Низами и политика: мечты об идеальном государстве (по книге 1947 г.)

Великий азербайджанский поэт-мыслитель Низами Гяиджеви оставил после себя богатейшее наследство в области поэзии. Его поэмы богаты политическими и философскими идеями, высказываниями из других областей науки, а также педагогическими мыслями. Низами не является педагогом-теоретиком в строгом смысле этого слова, но он пронизал все свои поэмы содержательными наставлениями, то обращенными непосредственно к народу, то к правителям, то к взрослому, то к молодому поколению.

Политические взгляды Низами имели большое влияние на его педагогические воззрения, часто даже сливаясь с ними.

Надо прежде всего отметить острую политическую направленность всех его поэм. Начиная с первой — «Сокровищницы тайн» и кончая последней — «Искендернаме», которая имеет целью показать образец лучшего управления страной, Низами глубоко интересуют вопросы управления государством, положение граждан в государстве, задачи, стоящие перед государственными людьми и т.д.

Его пытливый ум был занят поисками наилучшего способа облегчения жизни трудового народа. К этому его толкала глубокая любовь к человеку, его безграничный гуманизм. Ои мечтал об освобождении человечества от насилия и гнёта, произвола царей, феодалов и их служителей.

Его мечты и поиски привели его к наиболее прогрессивной группе тогдашнего азербайджанского общества, а именно к кругу «Ахи». Принадлежность Низами к этому радикальному обществу, мевшему своей целью помогать жертвам феодального гнёта и активно противодействовать феодальному насилию и гнёту, оказала большое влияние на формирование его политических взглядов. Низами страстно желал облегчить горести населения города и деревни, улучшить его жизнь.

Низами во всех своих поэмах, всем своим существом, восстаёт против насилия над человеком. В поэме «Сокровищница тайн», Низами даёт ужасающие картины насилия над населением. То же и в поэме «Семь красавиц». Устами простого народа Низами обвинял феодалов в самоуправстве.

В поэме «Хосров и Ширин» Низами устами Ширин говорит: «О, как много зеркал, которые в руках царей потускнели от вздохов, взывающих к справедливости».

Низами был свидетелем междоусобиц среди феодалов, видел пролитие крови невинных крестьян, о чем он пишет в поэме: «На всём лике земли нет пригоршня глины у на которой не было бы крови нескольких людей».

Искендернаме

«Нет такого муравья в гробнице (то есть в мире), на котором не было бы клейма от руки насилия», — констатирует с печалью Низами в другой поэме.

Все эти акты насилия вызывали протест Низами, который порою угрожал правителям возмездием за угнетение народа: «Удержа (свою) руку от несчастных, чтобы (тебе) не получить стрелу опечаленных«.

В «Искендернаме» устами Сократа он говорит царям: «Чего ты хочешь от стольких снесенных голов? Доколе такими шарами ты будешь состязаться? Много слез в твоей туче содержится, на шее меча твоего много крови. Ты не боишься, что твой разящий шеи меч за чью-либо кровь твою же шею охватит».

Принимая во внимание, что Низами посылал свои поэмы царям, надо отдать должное Низами за такие смелые высказывания против царей-угнетателей в эпоху господства феодалов. Но Низами обращался также и к народу с призывом не проявлять покорности перед угнетателями.

Обращаясь к народу, он писал: «Чего склоняешься перед всякой затрещиной, чего соглашаешься на всякое насилие? Как гора, крепко упрись! Будь груб с мягким миром. Если ты будешь ткать шелк, как лилии, боль испытаешь (даже) от чистой земли. Угнетение наносит внутренний ущерб, перенесение несправедливости приносит слабость. Будь словно щит с копьем на плече, тогда ты обнимешь охапку роз». Это был прямой призыв к активному сопротивлению против феодальных угнетателей» против их насилия над народом.

Однако, необходимо отметить, что такие призывы к народу об активном сопротивлении злу в общем не являются характерными для политических взглядов Низами. Для него более характерны критика существовавшего тогда своеволия феодалов, призыв царей к справедливому управлению народом.

По Низами, назначение царя — «нанести порядок» в стране, заботиться о гражданах, обеспечить неприкосновенность их имущества. Он отмечал, что справедливость основное качество государственного деятеля — «Царство можно получить (только) справедливостью«. «Правосудие есть (непременное) условие владычества над миром».

Справедливость, по мнению Низами, — не только условие управления государством, но также и условие его прочности. В его поэмах все цари, которых Ниаами хочет показать как лучших правителей, изображены как справедливые люди, заботящиеся о своих подданных, об их имуществе, оберегающие народ от насилия.

В поэме «Хосров и Ширин» описывается впизод, когда сасанидский шах наказывает своего горячо любимого сына Хосрова за совершённые им бесчинства в отношении крестьян. И Низами не удерживается от упрёков по адресу мусульманских владык, сравнивая их деяния с действием шаха, придерживающегося языческой религии.

В «Семи красавицах» с большим одобрением описываются действия шаха Бахрама Гура, который при наступлении голода в стране, раздает все запасы хлеба народу. Умирает только один человек от голода, и за это Бахрам считает себя ответственным. Описывая это, Низами восклицает: «Счастлив тот шax, который дарами и ласками отстраняет от своих подданных смерть».

И, наконец, изображение идеального царя в условиях монархического режима завершается показом грандиозного царствования Александра Македонского.

Низами описал Александра таким, каким ему хотелось видеть правителя страны. Поэтому все отрицательные черты Александра затушёвываются и, наоборот, слишком ярко описываются положительные стороны правления. Александр, в трактовке Низами, никогда не ведёт несправедливых войн, он воюет только в том случае, когда его вызывают на это или призывают на помощь для защиты от нападения сильных соседей. Прежде чем начать войну, он старается разрешить конфликт мирным путём и не проливать напрасно крови. В завоёванных странах он в первую очередь ликвидирует существовавший до него гнёт над населением, освобождает население от налогов, занимается благоустройством и т.д.

Александр вступает на престол со следующей декларацией, которую можно считать вообще политической платформой самого Низами: «Не хочу чтобы кто-нибудь терпел насилие от меня. Отменил я подать с деревень и сёл, не беру ни денег со страны, ни дани… Дам я каждому ключ к богатству, создам опору для всякого. Голову искусного вознесу высоко, безумным свяжу ноги узами. Отвернусь от всех, кто любит жить на чужой счёт, исключая немых и беспомощных. Если сильный человек обладает знанием дела, не допущу я, чтобы он был без работы. Если увижу я кого-нибудь, кто трудится, но доходы его при этом меньше расходов, я подам ему надежду в этих расходах. И из своей сокровищницы окажу ему поддержку».

В этой программе есть и отрицание эксплуатации, и необходимость труда для всех граждан без всякого исключения, и обеспечение инвалидов и беспомощных за счёт государства, отказ от налогов и податей, возвышение способных и обуздание плутов, в общем — идеал трудового народа в ту эпоху.

Низами был сторонником сильного единого государства, способного защищать себя от внешних нападений, и выступал против феодальной раздробленности, ослабляющей сопротивляемость государства внешним врагам, а также мешающей развитию городского хозяйства и торговли. Он резко выступал против феодальных междоусобиц, которыми была наполнена средневековая стория Азербайджана, и в частности XII век. Низами высказывался за объединение государства под руководством одного человека: «Одним венценосцем бывает возвышен трон, если их больше, царство страдает. Один венценосец лучше, чем сто ибо, если дождя слишком много, он несет вред».

Но надо оговориться, что Низами не был сторонником единоличного управления государством. Наоборот, он ка своими непосредственными выступлениями, так показом лучшего управления Александром, придерживался того взгляда, что нельзя править государством единолично. Государство, по Низами, должно объединиться, быть единым, но царь, руководитель должен управлять им, прислушиваясь к мудрецам страны.

В своем послании ширваншаху Ахситану советует «не отказываться от советов других». Правление же Александра в «Искендернаме» показано именно в этом плане. Александр собирал вокруг трона всех лучших людей страны, в первую очередь мудрецов, людей науки, и просил ихнего совета во всех своих делах.

Учителя и студенты Гянджинского педагогического института у могилы Низами. 1941 г.

Мудрецы при Александре принимали близкое участие в управлении государством. Александр ни одного серьезного шага не делал без их предварительного совета. Он даже берет их с собой в поход и там не перестает советоваться с ними.

«Меч царя острым становится советом ученых», — говорил Низами устами Платона. Этим Низами вполне ясно требовал весьма близкого участия людей науки в управлении государством. Это дает основание утверждать, что Низами отрицал абсолютизм в государственном управлении. Он считал, что руководитель государства, не имеющий поддержки народа, не может быть уверенным в устойчивости своего правления. Другими словами, «…когда царь становится благожелателем народа, то он становится по царем по воле своего народа».

Определяя свои взгляды на то, каким должно быть идеальное государство, Низами не остановился на описании идеального правления Александра, а пошел дальше. Описывая все походы и деяния Александра, Низами в конце второй части своей поэмы «Искендернаме» приводит Александра в одну неизвестную страну.

Поэт с исключительной теплотой и восхищением рассказывает об этой стране: «Это страна счастья, была сотворена иначе». Там нет ни богатых, ни нуждающихся, никто из жителей этой страны не имеет добра больше другого, «наделены они в богатстве своем справедливо», ни у кого нет «соблазна золота». Люди все равны в своих правах, взаимно помогают друг другу, нет между людьми вражды. Наоборот, между ними существуют братские отношения.

Описанием этой страны оканчиваются походы Александра. Последний признаёт эту страну наиболее совершенной и прекращает дальнейшие походы.

Таким образом, если проследить путь развития политических взглядов Низами от первой его поэмы до последней, в частности до последних глав последней поэмы, то можно установить, что Низами, начав с резких протестов против насилия и угнетения народных масс, критики существовавшей тогда системы управления, шел дальше к описанию величавой картины «идеального» царя со всеми его благотворными мероприятиями, заботами о благе и счастье народа, и завершает свои политические взгляды и идеалы описанием общества без царей, без правителей, без угнетателей и угнетенных.

По материалам научных трудов М.Мурадханова (1947 г.)

Тайны мавзолея Низами в Гяндже от ученого, литовского татарина Александровича (1925 г.)
О тюркских топонимах в поэме «Искендер-наме» Низами Гянджеви