Н.Байрамова
Свою привязанность к «молланасреддиновцам» (создателям журнала «Молла Насреддин«) знаменитый азербайджанский советский поэт Расул Рза (1910-1981) показывает в своих произведениях через любовь и уважение к другому выдающемуся представителю этой школы – Мирзе Алекперу Сабиру (1862-1911).
Возвращение к Сабиру, также как и к Мирзе Джалилу (Джалил Мамедкулизаде), относится в основном к 60-ым годам двадцатого столетие и последующему периоду. Как и образы Мирзы Джалила, образы Сабира трансформировались в творчество Расула Рзы, при этом, определённым образом модернизируясь, стали служит для разрешения проблем современности.
Вызывает интерес тот факт, что Расул Рза не оставляет Сабира в одиночестве. Он изображает Сабира и его образы в одном ряду с другими выдающимися представителями азербайджанской литературы, вместе с другими избранными образами.
В этом отношении примечательно его стихотворение “Открытое письмо Насими, Физули, Сабиру”, написанное в 1960 году. Основная концептуальная проблема стихотворения – это, исходя из противостояния гуманизма и ксенофобии, бросить короткий взор на славный гуманистический путь Азербайджанской литературы.
Интересно, что, в стихотворениях из цикла “Желания Мирзы Джалила”, Расула Рзы чувствуется беспокойство, страх поэта. Это глубоко ранит душу поэта, и он сожалеет о том, что ещё не до конца истреблены те, кто мечтает вернуть те страшные кровавые годы. В предисловии первого тома шеститомной «Истории азербайджанской литературы», вышедшей в печати в 2004-ом году, мысли Расула Рзы были обоснованы научно.
В предисловии читаем: “Тот, кто ненавидит другого, не может себя любить. Именно любовь азербайджанской литературы к другим привело к тому, что она сама стала относиться к себе с любовью и стала любить свой народ настоящей мужской любовью. Мужская любовь без лести и без фальши присуща нашему менталитету, и такая любовь сопровождала на протяжении всей истории нашей литературу. История современной литературы тоже будет примером для будущих поколений. Она должна изучить, оценить и донести эту любовь до потомков.”
Примерно эти же мысли, высказанные выдающимся поэтом, показывают, что духовно-этическая и гуманитарная позиция азербайджанского народа имеет глубокие корни.
Несмотря на то что «Открытое письмо» конкретно обращено к трём поэтам, как истинный преемник «молланасреддиновцев» Расул Рза, в поэтическом тексте не забывает с гордостью упомянуть имя Мирзы Джалила.
Обращение Расула Рзы к творчеству Мирзы Алекпера Сабира говорит об актуальности проблем, поставленных в произведениях. Произведения Расула Рзы, написанные в 1962-1964 годах под эпиграфом «Если бы Сабир был жив», такие как «Элегия взяточников», «Вопросы и ответы», «Будучи незрелым виноградом стал изюмом», а также стихотворение «Боюсь» написаны в ответ поэту одинаковым сатирическим редифом.
В ответ стихотворению “Ах!..”, напечатанному в 1908 году в 8 номере журнала “Мола Насреддин” под псевдонимом “Молла Джибиштан”, стихотворение “Элегия взяточников” (1964) начинается с первого бейта сатиры Сабира и в конце каждой строфы повторяется стих: “Ах, какое весёлое было время”.
Если объектом критики Сабира являлись реакционные священники, старающиеся держать народ в невежестве и боящиеся его пробуждения, то для Расулa Рзы объектом критики являются взяточники и реакционные представители власти, мешающие культурно-духовному и экономическому развитию народа, трансформировавшиеся в двуногих вредителей, разъедающих нацию изнутри. Этим поэт показывает актуальность поэзии Сабира в современном мире.
Расул Рза подражает не только вышеуказаннуому стихотворению Сабира, но и сатире “Кто сможет осудить нашу честь?”. К сатире «Вопросы и ответы (Молодой и старый)», напечатанной без подписи в 1908 году 13 января в журнале “Молла Насреддин”, Расул Рза пишет одноимённое подражание, лишь добавив в эпиграф следующее: “Разговор женщины-корреспондента с жителем деревни”. Как известно, в основе сатиры Сабира лежит острая полемика между сторонниками старого и нового.
Как и в предыдущем подражании, сохраняя форму и рифму стихов Сабира, Расул Рза в целом добился сохранения их значения. Конечно же, здесь нужно отметить и то, что по сравнению с Сабиром, цветовая гамма сатиры Расула Рзы более светлая, поднятую Сабиром огромную социальную проблему, он опустил в какой-то степени до бытового уровня, юмористического пласта.
Во времена правления коммунистического режима и строгой цензуры возрождение традиций «молланасреддиновцев», даже на бытовом уровне, требовало от писателей огромного мужества, и, безусловно, такое мужество проявил Расул Рза в своих метафорических стихах Сабиру. Одним из таких стихов является подражание стихотворению великого сатирика “Караул”, напечатанному без подписи 21 апреля 1908 года в журнале «Молла Насреддин», подражание под рубрикой “Если бы Сабир был жив” сатира “Будучи незрелым виноградом стал изюмом”.
Стихотворение Сабира, написанное в журнале “Антифахрие”, даётся от имени реакционных фанатиков, помешавших открытию школы в Ширване. Не поддавшись примеру открытия школ в других городах Азербайджана, группа вредителей, гордящаяся тем, что предотвратила страшное для ислама дело, не выдерживает огонь сатиры Сабира. Великий сатирик добивается разоблачения их собственными же словами и неуместной гордыней.
Сабир своим талантом, тонким намёком на самом деле добился показа того, почему так стараются те, кто выступает против школы. Оказывается всё дело не в религии, исламе, а в собственном кармане…
И в стихах Расула Рзы ведущим мотивом отрицательных героев является их собственный карман, но немного в другой форме. В отличие от отрицательных героев Сабира, думающих о своей выгоде и приносящих вред образованию нации и всеобщему развитию народа, адекватные герои Расула Рзы, заботящиеся о своём кармане графоманы, которые, нанося тяжёлый вред национальной литературе, опять же в целом препятствуют литературно-культурному прогрессу. Расул Рза, следуя по пути Сабира, разоблачает вредителей их же словами.
Много лет назад, ещё до написания подражания великий Физули выдвинул поэтический принцип: “Стихотворение без науки похоже на стену без фундамента, а стена без фундамента в итоге бывает ненадёжной”. Следовательно, с этой точки зрения автор стихотворения “Будучи неспелым виноградом стал изюмом” выступает также преемником Физули.
Среди стихов сабириады Расула Рзы выделяется по своей идейно-художественной значимости пародия “Боюсь”. Являясь подражанием одноимённому стихотворению Сабира, напечатанному без подписи в журнале «Молла Насреддин» за 2 сентября 1907 года, это произведение, как и в оригинале, построено на контрасте глаголов «не боюсь» и «боюсь».
Следует отметить, что если в стихотворении Сабира бейты со словами «не боюсь» связаны с природой, стихийными явлениями, то у Расула Рзы с одинаковой поэтической целью даны примеры большей частью из жизни общества. Расул Рза воспользовался прелюдией сатиры Сабира для изображения проблем общества своего времени.