Экономическая мысль каждого народа представляет собой отражение в его сознании общественно-производственных отношений и является существенным звеном в цепи общего духовного богатства. Невозможно представить себе историю любого народа вне связи с экономическим мышлением. Осмысление фактов экономической жизни началось, хотя в элементарном, разрозненном, отрывочном виде, одновременно с появлением материальных отношений.
Зарождение экономической мысли исторически предшествовало на много тысяч лет появлению самостоятельной экономической науки как конкретной области знаний. Экономическая мысль развивалась вместе с другими сферами познания, не отделяясь до определенной эпохи от них. Лишь позднее отпочковалась каждая конкретная современная область общественных наук.
Различные народы на разных этапах своего развития каждый по-своему и в неодинаковой степени налагали печать на развитие экономической мысли, внося определенный вклад в общечеловеческое духовное богатство. В ряде работ, посвященных истории экономической мысли, справедливо отмечается более раннее ее происхождение на Востоке. Это имеет отношение и к Азербайджану.
Азербайджан, благодаря целому ряду объективных условий, очень рано пережил экономический и культурный подъем, достиг более высокого уровня развития производительных сил уже в ранний период истории.
Известно, что территория Азербайджана в течение многих веков находился под игом иноземных захватчиков, сохранив при этом самостоятельность своего мировоззренческого мышления, самобытность национального и культурного наследия. Следует, однако, иметь в виду, что многовековое господство иноземных захватчиков не могло не отразиться на развитии азербайджанской общественной мысли.
Развитие истории дореволюционного Азербайджана шло извилисто и противоречиво, зигзагами и кружными путями. Такое развитие предопределило основные закономерности и особенности становления и формирования азербайджанской экономической мысли.
Богатый материал о состоянии экономической мысли в Азербайджане можно найти в трудах выдающихся азербайджанских мыслителей, которые в своих произведениях в той или иной мере касались различных вопросов социально-экономической жизни.
Экономические воззрения и высказывания отдельных мыслителей Азербайджана прошлого не представляли собой законченной системы взглядов, в большинстве случаев они выдвигались попутно с другими общественными мыслями. Специфичность экономических идей в те времена состояла именно в том, что они переплетались с развитием других форм общественного мышления.
У истоков социально-экономической мысли азербайджанского народа в первую очередь стояли лучшие представители своего времени: выдающиеся поэты, писатели, ученые, просветители, политические деятели, государственные и коммерческие люди, порой даже не столь заметные ученые. Отрывочные сведения о социально-экономической жизни Азербайджана на различных этапах ранней истории содержатся также в отдельных источниках, которые сами по себе не имеют непосредственного отношения к экономике, или весьма отдаленно связаны с ней.
Отрывочные сведения экономического характера содержались в учении так называемого маздаизма, распространенного в VII в. до н. э. в ряде восточных стран, а затем преобразованного в зороастризм (в VI в. до н. э.). Зачатки азербайджанской экономической мысли в это время нашли свое выражение (VII—VI вв. до н. э.), например, в мидийских легендах, записанных Геродотом и связанных с иранскими завоевательными войнами, в религиозно-философских древних текстах, в «Авесте» и др.
«Авеста» — собрание священных книг зороастризма, религии, распространенной в древности и в раннем средневековье на территории Азербайджана и ряде других восточных стран. Здесь наглядно и образно отображается и картина состояния производительных сил и производственных отношений того времени. Наибольшее внимание уделялось вопросам земледелия, скотоводства, птицеводства, а также садоводства. В земледелии, как отмечается, уже тогда применялось искусственное орошение, имеются сведения о сооружении ирригационных каналов, существовании примитивной агрономии и зоотехники. Уделяя особое внимание сельскому хозяйству, «Авеста» предписывает любить землю, как любят девушку, оплодотворять ее семенами, делать ее матерью, приносящей богатый урожай.
Согласно закону Заратустры (основателя зороастризма), надо стараться заботливым трудом делать землю плодородной и, в связи с этим, распространение воды системой каналов считалось важнейшим и святым делом. Исключительно большое внимание уделялось повышению урожайности, и призыв к этому был центральной идеей в учении Заратустры.
Наряду с письменными источниками элементы экономической мысли древних времен, раннего периода феодализма дошли до нашего времени, кроме народного эпоса (историко-героического, легендарного, любовного) и через другие виды устного творчества: сказки, поговорки, пословицы, загадки, трудовые, обрядовые и бытовые песни, баяты, гошма и т.д.
История социально-экономической мысли всегда была отражением реальной действительности, обусловлена материальной жизнью. До нашей эры на территории Азербайджана существовали различные государственные образования: Мана, Мидия, Атропатена, Кавказская Албания, в которых получило довольно широкое развитие общественное разделение труда, рост ремесла и товарно-денежных отношений.
Этот процесс особенно усилился с возникновением феодального строя на территории Азербайджана (III в. н. э.), при котором получают дальнейшее развитие производство тканей, обработка металлов, гончарной посуды, ювелирное дело и пр. Существенно развивается торговля, расширяется вывоз в соседние и зарубежные страны многих видов продукции, в частности, шелка, шерсти, нефти, шафрана, медной и глиняной посуды и др.
Рост производительных сил сопровождался дальнейшей классовой дифференциацией, обострением экономических противоречий и борьбы в средневековом Азербайджане. Экономическая мысль этого периода отражала реакцию народных масс на усиление феодальной эксплуатации и связанный с этим процесс разложения крестьянской общины. Это выражалось в появлении различных оппозиционных течений, выражавших протест против феодального гнета и призывавших к равенству и уравнительному распределению.
Своеобразные экономические воззрения есть в религиозно-философском и социальном учении маздакизма, получившем распространение в Иране и в ряде соседних стран.
В конце V — начале VI веков идеология маздакизма и маздакистское движение охватили и территорию Азербайджана. Основными социально-экономическими идеями маздакизма были: необходимость материальной помощи бедным, равенство общественного имущества, борьба против феодальной зависимости.
Из различных источников известно наличие элементов социально-экономической мысли в Азербайджане и в период арабских халифатов. В этот период (VIII— X вв.) маздакизм возродился в форме идеологии хуррамистов. Согласно этой идеологии, главной причиной социального неравенства является крупная земельная собственность и господство феодалов. Хуррамисты придерживались идей маздакизма и призывали народ к борьбе за освобождение от феодального и иноземного гнета, установление имущественного равенства, справедливое распределение земли между крестьянами.
Сторонники маздакизма были пропагандистами идеи равенства в распределении материальных благ, призывали к борьбе за уничтожение социального неравенства.
После ослабления позиций арабского халифата в Азербайджане образовался ряд феодальных государств, среди которых особо выделялось государство Ширваншахов (X в.). В IX-XII веках в Азербайджане рост производительных сил стал более заметным, дальнейшее развитие получили наука и культура. Эта эпоха характеризуется появлением целой плеяды великих азербайджанских ученых, поэтов. Можно говорить о своеобразном азербайджанском ренессансе этого времени, привнесшем многое и в экономическую мысль.
По материалам книги «Очерки истории азербайджанской экономической мысли»