О.Буланова
В период с 1914 по 1924 год в истории российской открытки наступили трудные времена. Та же ситуация имела место на окраинах империи, в том числе в Баку.
Старинные открытки изменили свое сюжетное содержание из-за пережитых Российской империей Первой мировой и Гражданской войны, Октябрьского переворота 1917 года, а так же наступившей затем разрухи. Тиражи выпуска открыток значительно сократились, качество печати стало более низким, открытки часто печатались в один цвет.
Когда политическая и экономическая ситуация в образовавшейся впервые на планете советской стране начала постепенно стабилизироваться, открытка снова оказалась востребованной продукцией в совершенно новом обществе. Правящая верхушка сразу же оценила идеологическую силу изобразительной открытки, получившей популярность на всей территории Советского Союза. Такая почтовая продукция выпускалась тысячами экземпляров и расходилась мгновенно. Но печать в один цвет все-таки часто имела место.
В конце 1920-х – начале 1930-х годов изданием открыток занимались многие художественные объединения. Одной из них стала Ассоциация художников революции, или АХР. Главным девизом этого объединения были уже популярные на то время слова «Искусство в массы».
С 1929 года Ассоциация занималась достаточно успешным изданием открыток. Порой тиражи доходили до 50 тысяч экземпляров.
В 1930 году в Москве открылось издательство «Изобразительное искусство» (ИЗОГИЗ), которое в числе другой продукции начало выпуск открыток. Параллельно еще с дореволюционных времен существовало Контрагентство печати, которое при советской власти стало называться Всесоюзным.
Оно выпускало открытки во второй половине 1920-х и самом начале 1930-х годов. Потом Всесоюзное Контрагентство печати было преобразовано в «Союзпечать». Активно работал Кино-Фото Трест, также выпускавший открытки. Все эти издательства и агентства печатали открытки и с бакинской тематикой.
В 1931 году был создан трест «Союзфото», всесоюзное объединение, выпускавшее в том числе и открытки, также с бакинской тематикой. В самом же Баку существовало издательство «Азерфото» с теми же функциями и некоторые другие мелкие кооперативы, выпускавшие открытки с местными видами.
Все эти издательства (московские, ленинградские, бакинские) выпускали большое количество видов открыток огромными тиражами. Любопытно, что агитационных открыток с азербайджанской тематикой издавалось очень мало – в основном, это были открытки, посвященные промышленности, нефтедобыче и т.п. Подавляющая же масса была посвящена видам Баку.
Отдельно стоит серия открыток начала 30-х годов, выпущенная Обществом «Друзья детей». Эта серия была призвана обратить внимание на бедственное положение сирот и беспризорников, которых советская власть сама же и породила.
Филокартисты до сих пор активно собирают ранние советские открытки с видами Баку. Наиболее часто среди них встречаются открытки, выпущенные издательством ИЗОГИЗ, Всесоюзным Контрагентством печати и «Азерфото».
Виды Баку на открытках 1920-х годов. Часть 1
Виды Баку на открытках 1920-х годов. Часть 2
Виды Баку на открытках 1920-х годов. Часть 3
Виды Баку на открытках 1920-х годов. Часть 4
Ичери-Шехер и Девичья башня на открытках 1920-х – начала 1930-х гг.