В 1891 году в Тифлисе из печати вышел справочник “Баку и его окрестности”, как приложение к справочной книге «Кавказ». Составителем справочника был публицист, журналист Георгий Михайлович Туманов.
Во вступлении книги отмечалось: «Выпуская настоящую книжку, считаем нужным заявить, что она имеет главным образом характер путеводителя по описываемым в ней местностям…»
Источниками для составления справочника послужили несколько исследований, календарей, многие из которых вышли в 1890 году.
В книге, Г.Туманов обстоятельно пишет о бакинской нефтепромышленности, но затрагивает и другие области. Например бакинские дороги.
Он начинает описание города очень бегло, упомянув лишь где находится Баку, но добавляет, что Баку «имеет по статистическим данным последнего времени до 106,000 жителей.»
Журналист называет город «крупным центром отечественной нефтепромышленности«, и пишет, что он является важнейшим пунктом Кавказа и служит административным центром Бакинской губернии.
Что касается дорог, то он отмечает, что Баку «сообщается с остальными частями Кавказского края и всей России как сухим, так и водными путями«, и первым делом переходит к Закавказской железной дороге.
«Закавказская железная дорога, перерезывая все Закавказье от Черного моря до Каспийского, имеет конечными пунктами с одной стороны Батум, с другой Баку, а на протяжении линии находятся гг. Кутаис, Тифлис и Елисаветполь (Гянджа — прим.). Таким образом, дорога эта соединяет Баку как с Черным морем, а через него с Европой, так и с важнейшими городами Закавказья,» — пишет Туманов.
Далее он пишет, что Бакинская линия закавказской железной дороги (Тифлис-Баку) имеет юго-восточное направление и проходит через 3 губернии: Тифлисскую, Елисаветпольскую и Бакинскую.
«Линия эта, в противоположность батумской, отличается однообразием бесплодной и безжизненной степи, и кроме того, в противоположность той же линии — несравненно меньше оживленная, вследствие малочисленности пассажиров,» — информирует журналист.
Он пишет, что частично, малочисленность пассажиров можно обьяснить «непомерно высоким тарифом, значительно превышающим тарифы других русских дорог«. Характерой особенностью бакинской дороги он признает «сильный зной в летнее время, отчего подле самых станций глаз человека часто натыкается на возвышенную двухэтажную крытую беседку, служащую местом спасения от удушливых жаров и несносных комаров.»
Далее Туманов возвращается к маршрутам дороги, которые несомненно интересны с исторической точки зрения.
«Не доходя до ст. Караязы, дорога пересекает Мариинский канал, и наконец, достигает первой большой станции от Тифлиса к Баку — Агстафа, от которой отходит в юго-западном направлении почтовая дорога с двумя разветвлениями: на Александрополь (Гюмри — прим.) и Эривань,» — пишет он.
И далее: «За Агстафой идет ст. Елисаветполь, в 4 вер. от которой находится губернский город того же названия, виднеющийся днем, с правой стороны от дороги. Далее — ст. Евлах, от которой отходят 2 почтовые дороги, одна к северу, в Нуху (Шеки — прим.), другая к югу в Шушу. За Евлахом — ст. Ляки. Здесь, а такж на следующей станции — Уджары — существуют заводы для сушки солодкового корня, добываемого во множестве на месте, близ этих же станций.»
Туманов пишет, что со станции Уджары дорога вступает в пределы Бакинской губернии: «Путь здесь представляет особенно безотрадную картину, а именно, кругом, по обе стороны его, тянутся бесконечные равнины, на которых встреаютс местами только войлочные шатры кочевников и вереницы верблюдов, этих «кораблей пустыни». Впрочем, и кочевники здесь живут только до весны, летом же, они удаляются на Шемахинские горы…»
Дальше журналист рассказывает, что от станции Уджары идет к северу почтовая дорога в уездный город Геокчай (Гейчай), а далее со ст. Кюрдамир отходит к северо-востоку такая же дорога в Шемаху.
«Последнияя большая станция по этому пути, пред. г. Баку — Аджи-Кабул. К югу отсюда, в 2 верстах, лежит небольшое озеро, изобилующее рыбами (сазан, сом и пр.) и раками. По берегам этого же озера водятсяв изобилии куропатки, самые разнообразные породы диких уток и пр. дичи, вследствие чего, сюда приезжает много охотников из Баку,» — пишет Туманов.
Он отмечает, что от Аджи-Кабула на юг, мимо озера идет почтовый путь через Сальяны в Ленкорань, которрый идет «в начале параллельно с р. Курой, имеющей здесь богатейшие участки рыбных промыслов.»
И далее: «За ст. Аджи-Кабул, с левой стороны, виднеется довольно большая татарская (азербайджанская — прим.) деревня Наваги, а далее от ст. Алят дорога принимает сев.-вост. направление и идет вдоль берега Каспийского моря, то приближаясь, то несколько отдаляясь от него.»
Достигнув Абшеронского полуострова, как пишет журналист, дорога у станции Баладжары образует большую дугу и заканчивается в Баку, направляясь к нему с северо-восточной стороны.
«С пути от Баладжары до Баку виднеется целый лес черных вышек в туче дыма. Это вышки нефтяных промыслов Балахано-Сабунчинской площади. Близ же Баку открывается вид на весь Черный городок с его многочисленными заводами,» — рассказывает Туманов.