Дворец Шекинских ханов в Азербайджане, всемирно известный историко-архитектурный памятник, был включен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в 2019 году. И фасад, и интерьер дворца Шекинских ханов, строительство которого относится к XVIII веку, были украшены разнообразными формами, сюжетными, геометрическими, растительными, миниатюрными и аллегорическими росписями. Миниатюрные сцены охоты и сражений, изображенные на втором этаже дворца, которые привлекают больше внимания своими размерами, расположением и тематикой, изучались различными местными и зарубежными учеными, искусствоведами и исследователями и стали предметом различных статей, книг и научных работ.
Однако 142 миниатюры в центральном зале первого этажа дворца, не были замечены из-за их небольшого размера и изображения сталактитов на пересечении потолка и стен.
Некоторые специалисты считали, что автором этих изображений был совсем не тот художник, который расписывал другие уголки дворца. В частности, считалось, что эти рисунки сделал европеец.
Основанием для такого вывода послужила фраза, написанная испанским генералом, участником Кавказской войны Хуаном Ван Халеном (1788-1864) в его мемуарах…
Ван Хален, бельгиец по происхождению, служил в испанской армии, но по подозрению в заговоре против испанского короля Фердинанда VII был заключен в тюрьму инквизиции, откуда бежал и вступил в русские войска. В 1820 году он принимал участие в военных действиях на Кавказе, но в том же году вернулся в Испанию, где вспыхнуло восстание, и сражался в рядах защитников Кадисской конституции. После усмирения восстания Хуан Ван Хален уехал из Испании в Санкт-Петербург, где был принят на службу князем П.Волконским. В течение 18 месяцев возглавлял (в чине полковника) драгунский полк, расквартированный в Тифлисе. Под началом А.Ермолова ван Хален участвовал в Кавказской войне.
В 1828 г. в Нью-Йорке вышла книга воспоминаний ван Халена (с записей на испанском, сделанных им в изгнании), где рассказывалось о его побеге в 1817 и 1818 годах, о его путешествии в Российскую империю, о Кавказской войне и возвращении в Испанию.
В книге упоминается также, что ван Хален был на территории Азербайджана — в частности, он посетил Дворец Шекинских ханов, и сделал некоторые заметки.
Ван Хален пишет: «Мы вошли в Нуху (Шеки — прим.) к 10 утра и направились ко дворцу, где для нас уже были подготовлены апартаменты. Когда хан этой провинции скончался без всяких осложнений (речь идет об Исмаил-хане, последнем хане Шекинского ханства) в 1819 году, она сразу попала под контроль России, и генерал Ермолов был назначен командовать ею.»
В своих записках, ван Хален утверждал, что «ханский дворец строился в разное время и разными архитекторами.»
Он писал: «…Ханский дворец строился в разное время и разными архитекторами. Главная часть этого здания, занимаемая князем Мадатовым и покрытая коврами и гобеленами, не представляла собой ничего особенно примечательного. Покои коменданта провинции находились в самой современной части здания и состояли из анфилады комнат (ряд помещений, которые примыкают друг к другу), примыкавших к галерее, стены и потолки которой были украшены зеркалами, окаймленными изящным лиственным орнаментом, раскрашенным на китайский манер итальянцем, нанятым покойным ханом десять лет назад…»
Ван Хален также упоминает несколько фонтанов во дворце, пишет о большом саде и бассейне. Он добавляет, что ‘климат, чистое небо и даже положение Нухи имеют большое сходство с этой частью Испании (вероятно — южная часть Испании — прим.)’, но тут же отмечает, что правление местных ханов и то, как они обращались с купцами, не оставило здесь никаких значимых памятников, которые можно было бы сравнить с памятниками на юге Испании.
Согласно заметкам ван Халена, он покинул Шеки 24 мая.
Опираясь на его заметки, некоторые ученые в дальнейшем стали утверждать, что 142 миниатюры в центральном зале первого этажа дворца были сделаны иностранцем, в частности, итальянцем. Так ли это?
Ван Хален пишет: «…Ханский дворец строился в разное время и разными архитекторами…» — вполне вероятно, что он не имел ввиду сам дворец, а отдельные здания, относящиеся ко дворцовому комплексу, стены которых были построены в разное время, разными архитекторами.
В акте, составленном майором Лисановичем о состоянии Нухинской крепости, и в письме декабриста А.Корниловича к его брату, написанном в Шеки в 1834 г., говорится, что здесь было около сорока построек, внутри крепостные стены, отдельные сады и несколько фонтанов. Даже на плане города Шеки от 26 февраля 1853 года, найденном в архивах а Санкт-Петербурге, отмечается, что дворец Шекинского хана, был частью большого дворцового комплекса.
Возвращаясь к тексту ван Халена, он пишет: «Покои коменданта провинции находились в самой современной части здания и состояли из анфилады комнат (ряд помещений, которые примыкают друг к другу), примыкавших к галерее, стены и потолки которой были украшены зеркалами, окаймлеными изящным лиственным орнаментом, раскрашенным на китайский манер итальянцем, нанятым покойным ханом десять лет назад…» — сдесь требуется ряд уточнений.
Когда ван Хален пишет о шекинском хане, который «умер в 1819 году«, он имеет ввиду Исмаил-хана, который правил в 1814-1819 годах. Но когда он пишет, об иностранце «нанятым покойным ханом десять лет назад,» то вероятно, он имеет ввиду отца Исмаил-хана, Джафар-гулу хана Хойского (1806-1814 гг.), который, вероятно, и нанял «итальянца» для росписи. Это возможно, учитывая что у Шекинского ханства были торговые отношения с Италией, и возможно что цветное стекло также было привезено из Венеции.
Ван Хален также упоминает об орнаменте, «раскрашенным на китайский манер» не уточняя ни имени итальянца, ни кем он был — художником, архитетором, солдатом. Вполне возможно, что он был просто мастером, но не художником. Кроме того, упомянутые миниатюры очень малы и не могли быть видны невооруженным глазом при освещении того времени. Не стоит пренебрегать и тем фактом, что ван Хален не был художником или реставратором, и записи о ханском дворце не были целью его пребывания в Шеки.
Упомянутые миниатюры действительно сильно отличались от других — они очень похожи на средневековую китайскую живопись. Однако, даже художник, способный писать чудесные картины, не мог так изящно отобразить азербайджанскую культуру и традиции, не будучи сам лично с ними знаком.
Другими словами, не факт, что эти миниатюры были написаны европейцем, знакомым с правилами китайской живописи. С древних времен Шеки, расположенный на Шелковом пути, имел культурные и торговые связи с Китаем. Мотивы китайских ваз и других произведений искусства не могли не быть изучены местными художниками и живописцами. Если принять во внимание, что на формирование школы тебризской миниатюры оказала влияние китайско-уйгурская миниатюра, то неудивительно увидеть это сходство с миниатюрами во дворце шекинского хана.
Нельзя отрицать тот факт, что по ван Халену, в Шеки мог жить какой-то европеец, который выполнял во дворце какие-то работы, но упомянутые миниатюры вполне могли быть выполнены местными мастерами. Это подветрждается и тем, что ван Хален не был специалистом и его воспоминания о дворце хана не изобилуют глубиной и деталями.
По материалам З.Расуловой (из журнала «Проблемы искусства и культуры»)