М.Зейналова
Национально-освободительная борьба против царизма в Азербайджане и Туркестане в начале XX века приобрела большой размах, при этом постепенно оформляясь в два направления: национально-демократическое и революционное. Сторонники первого направления видели выход в эволюционном пути развития, предлагая добиться культурной, а затем национальной автономии в рамках России как будущего федеративного государства, и, проведя конституциионные изменения, наконец, добиться независимости.
Сторонники революционного пути развития предлагали свергнуть самодержавие, добиться независимости и объединиться с народами бывшей империи как независимое равноправное государство. Оба направления не учитывали внешнеполитических изменений, происходящих в мире, и порой носили утопический характер.
Тем не менее, борьба сторонников обоих направлений против самодержавия, расшатывала устои царской власти, создавая условия для национального пробуждения. Баку, как центр национально-демократической и революционной борьбы, был примером, а порой и катализатором революционной борьбы в городах Туркестана. В развитии революционного движения в Узбекистане большую роль играли агитаторы из Баку.
В 1903-1904 гг. отмечается распространение в Ташкенте революционерами Афанасьевым и Токаревым, высланными из Баку в Туркестан, прокламаций Бакинского комитета РСДРП. Этот комитет в Самарканде создал местную организацию, установившую прямую связь с «бакинскими товарищами». В газете метных большевиков «Самарканд» постоянно давались сведения о Баку и забастовках бакинцев.
В 1903-1907 гг. социал-демократические кружки Ташкента организовали денежные сборы среди рабочих железнодорожных мастерских в пользу бакинских забастовщиков. Как было известно из донесений царской полиции, азербайджанские большевики Молла Халил Молла Гасан оглы, Касум Молла Ибрагим оглы (оба были высланы из Гянджи в Туркестан) а также Юсиф Молла Лятифов, вели революционную пропаганду в городах Туркестана.
В июле 1907 года в Баку полицией была разгромлена подпольная типография Бакинского комитета РСДРП. Среди адресов распространения революционных газет оказались адреса в Самарканде и Ташкенте. В архивах царской полиции хранились десятки донесений о связях революционеров Баку и Туркестана. Так, в донесении ташкентского градоначальника от 22 сентября 1912 года с тревогой сообщается о постоянном приезде социал-демократов из Баку для пропагандистской работы.
Развал Российской империи в 1917 году обострил политическую борьбу, выведя на арену различные силы. В феврале 1917 года член социал-демократической азербайджанской партии «Гуммет» А.Исмаилов в Самарканде готовил из числа местного населения пропагандистов, в августе был создан специальный кружок по подготовке пропагандистов. В июле Ферганский областной мусульманский съезд признал программу Тюркской партии федералистов.
Идеи азербайджанской партии «Мусават» и Тюркской партии федералистов отвечали интересам и узбекского народа, поэтому воспринимались местной интеллигенцией. 4 августа в Ташкенте на собрании общества «Турон» под председательством мусаватиста Мухаммедэмина Эфендизаде было принято решение о создании местной Тюркской партии федералистов. В сентябре 1917 года в Ташкенте по инициативе лидеров джадидов была создана организация «Тюрк одами марщгаият фиркаси» (Общество тюркских федералистов), которая, в отличие от «Шурой исламия» и общества «Улема», претендовала на звание политической партии.
Большую роль в ее организации играли Ташкентский муфтий Садриддин и Мухаммедэмин Эфендизаде, эмиссар азербайджанских джадидов, сторонников создания федеративного тюркского государства, специально командированным в Туркестан летом 1917 г.
«Тюрк адами марказият партиясы» («Тюркская партия федералистов») была создана в Гяндже в марте 1917 года под руководством Насиб бека Юсифбейли и Гасан бека Агаева. Программа партии была опубликована в мае 1917 года, отразив в себе требования: территориальная автономия тюркским народам Кавказа, Поволжья и Туркестана; создание национально-культурного союза тюркских народов России; объединение всех мусульман России в единой организации.
С сентября 1917 года джадиды из партии «Тюрк адами марказият» стали проповедовать в городах Туркестана объединение всех тюркоязычных народов и всех мусульман в одно государство на федеральных началах.
Центром революционных событий 1917 года в Туркестане был Ташкент, резиденция колониальной администрации. Временное правительство, пришедшее на смену самодержавию в феврале 1917 года, не проявило желания допустить к участию в политической жизни страны мусульман Туркестана. Большевики обещали положить конец национальному гнету, однако преследовали свои цели, в корне отличавшиеся от целей национальной интеллигенции. В ноябре 1917 года мусульманские руководители собрали чрезвычайный съезд в Коканде, где объявили об автономии южной части Средней Азии.
Как известно, борьба за Азербайджан в начале 1918 года приняла ожесточенный характер. Большевики, объединившиеся с националистической армянской организацией «Дашнакцютюн» и близкими ей партиями устроили геноцид азербайджанцев в марте-апреле 1918 года в Баку, Губе, Шемахе, Ленкорани и других городах Азербайджана. В мае 1918 года была провозглашена независимость Азербайджана и создана Азербайджанская Демократическая Республика (1918-1920 г.).
Началось возрождение традиций государственности, причем в условиях экономической разрухи, агрессии со стороны Армении и стоящих за ее спиной сил, борьбой с Деникинской угрозой и угрозой Советской России. За короткое время был проведен комплекс мероприятий, позволивших осуществить прогрессивные изменения в политической, экономической и культурной областях.
Напряженная политическая борьба шла в Туркестане и его составной части — Узбекистане. В феврале 1918 года «Кокандская автономия» была разгромлена превосходящими силами Красной Армии. В апреле Туркестанское генерал-губернаторство было преобразовано в Туркестанскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (Туркестанская АССР). С помощью Красной Армии была свергнута прежняя власть в Бухаре и Хиве, а Бухарская и Хорезмская республики вошли в состав Туркестанской АССР.
Национальные силы старались укрепить связи с независимым Азербайджанским государством. В Баку была послана специальная делегация, которая вернулась с несколькими турецкими эмиссарами. С этого времени тайное общество туркестанских националистов приняло название «Иттиход ва таракки» (Единение и прогресс). Делегация Туркестанского отделения «Единения и прогресса» вернулась из Турции в феврале 1919 года, когда Туркестан находился в огненном кольце гражданской войны.
Несмотря на тяжелое внутреннее и внешнее положение Правительство Азербайджанской Демократической Республики старалось максимально помочь населению Туркестана. По договору, подписанному между правительством АДР и Туркестанским Народным Советом 20 июня 1919 года, Азербайджан предоставил беспроцентный кредит сроком на два года. Кроме этого, учитывая, что, спасаясь от армяно-большевистских погромов, в Туркестан бежало много азербайджанцев, правительство АДР переслало консульству республики в Закаспии 75 тысяч манат для оказания помощи беженцам.
Узбекистан сыграл особую роль в судьбе многих деятелей АДР после того, как республика пала в результате агрессии Советской России в апреле 1920 года.
Так, например, с Узбекистаном связана деятельность Гара бека Гарабейли (1873 -1953 гг.). Талантливый врач, он в то же время был пламенным борцом за независимость Азербайджана. Общественно-политический деятель, публицист, участник I мировой войны, один из организаторов партии «Гуммет», участник революционного движения, депутат Азербайджанского парламента в 1918-1920 годах, один из лидеров партии «Иттихад» Г.Гарабейли в 1920 году был арестован и сослан на Соловецкие острова.
По просьбе Наримана Нариманова и личному указанию В.И.Ленина, Г.Гарабейли привезли в Москву в 1923 году, а в 1923- 1924 годах он возглавлял Кремлевскую больницу. Смерть Ленина, последующая опала и смерть Нариманова сказались и на судьбе Гарабейли. Он переехал в Киргизию, где создал первый гинеекологический техникум и первый рентген-кабинет. Однако преследования местных коммунистов привели к тому, что в 1933 году он переехал в Узбекистан, где стал работать заместителем главврача Самаркандской больницы. В 1934 году он тайно вернулся в Баку, но был арестован и сослан в Самарканд.
Выдающиеся медицинские познания и дарования привлекали к нему внимание руководства и общественности. В 1936 году Г.Гарабейли назначен главным врачом тифозного санатория Самарканда, но в том же году был арестован по обвинению в пантюркизме, и сослан на Колыму в Магаданскую область.
Другой деятель АДР, писатель, филолог, историк, общественно-политический деятель Юсиф Везир Чеменземинли (1887- 1943 гг.), скрываясь от преследований, уехал в Узбекистан и преподавал в Ургенчском Педагогическом Институте, в 1938-1940 годах работал заведующим кафедрой русской и иностранной литературы. В январе 1940 года он был арестован как пантюркист, сослан в Россию, где и умер.
Просветитель, меценат, общественный деятель, жена главы Азербайджанского правительства Насиб бека Юсифбейли Эйнулхайат Юсифбейли (1887-1955 гг.) была неординарной личностью. В 1910 году она окончила физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, преподавала в Гяндже, а в 1918-1920 годах — в Баку, стояла у истоков создания Общества Защиты Детей, в 1917-1920 годах работала заместителем председателя Общества.
Для отделени осужденных детей — преступников от взрослых преступников и последующего их перевоспитания, она добилась создания в годы АДР Детского суда и Детской колонии, где учитывались требования детской психологии, тем самым, заложив в Азербайджане основы ювенальной юриспруденции.
В 1921-1936 годах она работала в Бакинском Государственном Университете. В период репрессий была снята с работы, однако, не дожидаясь ареста, тайно бежала в Ташкент, где стала преподавать в Финансово-Кредитном Институте. В 1944 году она вернулась в Баку, преподавала в Азербайджанском Педагогическом Институте. Однако вновь подверглась гонениям, бежала в Москву, затем в Татарстан, в 1952 году вернулась в Баку, где и скончалась.
Узбекистан дал приют многим простым азербайджанцам, сосланным сюда Советской властью. Так, Мустафа Гаджирагим оглу Мустафаев (родился в 1895 г.) в 1918 году был послан за счет АДР во Францию для получения высшего образования, где по окончании ВУЗа работал на заводах Рено. В 1927 году он вернулся в Азербайджан с женой — француженкой. Он много и успешно работал на строительстве гидро- и теплостанций в Азербайджане, а также над созданием трамвайной линии в Баку.
В 1942 году в ходе очередной проверки личных дел обратили внимание на то, что он учился во Франции и женат на француженке. Этого оказалось достаточно, для того, чтобы он был арестован вместе с женой. Постановлением суда М.Мустафаев был сослан в Северный Казахстан, а его жена — в Самарканд. В ноябре 1943 года за ударную работу он был освобожден, выехал в Самарканд, где работал электротехником вплоть до 60-х годов XX века.
Азиз бек Султанов — представитель знатного рода иреванских беков — Мугаллинских, Топчубашевых, Султановых, по воле рока в 20-ые годы вместе с маленькой дочерью Зарифой и супругой Фатьмой ханум Мехмандаровой (племянницей генерала Самед бека Мехмандарова) жил и работал в Ташкенте, занимаясь перевозкой ковровых изделий через Узбекистан в Афганистан, Иран, Азербайджан и т.д. Задержанный а 1926 г. аа «растрату государственного имущества», он оказался в ташкентской тюрьме и вскоре приговорен к смертной казни. В ночь перед расстрелом его друзья узбеки, договорились с начальником тюрьмы о побеге. Но гордый Азиз бек заявил, что он не виновен и его оправдают. На следующее утро он был расстрелян. А через несколько дней товар прибыл по месту назначения.
Политическая борьба 1917-1920 годов привела к ослаблению прямых культурных связей между азербайджанским и узбекским народами.
В 1918 году комедию С.М.Ганизаде «Хор-Хор» ставили в театре «Туран» а Ташкенте и в городе Шейхантауре. «Мусульманское музыкально-драматическое общество» в Самарканде перевело с азербайджанского на узбекский язык, и сыграло одноактную комедию Узеир бека Гаджибекова «Столовая дядюшки Хасана».
Советская власть, учитывавшая огромное значение театра, как средства пропаганды, всеми силами стало развивать этот вид искусства, конечно же, тщательно следя за репертуаром. Сатирические и комедийные спектакли азербайджанских авторов пользовались большой популярностью среди населения Узбекистана и как нельзя лучше подходили для критики старого общества. Поэтому они были сохранены а репертуаре, наряду с произведениями русских советских авторов, пропагандировавших новую власть.
Хамза Хакимизаде Ниязи возглавил «Мусульманское музыкально-драматическое общество» и оно стало называться «Разъездная краевая политическая музыкально-драматическая труппа», которая ставила комедию «Хор-Хор» (на узбекском языке) и музыкальную комедию У.Гаджибекова «Аршин мал алан». Проза в постановке «Аршин мал алан» шла на узбекском, стихи и вокальные номера — на азербайджанском языке.
В 1918-1922 годах в бронированном большевистском агитационном поезде действовал Андижанский театр, который ставил мелодраму «Убийство Каримы» (французкая мелодрама, переведенная на азербайджанский язык и адаптированная к местным условиям), сначала на азербайджанском, затем на узбекском языке. В репертуаре театра были спектакли «Хор-Хор» и «Столовая дядюшки Хасана».
В марте 1919 года в Ташкенте в театре «Колизей» ставилась музыкальная комедия У.Гаджибекова «Аршин мал алан», а 6 апреля в Самарканде открылся «Пролетарский музыкальный дом».
Тогда же азербайджанец Мирза Хабиб Ахундзаде (уроженец Баку, в 1918-1919 годах он работал учителем в Самарканде) создал музыкально-драматическую труппу из выходцев из Южного Азербайджана, живущих в Самарканде. Труппа поставила спектакли «Не та, так эта», «Аршин мал алан», «Дурсунали и Баллыбеды»,«Аввал и хапак, ахыры — дахак», причем половина сборов была передана в фонд помощи нуждающимся.
М.Х.Ахундзаде, и его помощники также создали театр «Адолат» — по названию партии выходцев из Южного Азербайджана. В 1919-1920 годах в театре им. К.Маркса в Ташкенте шли постановки спектакля «Сценка домашнего воспитания» Н.Везирова, «Последние дни Андалузии» молодого азербайджанского драматурга Мамеда Саида Ордубади.
Таким образом, приведенные факты свидетельствуют, что историческое развитие азербайджанского и узбекского народов в XIX — начале XX века шло одинаковыми путями, но с учетом местных особенностей.
Политическая раздробленность и господство феодальных отношений привели к тому, что в XIX веке Азербайджан (северная часть) и Узбекистан, потеряв независимость, оказались включенными в состав Российской империи. В этот период исторические связи азербайджанского и узбекского народов стали развиваться в новых формах.
Так, бесспорно влияние азербайджанской драматургии, режиссеров и актеров на становление узбекского театра. Также необходимо отметить влияние сатирического журнала «Молла Насреддин» на создание сатирической печати Узбекистана. Такая форма борьбы против русификаторской политики царизма, как джадидизм велась как в Азербайджане, так и в Узбекистане, а жизнь и деятельность одного из наиболее самоотверженных сторонников джадидизма Саида Рзы Ализаде является гордостью и национальным достоянием обеих народов.
Национально-освободительная борьба против царизма в начале XX века завершилась объявлением независимости и возрождением национальной государственности, однако этот кратковременный период сменился советской оккупацией.
По материалам книги автора “Исторические связи азербайджанского и узбекского народов”