Гюлана Алиева
Низменный Карабах исторически был одним из центров становления и развития производящего хозяйства на всём Кавказе. Об этом свидетельствуют многочисленные исследованные здесь поселения эпохи позднего неолита и энеолита. Малый Кавказ, богатый разнообразными полезными ископаемыми, был важнейшей сырьевой базой для развития металлургии в древнем Карабахе.
Разнообразные породы камней — известняк, мрамор, гранит, и т.д., многочисленные сорта глин, обширные лесные массивы так же способствовали развитию в этом регионе керамического производства, деревообработки и камнетёсного дела. В период античности, когда в северной части исторического Азербайджана сформировалось государство Кавказская Албания, Карабах продолжал оставаться одним из центров развитого земледелия, полукочевого яйлажного скотоводства и сырьевой базой для многих отраслей ремесла.
Несомненно, развитие ремесла сопровождалось совершенствованием орудий труда, которые в основном были изготовлены из камня и металла. Каменные орудия труда изготовлялись из различных пород камня. В основном это жернова, зернотёрки и ступки, виноградодавильни, точильные бруски и др. Зернотёрки, как правило, имели ладьевидную форму и состояли из двух частей — верхней и нижней. Рабочая поверхность зернотёрок в основном была пористая.
Подобные зернотёрки были обнаружены на всех исследованных поселениях Кавказской Албании изучаемого периода. Среди памятников Низменного Карабаха были выявлены образцы из Гаратепе и Наргизтепе. Из Галатепе так же были найдены два фрагмента тёрки серого цвета из твёрдого булыжника.
Можно предположить, что выявленное из Галатепе каменное орудие удлинённой формы, длина которого составляет 7,5 см, использовалось также в качестве тёрки. Его боковая широкая часть плоская и гладкая. Из Солахайтепе в селении Боят был выявлен фрагмент тёрки тёмно-серого цвета из пористого булыжника.
Примерно с рубежа двух эр для размола зерна уже применялись ручные мельницы. Большой интерес представляет обнаруженная из памятника Галатепе часть ручной мельницы из твёрдого камня серого цвета. В центральной части ручной мельницы имеется щель. Расстояние от края до щели составляет 23 см. По изношенной поверхности орудия понятно, что оно длительное время эксплуатировалось.
Уже в позднеантичных памятниках зернотёрок обнаруживается меньше. В быту албан определённое место занимали каменные ступки различных размеров, сделанные из известняка или булыжника. Из Галатепе и Наргизтепе были выявлены каменные ступки из чёрного булыжника.
Во многих памятниках Низменного Карабаха были обнаружены орудия из обсидиана. Развитие общества, тем самым и техники изготовления новых орудий труда не смогло окончательно вытеснить использование обсидиановых орудий даже в античный период.
Ученый Ю.А. Мочанов считал, что обсидиан добывался в горах Нагорного Карабаха во время летних сезонных кочёвок. Остальные породы камня для изготовления зернотёрок, тёрочников, пестов собирались по берегам протекающей вблизи реки Гаргарчай и её притоков.
Проанализировав все обсидиановые орудия, выявленные из Галатепе, можно сказать, что все они удлинённой формы длиной 3-5 см. На краях почти всех орудий имеются следы зубцов. Такие орудия использовались как гребни, а также при сверлении и резьбе. Большое внимание привлекает обнаруженный из Галатепе обсидиановый предмет, имеющий форму рыбы, с зубчатыми краями.
Среди каменных орудий труда привлекают внимание виноградодавильни, изготовленные из монолитного известняка. Ученый О.Ш.Исмизаде отмечал, что используемые в виноградарстве помимо лопаты секачи, садовые ножницы, обнаруженные на территории Азербайджана в античном пласте, по форме ничем не отличаются от типа секача, используемого позднее в садоводстве и виноградарстве.
Следует отметить, что в период античности в Албании виноградарство было широко развито. Об этом свидетельствуют как письменные источники, так и многочисленные археологические находки. Так, во втором культурном слое Гаратепе были обнаружены семена культивированного винограда. В одном из кувшинных погребений памятника Узерликтепе был обнаружен сосуд, на дне которого также имелись семена древних сортов винограда.
Согласно археологическим раскопкам на территории Азербайджана виноградный сок выжимали в каменных ванночках. Об этом свидетельствует обнаруженная в с. Хыныслы (Шамахинский район) каменная ванна. Она имела ребристые выступы на дне для выжимания ягод и сток для виноградного сока.
Археологом Р.М.Ваидовым в Мингечевире (Ш-VII вв.) была обнаружена винодельческая ванна длиной в 104 см и шириной 48-55 см. О развитии виноделия ещё в доалбанский период свидетельствует также давильный камень, обнаруженный в Нахчыване в Шарурском районе, относящийся к первым векам I тыс. до н.э.. Следует отметить, что виноградный сок, полученный при помощи виноградодавильных камней и каменных ванночек, использовался не только для изготовления вина, но и виноградной патоки (дошаба).
Страбон, описывая обработку почвы в Албании из-под виноградных лоз сообщает, что: «…Виноградные лозы там [в Албании] никогда не окапывают до конца, а только раз в пять лет подрезают. Молодые лозы плодоносят уже на второй год, а, достигнув зрелости, дают так много гроздей, что значительную часть их приходится оставлять на ветвях».
Выявленная из Муганлы каменная ступка удлинённой формы из твёрдого камня серого цвета по обоим краям имеет следы обработки. На гладкой поверхности имеется остаток красной охры. Возможно, оно предназначалось для растирания минеральных красителей, из которых изготовляли естественные краски и порошки-красители, впоследствии используемые для окрашивания тканей.
О развитии ткачества в Низменном Карабахе свидетельствуют также обнаруженные пряслица из Гаратепе и Наргизтепе. Выявленные из Наргизтепе, на глубине 2,6-2,8 м пряслица почти одинаковой формы со сквозным отверстием по продольной оси. Одна сторона круглой пряслицы плоская, а другая куполообразно выпуклая, диаметром 3,3 см и толщиной 1,4 см.
Аналогичные пряслица были выявлены из синхронного памятника вблизи села Гыраг Кесемен Агсгафинского района, а также из Мингечевира. Они применялись в производстве ниток для утяжеления ручного веретена и крепления пряжи на нём. Хотя основные типы пряслиц сложились ещё в доалбанскую эпоху, их использование оставалось актуальным также и в античный период.
Благодаря малым размерам и прочности пряслица хорошо сохранились. Примечателен тот факт, что специализация отдельных областей Албании в прядении и ткачестве было обусловлено как природно-климатическими условиями, так и направлением развития отраслей сельского хозяйства. Так, для памятников южных и центральных областей Кавказской Албании, то есть равнинных и предгорных зонах основным сырьём для ткацкого производства служила хлопковая пряжа, где превалировали лёгкие пряслица, а в северных (горных) областях увеличивается роль шерстяной и льняной пряжи.
Размеры пряслиц зависели от того, какое сырьё использовалось для прядения. Тяжёлые и массивные пряслица использовались для изготовления толстых и крепких льняных нитей, маленькие и лёгкие пряслица — для хлопка, а средние употреблялись для шерсти.
Особое внимание привлекают орудия труда из кости. Обнаруженные из некрополя Наргизтепе такие орудия изготовлены из костей мелкого и крупного рогатого скота, использовались для резки, колки и сверления.
Некоторые экземпляры имели два разнофункциональных рабочих конца. Выявленный из Наргизтепе карри-гребень из кости крупного рогатого скота, длиной 15 см использовался как для резки, так и для выкалывания. Специальной технологии обработки кости не было, оно было нацелено только на создание рабочего края — лезвия и, порой, обеспечения удобного захвата орудия рукой.
Следующую группу орудий труда составляют предметы из металла. Самыми распространенными железными орудиями труда являются ножи разных типов, применяемые для хозяйственных нужд; не исключено также использование некоторых из них в качестве оружия.
В результате раскопок городища Галатепе на глубине 6,8 м был обнаружен наконечник железного ножа, покрытый толстым слоем ржавчины. Его длина 7,6 см, а ширина ближе к рукоятке 1,7 см. Интересен также нож, выявленный из Наргизтепе. Нет сомнений в том, что албаны в хозяйстве и быту применяли многие орудия, которые не дошли до наших времен.
По материалам исследований Института Археологии и Этнографии Азербайджана