Саадат Саттарова — боец батальона «Милли гуртулуш» (Национальное спасение), начала сражаться с армянскими агрессорами с самых первых дней необьявленной карабахской войны.
Вспоминает Саадат: «…около нашего института находился авиационный вуз, я часто встречалась там со своими сверстниками азербайджанцами. Вместе с ними занималась парашютным спортом. Кстати, с детства люблю физкультуру, занималась многими видами спорта. После напряженных тренировок прыгала с парашютом с различных высот. Не поверите, но факт: доводилось прыгать с 18 тысяч метров, а потом и выше… Тренеры были довольны мной, и после встречи в МАИ со Светланой Савицкой твердо решила: стану космонавтом!
С этой мыслью вернулась домой, подала документы в Али-байрамлинский городской военкомат и с мая 1983 г. приступила к службе в войсках ПВО, дислоцированных в Газимагомеде. Прошла обучение в Центре управления полетом, получила звание лейтенанта, была командиром отделения.
Но желание стать космонавтом не покидало меня, вновь обратилась в военкомат с просьбой зачислить меня в отряд космонавтов. Не разрешили, тогда решила написать председателю Комитета защиты мира, первой женщине-космонавту Валентине Терешковой. К счастью, она ответила положительно и только после этого врачи летной комиссии и военные специалисты подвергли меня тщательному осмотру и проверке. Хотя результаты были положительными, все же офицеры высшего состава любыми способами хотели помешать мне: не давали рекомендации для зачисления в отряд космонавтов.
Наконец, штурман нашего батальона полковник Голованов открытым текстом заявил:
— Не забывай, что муж Валентины Терешковой -космонавт, у Светланы Савицкой отец — маршал авиации. И потому они имеют право быть космонавтами. Кто же есть у тебя, несчастная, некому заступиться за тебя…
Признаться, его слова сильно покоробили меня. Не сказав ни слова, хлопнула дверью и в тот же день написала рапорт об увольнении. Это произошло в начале известных событий на моей Родине. В 1989 г. я добровольно отправилась в село Гайбалы строить дома для беженцев. Наша бригада работала под обстрелом армянски боевиков. Потом я примкнула к бойцам национальной армии. Не раз попадала под град снарядов, пуль, получала ранения и после лечения вновь возвращалась на фронт. Участвовала в боях за Керкиджахан, Тер-тер, Агдере.»
Стоит отметить, что армянские боевики оценили голову этой разведчицы в миллион рублей.
Рассказывает Саадат: «Наш полк «Милли гуртулуш» имеет заслуги в боях за Агдере. Возглавляемый мною отряд получил приказ отбить у врага Торпагтепе и очистить путь на Кельбаджар. 16 июля 1992 г. подготовила и взяла собой десантную группу из 30 человек. Примерно через 3 часа мы взяли Торпагтепе. Спустя еще 2 часа освободли село Чайлы. Разведгруппа провела рекогносцировв местности в селе Юхары Чайлы на другом берегу Тертерчая. Армяне укрепились в этом населенном пункте. Наши десантники только форсировали реку, как на расстоянии 50 метров начался встречный бой. Силы были неравными, враг превосходил нас в живой силе и технике. Выстрелом из гранатомета нам удалось уничтожить огневую точку противника.
В этом бою из 30 азербайджанских солдат 15 получили ранения, троих мы потеряли — Гудрат, Эльшан и Хафиз застрелились, предпочли смерть позорному плену. Хафиза похоронили в Барде, Гудрата и Эльшана — в бакинской Аллее шехидов. Наша сестра Аида Абдулкеримова погибла, вынося с поля боя раненых десантников.
В кромешной тьме удалось вырваться из вражеского окружения. Переплыли Тертерчай и потом еще 11 километров ползком добирались до своих. Если бы вовремя была оказана медицинская помощь, не пришлось бы ампутировать ноги разведчиков Кямала и Сураддина…»
По книге Земфиры Магеррамли “Карабахская война: сражались и женщины”. Перевод с азербайджанского П. Рустамзаде
Материал – часть серии “Женщины Карабахской войны“