Недаром говорят, что большое видится на расстоянии. Сегодня, когда народной артистки Азербайджана Шовкет Алекперовой уже нет, более отчетливо осознается, какой она была яркой звездой. Имя Ш.Алекперовой, одной из любимых народом певиц, золотыми буквами вписано в историю азербайджанской культуры.
Исполненные ею песни «Дерелер», «Песня слепого араба», «Не пришла», «Сенеде галмаз», многие годы были у всех на слуху.
Необыкновенная душевная наполненность голоса и красота выразительного среднего регистра, собственная душевная красота и благородство позволили певице создать широкую красочную палитру для незабываемых исполнений различных песен. Ее выступления всегда были подлинным украшением концертных программ. В годы Второй мировой войны Ш.Алекперова иногда давала по несколько концертов в день. Возвращая слушателей в мирные дни, она пела о любви, счастье, красоте и радостях жизни. Чистота голоса, необыкновенная лиричность звучания, бережное отношение к слову сделали ее кумиром не только своего поколения, но и символом азербайджанской песни.
Несколько десятилетий продол1жалась творческая жизнь Ш.Алекперовой. Она была наполнена сотнями концертов с разнообразными программами. Публике нравился голос, мастерство певицы, душевная гармония, а также счастливый и светлый мир, который сквозил сквозь исполненные артисткой песни.
В декабре 1958 г. был проведен юбилейный концерт, посвященный 400-летию великого азербайджанского поэта Физули. Именно на этом концерте впервые прозвучала кантата «Физули» Д.Джангирова в исполнении симфонического оркестра и хора театра оперы и балета, хора радиовещания и телевидения Азербайджана.
Весь концертный зал и исполнительский коллектив под управлением народного артиста СССР Ниязи были восхищены выступлением Ш.Алекперовой. С большим мастерством, с какой-то удивительной болью в сердце она солировала во второй части кантаты и пела газель «Шеби-хиджран». Певице удалось донести до широкой слушательской аудитории дух великого поэта, раскрыть его полный горечи мир. Кантата сразу же завоевала большую любовь у слушателей не только благодаря музыке Д.Джангирова, но и голосу Ш.Алекперовой.
Исполнение певицы всегда олицетворяло композиторский идеал. Вокально-технический аппарат Ш.Алекперовой служил только одной цели — преподнести слушателю музыкальный и поэтический текст в максимально яркой выразительной форме. Наконец еще одно характерное свойство — простота, впечатление, которое рождалось от того, что ее исполнение было очищено от всего декоративного, что может затемнить сущность авторского замысла.
Простота — самая характерная особенность личности Ш.Алекперовой. Она была лишена чувства собственного превосходства, что, однако, вполне, совмещалось с пониманием своего значения, как артиста, Ш.Алекперова прекрасно осознавала меру ответственности певца и говорила о том, что зачастую именно манера исполнения, мастерство и интерпретация определяют успех вокальных миниатюр. Ей не нравилось, когда некоторые исполнители «невпопад» включали в середину песни отрывок из мугама. Она допускала это только в том случае, если выбранная газель соответствовала общему духу песни и не нарушала ее целостности.
Ш.Алекперова высоко ценила значение поэтического слова и прилагала все усилия, чтобы довести до слушателей его красоту. Силу своего дарования она демонстрировала во многих странах мира. Год от года «границы исполнительской территории» расширялись и везде публика с удовольствием внимала ее волшебному певческому искусству. Она приносила радость всем, кто восприимчив к музыке.
«В разных странах, где я побывала, там, на чужих землях, всегда оставалась жить наша азербайджанская песня», — с гордостью говорила Ш.Алекперова.
Ее восторженно принимали в Германии, Болгарии, Чехословакии, Ираке, Тунисе, Иране, Марокко, Цейлоне и т.д. В течение 23 дней пребывания в Марокко, она исполнила народные и композиторские песни. Долгие годы ее аккомпаниатором была Елена Тартаковская.
Вспоминая певицу, пианистка говорила: «Я на своем веку повидала много исполнителей, работала и с Рашидом Бейбутовым, и с Муслимом Магомаевым, и с Франгиз Ахмедовой. Но в Шовкет было что-то особенное. Рашид Меджидович, к примеру, был великолепным музыкантом, он работал над каждой песней очень скрупулезно, записывал и неоднократно проверял каждое слово, каждую фразу, буквально каждый звук. Но такого чисто интуитивного музыкального чутья, какое было у Шовкет ханум, не было ни у одного другого певца. В какой-то степени ее можно в этом сравнить с маэстро Ниязи, который тоже был интуитивным, стихийным музыкантом необычайной одаренности. Такой теплоты в голосе не было ни у кого. Она пела не голосом, а душой!»
Ш.Алекперова постоянно обновляла свой репертуар и любила работать с такими талантливыми азербайджанскими композиторами, как Д.Джангиров, Т.Кулиев, С.Алескеров, Г.Гусейнли, Е.Махмудов, В.Адигезалов, Т.Гаджиев, А.Ализаде, Р.Миришли. Авторы вокальных миниатюр были постоянными и желанными гостями в ее доме. Однако певица бралась исполнять не каждую из предложенных ей песен. Обладая безупречным художественным вкусом, она чрезвычайно требовательно относилась к выбору исполняемых сочинений.
«Самая хорошая песня рождается только тогда, когда композитор в момент сочинения переживает чувство радости, печали, тоски; может передать эти чувства, не искажая и не нарушая требований жанра. Каждое слово поэтического текста должно соответствовать музыке. Бывают такие слова, которые совершенно не соответствуют музыке. Они хорошо звучат в стихах, но в музыкальном произведении производят плохое впечатление», — говорила Ш.Алекперова.
Певица часто приводила пример из жизни одного из любимых ею композиторов, народного артиста Азербайджана Д.Джангирова.
Однажды он рассказал Ш.Алекперовой об истории создания романса «Азербайджан»: «Мой коттедж находился на берегу реки Нил. Я сидел на балконе и наблюдал за «игривыми» волнами. Сердце сжалось. Я скучал по родному Азербайджану и подумал: Вот бы я сейчас сомкнул глаза, а когда открыл — оказался бы в Баку. Пока я думал об этом, в душе родилась печальная мелодия».
Ш.Алекперова говорила, что ни одно вокальное сочинение так глубоко не трогало ее душу, как песня «Азербайджан».
Диапазон ее деятельности расширялся. При этом она постоянно обновляла свои интерпретации. В разные периоды певица несколько по-иному относилась к одним и тем же произведениям. Изменчивость взгляда на давно и хорошо знакомую музыку являлась отражением ее непрерывно расширявшегося кругозора.
В пении Ш.Алекперовой проглядывало композиторское начало. Свежесть чувства, огромная внутренняя увлеченность, всегда сопровождавшие ее, были связаны с тем, что каждый раз новая исполняемая песня становилась для нее только что рожденным творением. Минуя все наслоения предшествующих интерпретаций, в том числе своих собственных, она как будто впервые создавала образы. Отсюда самобытность трактовок и вдохновение первооткрывателя, свойственное только подлинным творцам, которое неизменно магнетизирует даже самую большую аудиторию.
Народная артистка Азербайджана Ш.Алекперова вошла в историю национального музыкального искусства не только, как замечательная певица, но и как прекрасный учитель. У нее была преподавательская жилка, которая позволяла покорять сердца ее учеников. Ш.Алекперова всегда старалась воспитывать в них бережное отношение к песне и вечным ценностям жизни, помогала становлению их личности.
Именно поэтому ее воспитанники, среди которых, А.Байрамова, А.Хашимова, К.Хасиева и многие другие, всегда с любовью вспоминали годы обучения в ее классе. Среди множества благодарных ей исполнителей, есть и те, кто не учились у нее, но она приняла непосредственное участие в их творческой судьбе. В числе таких народный артист Азербайджана Мансум Ибрагимов, которого она рекомендовала дирекции Азербайджанского Государственного театра оперы и балета.
«У нее был невероятный авторитет. С нею советовались и всегда прислушивались к ее мнению», — говорил М.Ибрагимов.
Ш.Алекперова не ошиблась — принятый после прослушивания на работу, М.Ибрагимов вскоре стали одним из замечательных интерпретаторов партии Меджнуна в опере «Лейли и Меджнун».
В 1993 году горячо любимой народом певицы не стало. Ш.Алекперова оставила неизгладимый след в истории азербайджанского вокального искусства и в сердцах людей, потому что была самобытным, ярким и неповторимым художником.
По материалам книги «Мастера вокального искусства Азербайджана»