А.Ализаде
Вклад Гасан бека Зардаби, который играл большую роль в формировании общественного мнения Азербайджана, неоценим в истории создания и развития национальных СМИ. Он получил образование в Московском университете и его присутствие в рядах представителей интеллигенции, жизнь в Москве сыграло важную роль в формировании его мировоззрения.
Когда в 1871 году в Азербайджане вышла первая русская газета «Бакинский листок», Зардаби также публиковал здесь свои статьи. Редактор газеты Кристиан Цинк, преподаватель реальной гимназии в Баку, имел давние отношения с Зардаби, когда тот продолжил свою педагогическую карьеру в этой гимназии.
Зардаби неоднократно выступал с инициативой создания благотворительного общества и опубликовал интересную статью в газете на эту тему.
Позднее в газете «Хаят» он пишет об уставе Благотворительного общества: «…В 1871 году я разработал устав Благотворительного общества для наших мусульман. Но не только немусульмане, даже те, кто подал заявку на это, не пришли на мой призыв».
Как видно, Зардаби использовал все возможные средства, чтобы вывести народ из трудной ситуации, и был инициатором создания сообществ для их обучения. Появление первой национальной прессы – высшая вершина творчества Зардаби.
Таким образом, издание газеты «Экинчи» принесло с собой систему жанров прессы, систему печатных изданий и технику газетной печати, положившую основу пресс-школе. После «Экинчи» в газетах имели место такие жанры, как научные статьи, полемические статьи, письма, обзоры, путевые записки, автобиографии и т.д. В частности, полемическая статья конца XIX и начала XX века представила себя как более актуальный жанр.
В 1875–1877 годах в газете «Экинчи» были опубликованы противоречивые взгляды на тему науки и религии, и полемика продолжалась в различных номерах. Полемические взгляды на науку и религию начались со статьи Ахунда Абу Тураба «Какие науки нам нужны?» в газете «Хаят». В этой полемике участвовали А.Гусейнзаде и другие сотрудники газеты.
Даже восьмое издание журнала «Молла Насреддин» 1906 года содержало поэтическую статью под названием «Какие науки нужны?».
Г.Зардаби, основатель азербайджанской национальной прессы, упоминал в своей статье «Первая тюркская газета в России» в газете «Хаят» 1905–1906 гг. о деятельности газеты «Экинчи». Автор высоко ценил деятельность Старосельского, который обеспечил как материальную, так и моральную поддержку публикации газеты.
Одним из важных вопросов прессы в конце XIX и начале XX веков была языковая проблема. Это даже называлось вопросом «века». Г.Зардаби, А.Гусейнзаде, М.А.Расулулзаде, М.Хади, Дж.Мамедкулизаде, О.Ф.Неманзаде и другие выступили с интересными докладами на эту тему.
В статье «Иттихади-Лисан» Зардаби затрагивает содержание словаря азербайджанского языка. Он стремится понять, что, люди, принадлежащие к одной и той же религии, уйдут из тьмы и встанут на путь прогресса и эволюции, и с годами не только будут поняты их разговоры, мысли, мировоззрения, идеи и даже способы борьбы, но они не будут понимать друг друга разговорным языком, используемым каждым тюркским языком.
В статье под заголовком «Иттихади-лисан» в газете «Хаят» Зардаби высказывает идею о создании общего языка, надеясь, что этот язык будет объединен всеми. Однако в этой статье была еще одна проблема, которая вызывала обеспокоенность у Зардаби.
Речь шла об использовании авторами труднопонимаемых слов и фраз в своих выступлениях в прессе, и Зардаби не скрывал своих возражений на этот счет.
Говоря об истории театра в Азербайджане, следует отметить роль Зардаби и Н.Везирова в этой области. Зардаби делится своими взглядами на создание первого театрального здания в статье «Здание мусульманского театра в Баку», опубликованной в газете «Хаят». Тем не менее, существует полемический конфликт между двумя представителями интеллигенции по этому вопросу.
После публикации этой статьи Зардаби в газете «Хаят» Н.Везиров отвечает ему в номере газеты от 18 декабря 1905 года: «Статья выглядит так, как будто вы заложили основу мусульманского театра в Баку. Я никогда не могу отказаться от своей способности служения нации, потому что служение, которое я оказываю нации на протяжении всей моей жизни, утешает меня как до, так и после моей жизни. Для меня большая несправедливость лишать меня такого утешения… ».
Н.Везиров спрашивает у Зардаби: «Есть ли что-нибудь, что мы можем сделать, чтобы построить театр?».
В 1873 году, благодаря усилиям этих двух публицистов, произошло крупное событие в азербайджанской культуре – создание Национального театра Азербайджана. Роль М.Ф.Ахундова также следует отметить, что первый национальный спектакль был поставлен на основе его произведения.
В статье «Открытое письмо», опубликованной в номере газеты «Хаят» от 14 февраля, обсуждается уровень образования в школах. Автор предлагает создать сообщества для улучшения качества образования. Отмечалось, что общество анализирует уровень образования раз в неделю и учит взрослых читать и писать по вечерам. Зардаби также затронул вопрос о необходимости публикации научного журнала по образованию, перевода научных книг и организации печати.
Зардаби играл исключительную роль в сфере азербайджанской прессы, культуры и образования. Он всегда боролся за процветание и счастье своего народа, и его публицистическая деятельность в газете «Хаят» также является частью этой борьбы.
Газета «Хаят» оказала огромное влияние на развитие национальной прессы Азербайджана. Эта газета стала одним из ключевых тюркских органов печати в период проведения Всероссийских мусульманских съездов 1905–1906 годов, активно освещая их. 7 июня 1905 года вышел в свет первый номер газеты.
Газета защищала интересы мусульманской буржуазии, обосновывала позиции тюрок. Для региона Азербайджана она в полном смысле этих слов вдохнула жизнь в тюркскую общественную мысль и в национальное движение. Она стала основным органом всероссийской мусульманской либеральной партии «Иттифак аль-муслимин», возглавляемой А.-М.Топчибашевым, в Закавказье.
По материалам журнала «International Journal of Advanced Studies»