Реалии Гянджи начала XX в. в «Путевых заметках Мозаланбека» А.Ахвердиева

С.Намазова

Выдающийся драматург-просветитель, талантливый прозаик-реалист, учёный и педагог Абдуррагим-бек Ахвердиев, печатавший свои статьи в сатирическом альманахе «Молла Насреддин» под подписями «Джейранали», «Хортдан», «Хекими-нуни-сагир», «Балагур», «Мозалан», «Метлобородый» и т.д., держа в поле своего зрения в течение всего творчества самые важные вопросы своего времени, острым пером выказывал свое отношение к происходящим вокруг событиям.

Ряд моментов жизни и литературтного творчества автора созданных в результате путешествий «Писем из Ада», «Путевые заметки Мозаланбека», «Моих маралов» были связаны с Гянджой. Также начиная с января 1907 года, во время издания в журнале «Молла Насреддин» в виде цикла «Адских писем Хортдана», Абдуррагим-бек Ахвердиев жил в Гяндже.

Встреченный живущими в Гяндже интеллигентами с большим уважением и почтением, Абдуррагим-бек непосредственно трудился там в подготовке ряда спектаклей. Среди писателей Гянджи в тот период было немало и тех, кто, читая свои произведения Абдурагим-беку, просил у него совета. Среди них был и гянджинский поэт Али Назми.

В создании знаменитого произведения Абдуррагим-бека Ахвердиева «Путевые заметки Мозаланбека», «Путевые заметки Ибрагимбека» Зейналабдина Марагалы послужили стимулом. Так, в ходе разговора с молланасреддиновцами Абдуррагим-бек Ахвердиев изъявил свое желание: «Как же было бы хорошо, если для этой книги было бы и подражание «Путевые заметки Молла Насреддина». Эй, а если Молла Насреддин будет путешествовать по исламскому миру, какие с ним произойдут злоключения?».

Таким образом, идейные соратники отозвались на предложение, и было решено поделить эти путевые заметки между собой, чтобы каждый вел Мозаланбека в места которые сам лично видел и знает, и чтобы читатели полагали, что этот человек действительно видел места о которых писал.

Начав первый фельетон «Путевые заметки Мозаланбека», Абдуррагим-бек Ахвердиев повел его на прогулку в окрестности Гянджи и привел в Баку. Из Баку в Мешхед «Мозалан» ведет Салман Мумтаз. А в Иревани и Нахичевани прогулку проводил Курбанали Шарифзаде. В конечном итоге, так появлились «Путевые заметки Мозаланбека».

Обращающим на себя внимание моментом является и то, что с самого начала журнал «Молла Насреддин» в 10-ом номере от 9 марта 1908 года в статье нод заголовком «Путевые заметки Мозаланбека» объявляет о путешествии Мозаланбека в самые ближайшие дни, всесторонне освещая программу его поездки.

Таким образом, читателям заранее сообщили о публикации цикла публицистических статей под названием «Путевые заметки Мозаланбека»: «Сообщаем читателям, что на днях наш товарищ Мозаланбек выйдет в путешествие. Из Тифлиса пойдет в Гянджу и, попутешествовав по Гяндже, поедет в Иреваньскую губернию и, осмотрев тамошние города, и со стороны Карса по Ахалкалакской дороге перейдет в Батуми, где попутешествовав по северной стороне и встретившись с российскими татарами, вернется в Баку, затем перейдет в Хорасан, Тегеран и через Тебриз по Джульфинской дороге вернется в Тбилиси. Путешествуя по этим местам, Мозаланбек напишет путевые заметки и каждую неделю будет посылать в наше управление для издания».

Часть «Путевых заметок Мозаланбека», написанная Абдуррагим-беком Ахвердиевым, была напечатана в номерах журнала «Молла Насреддин» за 1908 год (№ 11-13, 15, 17, 18, 20, 22-25).

Доктор филологических наук Камран Мамедов в своей монографии «Абдурагим-бек Ахвердиев», сравнивая части, размещенные в 1908 году в указанных изданиях «Моллы Насреддин»а с изданными в последующих номерах, показывал, что «написанная Ахвердиевым часть написана более простым и художественным языком».

Доктор филологических наук, профессор Мамед Мамедов, также поддерживая эту мысль, отмечал: «Оригинальная манера письма, присущая Абдуррагим-беку Ахвердиеву, манера художественного изображения, должна была резко отличаться от лингвистических и стилистических особенностей Салмана Мумтаза или Курбанали Шариф-заде».

Доктор филологическпх наук Ислам Агаев подробно выразил свое отношение именно к части «Путевые заметки Мозаланбека», принадлежавшей перу Абдурагим-бека Ахвердиева: «В описанной А.Ахвердиевым части мастерски осуществлена сатиризация событий и фактов, раскрыто общественное значение упомянутых вопросов. В отличие от Ахвердиева, в частях, написанных Г.Шарифовым и С.Мумтазом, как правило, освещаются обычные бытовые вопросы, художественное обобщение также слабое. В произведении «Путевые заметки Мозаланбека» эстетический идеал связан с мечтами о спасении родины и народа от цепей религиозного фанатизма, повышением национального общественного сознания народа. А.Ахвердиев по одному анализирует и изучает невыносимость старой жизни в ряде населенных мест мусульманского мира. Он касается самых обычных событий и фактов общественной жизни, на основе этих явлений проводит обобщения, преподносит причины образования бытовых пороков как закономерных изъянов современного общества».

Издатель и главный редактор журнала «Молла Насреддин», основатель школы молланарседдиновцев Джалил Мамедкулизаде в свое время в своей статье, вышедшей в свет в 4-ом номере журнала от 22 января 1927 года, высоко оценив художественное и публицистическое творчество выдающегося писателя, особо подчеркнул считающееся в заметной степени важным одно качество: «Абдуррагим-бек Ахвердиев прежде всего со дня основания альманаха «Молла Насреддин» и до сего дня считается одним из самых близких сотрудников и одним из товарищей в степени советника».

Абдуррагим-бек Ахвердиев в своих фельетонах, изданных в журнале «Молла Насреддин» в виде цикла под названием «Путевые заметки Мозаланбека» коснулся крайне важных, необходимых вопросов времени, подробно повествовал о встреченных им проблемах, горькой реальности: «…действительно, кавказские мусульмане не знают своей Родины и борец наподобие Мозалана для них большая удача; попутешествует по всем местам, напишет, например, о банях, цирке в Гяндже, пирах, эфенди, читальнях в Шеки, гочу и проклинающих мусульманский театр в Баку, доносах беков, хаджи, о побегах в кельи в селах ахундов, не сумевших найти ответов на правые слова народа, в Карабахе, посчитавших спину народа коровьей спиной, национализме ханов Иревани, о чем-то, о чем захочет, в Шемахе, Кюрдемире, Геокчае, Агдаше, короче, достойных нашей гордости обычаях, упавших в огонь и пожертвовавших собой ради народа в последнюю среду года. Написав все это, оставит на память, а мы, прочитав, поднимем голову высоко».

Абдуррагим-бек Ахвердиев

Последвательно напечатанные в журнале «Молла Насреддин» фельетоны Абдуррагим-бека Ахвердиева позволяли сформироваться представлениям об атмосфере Гянджи того времени. Так, из 20-го номера журнала «Молла Насреддин» от 19 мая 1908 года становится известно, что Мозаланбек из-за пятничного дня решил продолжить свое путешествие к мечети шаха Аббаса.

И этим автор путевых заметок добился в фельетоне сатирического обличения собственной речью самих типажей неприглядных поступков плутоватых религиозных служителей, под названием «фабрики мулл» обманывающих народ лживых верующих, «благочестивых», не стесняющихся лицемерно творить грязные поступки в облике мешеди, хаджи: «…Да буду я твоей жертвой, откуда появились религия, вера. Забыв порядки, заложенные нашими отцами и дедами, построили это, и назвали «школой», говорят, что надо детей привести сюда учиться. Разве видано такое, чтобы ребенок, сидя на стуле, делал уроки?».

Отсюда явно видно, что организация школ нового стиля приобрела в Гяндже широкий размах, а автор «Моллы Насреддина», не оставив без внимания причины, беспокоящие «мулл», в своем фельетоне с особой деликатностью снова отводит место этому вопросу. Любопытным является то, что в фельетоне удачно раскритикованы ненасытность, мерзкий облик мулл, хаджи и мешеди, все мысли и желания которых заключались только в желании на каждом шагу лживыми фразами обмануть народ, урвать большую сумму, получить заработок.

Абдуррагим-бек Ахвердиев в очередном фельетоне «Путевые заметки Мозаланбека» на основе чутких наблюдений, еще более усилив художественное изображение умело выбранными сатирическими выражениями наподобие «фабрики мулл», «дом лени шаха Аббаса», «магазина мулл», достаточно информировал читателей о болезненном положении населения Гянджи, в течение долгого времени превратившегося в заложников нелепых обычаев, бессмысленных занятий коварных священнослужителей.

Художественные образцы, в которых главенствовал острый сатирический дух, во-первых, могут быть признаны достаточными для ознакомления с положением в Гяндже вопросов школы и образования, а также несколько увеличивают возможности по проведению широкого анализа, высказывания сужения в этом направлении.

Самое же главное, все это, безусловно, дает основание сделать вывод о том, что 2 молланасреддиновца — Абдуррагим-бек Ахвердиев и Али Назми Мамедзаде — добились полноценного изображения образа жизни и характеров людей того времени.

В цикле фельетонов Абдуррагим-бека Ахвердиева под названием «Путевые заметки Мозаланбека» одной из черт, вызывающих особый интерес, являются художественные заметки вышедшего на прогулку по Гяндже Мозаланбека о созвучии между общим видом города и сущностью происходящего там, напечатанные в 24-ом номере в журнале «Молла Насреддин» от 16 июня 1908 года: «Посреди города Гянджи течет большая река. Эта река делит город на 2 части: верхнюю армянскую (в тот период подвергшийся жестокостям армян азербайджанское население после событий 1905 года вынуждено было покинуть ту часть города. Поэтому армяне всецело заселялись там — С. Н), нижнюю мусульманскую. Про армянскую часть ничего писать не хочу, так как армянская часть каждого города самобытна. Перейдем к мусульманской. Мусульманская часть это несколько кварталов, называемых улицами. Улицы: Озан, Зарраби, Агарлар (как упал в прошлом здесь заработок гянджинской молодежи в глубокую яму, так и идет), Имамлы (и там есть некий Гаджи Сейид Агабала), Тоюгчу (Родина знаменитого Молла Аты) и Софулу.

Проживающие в Озане днем и ночью не спят и с ружьем в руках стоят на карауле, так как имущество его жителей весьма по нраву разбойникам. Зарраби — это Европа Гянджи. Государственные учреждения и русские служащие все размещены в Зарраби. Удовольствие Агарлар пропало со дня закрытия еврейского дома. На улицы Тоюгчу и Софулу пойти не смогли, так как шел дождь, из-за грязи на дорогах нельзя было двинуться, даже перед татской мечетью запряженная буйволами телега завязла в грязи. Сколько бы людей ни пыталось, ни буйволов, ни телегу вытащить не могли. На улице Имамлы увидели только бани. Мешеди Гасан не советовал идти дальше …»

Как и в других фельетонах, и здесь писатель искусно воспроизвел виденную в Гяндже картину, сатирическими оттенками, дал описание образа жизни, открывающего путь бессмысленным моральным привычкам.

«Мешеди Сижимкули» (Али Назми), вспоминая произошедшее во время гянджинского вояжа Мозаланбека в 26-ом номере журнала «Молла Насреддин» от 30 июня 1908 года под заглавием «Вам-то что», в действительности, оправдывал этими строками «Мозалан», не сторонясь, освещавшего виденное в путевых заметках и желавшего подобным образом направить свой народ на истинный путь.

Часть «Путевых заметок Мозаланбека», напечатанную на страницах издания «Молла Насреддин» в форме цикла работ Абдуррагим-бека Ахвердиева впервые в виде отдельной книги издал доктор филологических наук, профессор Камран Мамедов в 1961 г. После этого эти художетвеные образцы были включены в двухтомные «Избранные произведения» писателя. В 2007 году кандидат филологических наук Диляра Мамедова донесла до читателей «Путевые заметки Мозаланбека»с помощью книги, изданной под заглавием «Путевые заметки» в журнале «Молла Насреддин».

Таким образом, фельетоны, написанные в соавторстве Абдуррагим-беком Ахвердиевым, Салманом Мумтазом и Курбанали Шарифовым, в цельном виде подвергшись транслитерации, были даны в новом издании вместе с предисловием.

По материалам Ученых записок Таврического национального университета им. В.И.Вернадского (Серия «Филология. Социальные коммуникации»)