы – поглотители, реактивы и т.п., советские же делают упор на поиск комбинаций биологических систем, способных превращать отходы жизнедеятельности в новые полноценные продукты. Видимо, сказался советский менталитет, сформированный в условиях тотального дефицита в СССР, когда невозможно было найти самого необходимого. Вот и перекинулось даже на космическую сферу стремление починить безнадежно сломанное и отжившее и сделать из отбросов и отходов что-то новое и полноценное…

Доклады были посвящены и юбилеям. Например, 100-летию Всемирной метеорологической организации. Были подняты вопросы метеорологии, гидрологии и океанологии, исследования природных ресурсов (главным образом космическая геология), сельского и лесного хозяйства, распознавания природных объектов в связи с развитием космической техники; 25-летию Всемирной организации здравоохранения. Еще один юбилей не мог не остаться без внимания: 500-летие со дня рождения Н.Коперника. В рамках чествования великого польского астронома был сделан акцент на значение его работ для мировой науки, в частности, для небесной механики, с которой тесно связана такая современная область знания, как астродинамика. Среди делегатов конгресса была распространена книга Л.И.Седова «Мысли об ученых и науке прошлого и настоящего», в которой помещена большая статья, посвященная научному наследию Н.Коперника.
Оживленно проходили заседания секций «Безопасность в юношеских экспериментах по ракетной технике» и «Вопросы образования». Состоялись также III студенческая конференция IAF.
Особое внимание на конгрессе было уделено вопросу о совместном полете космических кораблей – советского «Союза» и американского «Аполлона».

Во время работы Конгресса было показано несколько очень интересных документальных фильмов. Сенсацией стал показ советского кинофильма «Крутые дороги космоса». В нем была представлена наземная модель марсианского корабля. Это была вращающаяся со скоростью 48 угловых град/сек квартира-центрифуга «Марс-Орбита», где во время непрерывного вращения на протяжении нескольких недель проживал экипаж из двух человек. Их регулярно посещали во время вращения специалисты-исследователи.
Американцы же привезли лишь мультипликационный фильм с фантазиями о межпланетном полете.


Подготовка и проведение Конгресса осуществлялись утвержденным Президиумом Академии наук СССР оргкомитетом, который возглавлял академик Л.И.Седов. Работой азербайджанского республиканского оргкомитета руководили зам председателя Совета Министров Азербайджанской ССР И.Ибрагимов, президент Академии наук Азербайджана член-корреспондент АН СССР Г.Абдуллаев и академик АН АзССР А.Гусейнов. На открытии Конгресса во дворце им. Ленина 8 октября выступили Л.И.Седов, президент IAF Л.Наполитано (Италия), эксперт ООН по космосу Г.Мурти.
Не обошелся конгресс и без трагедии. Одним из советских участников был действительный член Международной академии астронавтики, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор Юрий Александрович Победоносцев. Он должен был выступать с докладом «Из истории организации и деятельности Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ)». Но 8 октября, в день официального открытия конгресса, он внезапно упал в вестибюле и скончался. После смерти в его бумагах супруга Победоносцева нашла записку: «Когда будут со мною прощаться в крематории или на кладбище, хочу, чтобы исполнялся вальс цветов из «Щелкунчика», но только не печальные реквиемы. Особенно я не люблю похоронные марши». Победоносцев был настолько знаменательной фигурой в советской космонавтике, что стал персонажем художественного фильма «Королев» (2007 год).
Для участников и гостей Конгресса была разработала интересная развлекательная и ознакомительная программа. Они гуляли по Баку, знакомились с достижениями азербайджанской науки и техники.



Сильное недоумение вызывает реакция на Конгресс центральной советской печати. Вполне ожидаемо было бы, чтобы все советские газеты вышли в день открытия Конгресса под «шапками» аршинными буквами, мол, впервые в Советском Союзе произошло событие космической тематики всемирного масштаба. Ведь СССР в космической области был всюду первым: первый спутник, первое животное в космосе, первый человек… Но нет… Центральные газеты («Правда», «Известия») лишь 9 октября, на следующий день после даже не начала работы Конгресса, а после его официального открытия 8 октября, опубликовали коротенькие идентичные обращения Совета Министров СССР к участникам и гостям Конгресса: мол, Правительство СССР «сердечно приветствует участников и гостей» и «с удовлетворением отмечает», что в этом году Конгресс проходит «в стране, открывшей дорогу в космос».
Далее о том, как в нашей стране ширится освоение космоса, решаются задачи народного хозяйства и другие трескучие лозунги. В конце – пожелание участникам успехов в работе и «личного счастья». И всё. Центральная и самая главная в СССР газета «Правда» поместила это приветствие в самом низу 2-й страницы. А на первой – хлеборобы что-то там засыпали в закрома Родины, а с Японией провели переговоры о добрососедстве. Все это, безусловно, «важнее» беспрецедентного события…
На следующий день после окончания работы Конгресса, 14 октября, «Правда» соизволила опубликовать еще одну заметку – на сей раз даже не на 2-й, а на 6-й, последней странице, в соседстве с карикатурами и программой телепередач. «Космос служит людям» – так называлась заметка. Она практически вся была посвящена паре вопросов, которые поднимались на Конгрессе советскими учеными. Это вопрос теории относительности в космосе и вопрос наличия внеземных цивилизаций. В конце одно коротенькое предложение о гостеприимной азербайджанской земле.
На этом фоне выделяются собственные корреспонденты «Известий» в Баку Э.Алиева и Б.Коновалов, которые прислали в газету репортаж в два раза больший, чем приветствие Совмина. Репортаж вышел 11 октября. В нем весьма эмоционально описан переполненный участниками зал дворца им. Ленина, показ документальных советских фильмов, посвященных заселению космоса и т.п., выступление космонавтов Г.Береговово, В.Севостянова, А.Николаева и других, а также советских ученых. Один абзац был посвящен выставке научно-фантастической живописи «Космос завтрашнего дня», проходившей в рамках Конгресса.

Единственное, в чем была, безусловно, права газета «Правда» от 14 октября – так это в том, что Конгресс завершил работу, а память в Баку осталась. Например, в Аллее космонавтов, которые заложили в парке Дружбы народов (на склоне Бадамдартских гор в сторону Шихова) космонавты Береговой, Севастьянов и Егоров, высадив там кипарисы. Память осталась среди бакинцев, которые – в отличие от центральной прессы – понимали всю важность состоявшегося события.
В честь этого конгресса Министерство связи СССР выпустило памятный конверт, специальный художественный штемпель, марки. Все это стало филателистической редкостью и напоминает о грандиозном событии. Память осталась и в среде международного сообщества. Иначе как объяснить, что ровно через 50 лет Баку снова принял Международный конгресс астронавтики?
Использованы статьи из сборников Академии Наук ССР (1974 г.), Тезисы Астронавтического конгресса (1973 г.), заметки из газет «Правда», «Известия» и «Бакинский рабочий» (1973 г.)