Формирование и типы периодической печати в Азербайджане (конец XIX — нач. ХХ вв.)

З.Керимов

Национальная печать играет важную роль в изучении истории, культуры, общественно-политической и литературной мысли своего народа. С этой точки зрения, со времени образования национальной печати Северного Азербайджана она старалась внести свою лепту в дело прогресса и развития народа, на своих страницах опубликовывала статьи на темы, призывающие к просвещению и культуре, развитию науки и образования, к повышению бытовой и хозяйственной жизни народа на уровень требований дня, призывала обладателей пера писать в новом духе времени.

Поскольку общественное движение того времени проявлялось в основном в просветительстве, то основная цель заключалась в всестороннем просвещении народа в духе требований времени в области социо-культурной и духовно-психологической мысли.

Известно, что выходившие еще в первой половине XIX века «Татар хеберлери» (1831-­1833) («Татарские известия», еженедельное приложение к газете «Тифлисские ведомости») и «Гафгазын о тайынын эхбары» (1841-­1843) («Известия той стороны Кавказа») газеты были, как бы этапом формирования Азербайджанской национальной периодической печати.

Несомненно, эти печатные издания выходили в угоду колониальной политики царской России в окраинах империи. Основной целью публикации этих материалов был призыв местного населения к повиновению и покорной службе властям.

В научных источниках отмечалось, что «Татарские известия» выходили в 1831-1833 годах в городе Тифлисе. Издание в первой половине XIX века газет «Татар хеберлери» (1832) и «Гафгазын о тайынын эхбары» (1841-1843) («Известия той стороны Кавказа») играли роль подготовительного периода в образовании азербайджанской национальной печати.

22 июля 1875 года крупный азербайджанский ученый-естествовед и известный журналист Гасан бек Зардаби основал азербайджанскую национальную печать изданием в Баку газеты «Экинчи» («Пахарь»). Издание газеты «Экинчи» явилось важным культурным и общественно-политическим событием в жизни не только азербайджанского народа, но и всего тюркского мира. Газета открыла широкий фронт борьбы против феодального строя в Северном Азербайджане, против экономического, социального и культурного упадка порожденного этим строем.

Многие интеллигенты того времени сплотились вокруг газеты «Экинчи». Наряду с ее редактором Гасан беком Зардаби в эту плеяду входили и в дальнейшем активно сотрудничавшие с газетой «Экинчи» Мирза Фатали Ахундов, Наджаф бек Везиров, Эхсанул-Гаваид, Мухаммедтаги Ализаде Ширвани и др. авторы.

Газета «Зия» («Зия-и Гафгасий-е»), также же, как и газета «Экинчи» достойно выполняла свой общественно-национальный долг, и долг просвещения в области культуры.

Пока выходила газета «Зия», в январе 1883 года в Тифлисе в типографии газеты «Зия» начал печататься журнал «Кешкюль» («Чаша») под редакцией Джалала Унсизаде, который с марта 1884 года свое издание продолжил в качестве газеты. Редактор и основная авторская сила журнала «Кешкюль» были передовыми интеллигентами своего времени. Здесь опубликовывались теоретические и публицистские статьи на темы лингвистики, литературы, искусства, науки, просвещения и пр., оригинальные художественные произведения, переводы из русской, европейской и восточной литератур.

«Кешкюль» во многом продолжая традиции «Экинчи» в вопросах литературы выступал против консервативной литературы, призывал поэтов писать о современной жизни на подобии русских и западноевропейских классиков.

Газета Экинчи

В статьях известного азербайджанского ученого-публициста и полиглота Мамедаги Шахтахтинского «Школьная жизнь мусульман», «Письмо из Константинополя» и др. также описывались и пропагандировались предзнаменования национально-культурного прогресса, их роль в формировании национального самосознания азербайджанцев. Помимо этого, активно выступавшие на страницах газеты «Каспий» с публицистическими статьями Г.Б.Зардаби, А.Топчубашов, А.Агаев, Е.Султанов, Н.Везиров и др. авторы в своих статьях также уделяли особое место вопросам развития национального самосознания.

Борьба азербайджанской интеллигенции за новую литературу в национальной печати усилила также старые просветительские стремления М.Шахтахтинского и он именно в такой обстановке он начал выпускать газету «Шерги-Рус» («Восточная Русь») в Тифлисе в 1903 году. В издании газеты непосредственную помощь ему оказывали Дж.Мамедкулизаде и О.Ф.Нейманзаде. На страницах газеты часто встречались подписи М.Шахтахтинского, Дж.Мамедкулизаде, О.Ф.Неманзаде, С.Гаибова, Р.Исмайлова, А.Тофига и других.

Газета уделяла большое внимание жизни кавказских народов, писала о татарах Поволжья, подробно рассказывала о русско-иранских отношениях. Жизнь бедных крестьян, обездоленность и нужда — темы, которые газета «Шерги-Рус» затрагивала больше всех других.

Революция 1905 года потрясла монархический строй и колониальную систему, что явилось причиной пробуждения национально-освободительных идей в Северном Азербайджане. Начиная с начала ХХ века прогрессивная интеллигенция азербайджанского народа искала пути ведения борьбы против колониальной политики русского царизма. Для получения ряда политических свобод от русского царизма национальная интеллигенция считала печать лучшим способом пропаганды и уделяла особое внимание развитию печати. Благодаря этому только в городе Баку в 1905-1920 гг. на азербайджанском языке издавалось свыше 130 газет и журналов.

Издаваемые в Северном Азербайджане в начале ХХ века печатные органы по направлениям своей деятельности разделялись на три группы. Первая — развлекательно-сатирическая печать, вторая — печать с демократическим направлением, третья — большевистская печать.

В формировании азербайджанского национального возрождения и нового образа мышления огромную роль сыграли развлекательно-сатирические журналы. Такие, как «Молла Насреддин» (1906-1931), «Бахлул» (1907), «Зенбур» («Оса») (1909-1910), «Келнийет» («Плешивый») (1912-1913), «Леклек» («Аист») (1914), «Тути» («Попугай») (1914-1917) и др. в большинстве своем на своих страницах в основном поднимали вопросы просвещения, вели последовательную борьбу за права женщин и выражали свой протест различными способами и средствами против колониальной политики царизма.

В начале XX века основную часть северо-азербайджанской печати составляли такие органы, как «Каспий» (1881-1919), «Шерги-Рус» (1903-1905), «Хаят» («Жизнь») (1905-­1906), «Иршад» («Наставление к истине») (1905-1908), «Текамюль» («Эволюция») (1905-1907), «Фиюзат» («Удовольствие») (1906-1907), «Игбал» («Судьба») (1912-1915), «Ачыг сёз» («Открытое слово») (1915-1918), «Азербайджан» (отдельно на азербайджанском и на русском языках) (1918-1920) и др. газеты и журналы, которые более объективно и реально отражали происшедшие в стране события и ход национально-освободительных процессов в обществе.

В опубликованной в 1907 году в газете «Текамюль» статье Мамед-Эмина Расулзаде под названием «Пять свобод» говорилось: «… вторая свобода — печать, то есть каждый имеет право самостоятельно потребовать чего-то и чтобы никто чем-то не противился ему в этом. Будь это государство, или же другие. Не надо много говорить о свободе печати, потому что любой человек этого напишет и на бумаге и выскажется языком».

В своих опубликованных в печати статьях М.Э.Расулзаде выступал против реакционной политики царизма разобщения тюркских народов друг от друга и призывал интеллигенцию сохранить и развивать национальный язык и культуру.

ЖУрнал «Молла Насреддин»

Одним из интеллигентов, стремившихся поднять азербайджанское национальное возрождение был выдающийся писатель и публицист Юсиф Везир Чеменземинли. Повествуя о людях с отсталыми взглядами, являвшихся сторонниками консервативности, он писал: «Если человек является сторонником древности, то он отрицает новшества, а если отрицает новшества, то становиться врагом прогресса и уклоняется от удерживания в одной точке. Ум людей с отсталыми мыслями настолько заржавеет, что у них не хватает силы, чтобы воспринимать самые элементарные вещи».

Г.Зардаби, М. Шахтахтинский, А.Топчибашев, А.Гусейнзаде, А.Агаев, М.Расулзаде, Уз.Гаджибеков, Ю.Чеменземинли, И.Халил, и др. — интеллигенты с патриотическими взглядами, выступающие в печати с демократическим уклоном в своих статьях, в основном, искали пути достижения независимости в Северном Азербайджане и старались добиться нормальных человеческих прав для своего народа.

В начале ХХ века одним из направлений печати в Северном Азербайджане была печать с большевистским уклоном. Большевистская печать в основном, призывала устранить классовое неравноправие в обществе, обеспечить нерушимый союз рабоче-крестьянского единства и старалась привести их к власти.

«Гуммет» («Забота») (1904-1905), «Давет-Гоч» («Пригла­шение») (1906), «Текамюль» («Эволюция») (1906-1907), «Гуммет» («Забота») (1917-1918), «Азербайджан фугарасы» («Азербайджанская беднота») (1919-1920), «Бакы фехле конфрансынын эхбары» (Известия бакинской рабочей конференции) «Гяндж ишчи» («Молодой рабочий») (1919), «Йолдаш» («Товарищ») (1920) и др. газеты и журналы активно защищали позиции большевиков.

Сторонники марксизма в Азербайджане выступая в печати, рабочим разъясняли о том, что деление рабочих по национальным признакам разделяет их и наносит урон общему делу. Поэтому рабочие всех национальностей ради общего дела должны объединяться в одном союзе.

Неоднократно повторявшая необходимость вступления во всеобщий союз ради общего дела рабочих газета «Йолдаш» в откровенной форме писала: «… если бы армяне с армянами, мусульмане с мусульманами объединившись создали бы каждый для себя такой союз, тогда невозможно было бы достичь объединения, необходимое единстве в классовой борьбе рабочих».

Таким образом, подводя итог, можно прийти к следующим заключениям:

— Находившаяся на стадии формирования северо-азербайджанская печать в конце XIX- начале ХХ века имела ряд своеобразных особенностей. В тот период Северный Азербайджан был колонией царской России и отдаленной провинцией и естественно поэтому его печатные органы не были полностью самостоятельными. Выступавшие в печати многие воинственно настроенные интеллигенты, можно сказать, что пока не думали о достижении абсолютной независимости, и ограничивались получением культурной автономии в составе царской России.

— Поскольку Азербайджан был аграрной страной, связь между регионами была довольно слабой. Естественно, подобная ситуация оказывала свое отрицательное влияние развитию печати, намного осложняла массовое издание газет и журналов и их распространение.

— Из-за нехватки в стране профессиональных журналистских кадров, в печати в основном можно было увидеть статьи, отра­жающие в своем большинстве просветительское дело.

Несмотря на все недостатки и ошибки печать Северного Азербайджана в начале ХХ века последовательно развивалась, изо дня в день расширяя круг своей деятельности. В печати появились новые жанры, политические и идейно-эстетические способы, приемы и методы выражения.

По материалам Казахского Национального Университета им. Аль-Фараби