За пределами Поля Чудес: Леонид Якубович вспоминает шок от беседы с Гейдаром Алиевым

Знаменитый ведущий популярной во всем СНГ передачи «Поле Чудес» Леонид Якубович был в Баку несколько раз. Встречался он и с национальным лидером, президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым (1923-2003), и полученное от встречи впечатления у Якубовича сохранились надолго.

Он вспоминал: «Я в своей жизни встречал ну может быть несколько, но это неправда… Наверное, человек пять таких сильных личностей. Я даже не предполагал насколько может быть могуч человек. Это было очень давно. Это было так давно… По-моему, это было в 1990-х годах. Мы играли в «Поле Чудес» в каком-то спортивном зале, а утром у нас должна была быть встреча, он пригласил в гости.»

«Принимали замечательно, вечер прошел как одна минутка. И утром мы пришли, по-моему, часов в десять. Была протокольная встреча, если я не ошибаюсь, на двадцать минут. Он сидел во главе, посадил нас рядышком. Стояла пресса, стояла его пресс-служба. Совершенно неожиданно для меня, он обьяснил мне политическое положение Азербайджана, экономику, еще что-то. Я не понял ни одного слова,» — вспоминал телеведущий.

«Он [говорил] очень тихим, спокойным голосом в общении…. я не знаю как остальные, я просто не помню чтобы он повышал голос когда-нибудь. Он сказал «Все свободны». Мы встали, и [мне] он сказал «а вы посидите»,» — вспоминал Якубович.

Он вспоминал, что эти двадцать минут превратились в разговор, который длился больше двух часов. Сам Якубович назвал ее «совершенно удивительной беседой«.

«… которую беседой я собственно назвать не могу. По абсолютно непонятной для меня причине — я представить себе не мог почему я это делал — я ему рассказал все. По-моему, с момента моего рождения. Он слушал, иногда он кивал головой. Иногда он как-то направлял беседу, когда я начинал выдыхаться, каким-то междометьем. Он не очень оценивал то, что я говорю, абсолютно никак не ставя меня ниже себя, никак не обозначая местоположение в котором я нахожусь, и собственно говоря с кем я разговариваю. Иногда он смотрел в мою сторону, иногда нет,» — вспоминал Якубович.

Якубович, даже спустя годы, не смог понять, почему в ходе встречи он так охотно рассказывал Гейдару Алиеву о себе.

«Я представить себе не могу почему я это сделал. Я рассказал все, как я родился, какое у меня было детство, про папу, маму рассказал, как папа воевал… Я говорил и говорил бесконечно, и у меня не было ощущения что это я говорю. Было ощущение, что мы разговариваем. Мы говорили обо всем. Об искусстве, об экономике, мы говорили о нефти. Мы говорили о кино, о театре. Мы вспоминали каких-то ребят, с которыми он встречался уже на этой должности, кто приезжал к нему, какие у него интервью брали. Как он оценивал это интервью с точки зрения того, кто спрашивет, и кому он отвечал,» — вспоминал он.

При этом, Якубович подметил одну интересную деталь.

«… при всем при этом, видит Бог, как я тогда не обратил на это внимание — он ведь практически молчал. Он очень мало говорил. Как у него это происходило, каким образом… но у меня было ощущение, что я с ним знаком тысячу лет и он только сидит и ждет, когда же я наконец приду и расскажу ему все,» — вспоминал он.

Телеведущий рассказывал, что на него огромное впечатление произвел интеллект и харизма Г.Алиева.

«У меня было несколько случаев в жизни, когда я не мог положить на бумагу свои ощущения. Вот это из этого ряда. Только потом, оценивая наш разговор, я стал понимать почему за ним народ пошел. Почему его не просто слушали, почему его СЛЫШАЛИ. Глобальная личность,» — отмечал Якубович. «Это было, я так думаю, какое-то совершенно безмерное уважение к этому человеку, и надежда что он и только он, спасет положение.»

Он также коснулся времен второй половины 1980-х годов, когда у Г.Алиева начались проблемы в высшем руководстве СССР.

«В конце концов, он смертен, и я так думаю, что если бы чуть-чуть ниже была бы эта категория, они бы от него избавились. Он, наверное, слишком многим мешал, в те годы. Но я убежден, ни у кого бы, наверное, не поднялась рука. Как и случилось. Я другого такого не знаю…,» — рассказывал Якубович.

По материалам портала «Москва-Баку»