О просвещении в Нахчыване, Эриванской губернии и Зангезуре в конце XIX — начале XX в.

В.Гулиева

Эриванская губерния, в состав которой входили Эриванский, Новобаязетский, Александропольский, Сурмалинский, Шаруро-Даралагезский, Эчмиадзинский уезды, входила в состав Восточного Закавказья Российской империи. Зангезурский уезд являлся составной частью Елисаветпольского уезда.

Исторические документы свидетельствуют о том, что эти территории являлись исконно азербайджанскими и их коренными жителями были азербайджанцы. Ярким подтверждением тому могут служить сеть мечетей, мечетских приходов, раскинувшаяся на всей этой территории, численность населения и названия селений тюркского происхождения.

В 1875 г. в Зангезурском уезде насчитывалась 491 мечеть мусульман-шиитов, 21 школа (мектеб), где обучалось 40 учеников. В 1876 г. количество обучавшихся в этих школах возросло до 5966.

В 1873 г. в Эчмиадзинском уезде предписанием Губернатора был утвержден Ахурско-Кадаклинский приход. В состав прихода вошли деревни Ахура и Кадаклу, где имелось соответственно 30 и 23 дымов (домов/хозяйств) и проживало 295 и 270 азербайджанцев. В Новобаязетском уезде был открыт Агзибирский и Рахманкендский приход, который объединял жителей деревень Агзибир и Рахманкенд, в которых имелось 19 и 9 дымов и проживало 193 и 72 азербайджанца. В 1880 г. был открыт Зодский приход в селе Зод, где имелось 60 дымов. В том же году в селе Верхний Мазра был открыт Мазранский приход, где имелось 58 дымов. В селе Верхний Алучалу был открыт Алучалинский приход и имелось 55 дымов.

В марте 1873 г. села Гусейн-кули, Агкильсе, Кара-коюнлу, Баладжа, Огруджа, Ипакдаш были объединены в один приход. В общей сложности в этих селах имелось 29 дымов и проживало 343 азербайджанца.

В Эриванском уезде села Арзин и Нурнус были объединены в один приход. В селах имелось соответственно 15 и 14 дымов и проживало 110 и 92 азербайджанца соответственно. В Александропольском уезде 29 марта 1873 г. в селе Сарал был открыт приход, который обслуживал 28 дымов, где проживало 307 азербайджанцев. В селе Аргут был открыт приход — 19 дымов (259 человек). В селе Хонгузах был открыт приход, который охватывал 14 дымов и 104 жителя.

В Шаруро-Даралагезском уезде в 1880 г. был открыт Сарачло-Шаральский приход, который объединил 41 дым жителей сел Сарачло и Шарал. В Сурмалинском уезде также в одноименном селе Сарачло был открыт приход, который обслуживал 89 дымов жителей села Сарачло —азербайджанцев.

В 1874 г. житель села Сарычалы Зангезурского уезда Молла Гусейнали Молла Мухаммад оглы обучал детей односельчан грамоте. Из 8 учеников, проходивших у него обучение, пятеро изучали турецкий и персидский языки, трое читали Коран.

Житель села Солтанлы Зангезурского уезда Гаджи Молла Гусейн Мешадали оглы обучал детей односельчан в школе. Из десяти учеников пятеро изучали турецкий и персидский языки, пятеро занимались чтением Корана. Всего по уезду в эти годы насчитывалось 343 учащихся.

В 1879 г. в Зангезурском уезде насчитывалось 6 духовных училищ, в которых вели преподавание 6 учителей и обучалось 92 ученика. Количество жителей-азербайджанцев по уезду составляло 32,720 человек.

В г. Эривани в эти годы функционировало 12 духовцых училищ, где вело обучение 12 учителей, обучалось 208 человек, проживало 13,884 азербайджанца. В Эриванском уезде было 8 духовных училищ, 8 учителей, 160 учеников и проживало 26 712 азербайджанцев.

В Шаруро-Даралагезском уезде насчитывалось 8 духовных училищ, где проводило обучение 8 учителей и обучалось 111 учеников, проживало 48,853 азербайджанца. В г. Нахчыване было открыто 6 духовных училищ, имелось 6 учителей, которые в них преподавали и обучали 90 учеников, проживало 3,981 азербайджанцев. В г. Ордубаде было 5 духовных училищ, 5 учителей и 95 учеников, проживало 2,728 азербайджанцев. В Нахичеванском уезде функционировало 12 духовных училищ, вело обучение 12 учителей и обучалось 147 учеников, проживало 31,543 азербайджанца. В Эчмиадзинском и Сурмалинском уездах было открыто 9 духовных училищ, 9 учителей, 63 ученика. Население составляло 36,284 азербайджанца.

В указанные годы число шиитских мечетей в г. Эривани достигало восьми, в них вели службу 10 должностных мулл и 28 недолжностных. Мечети имели три вакфных имущества, ежегодный доход которых составлял 3,965 рублей.

В Шаруро-Даралагезском уезде насчитывалось 40 шиитских мечетей, 36 должностных мулл, 52 недолжностных мулл. В Нахичевани функционировало 6 мечетей, в которых вели службу 9 должностных мулл, 20 недолжностных. Мечети имели одно вакфное имущество. В г. Ордубаде и Ордубадском участке имелось в общей сложности 75 мечетей и мечетских приходов, 16 должностных мулл, 12 недолжностных мулл, два вакфных имущества, ежегодный доход которых составлял 557 рублей.

В 1878—79 гг. в Эриванской губернии во всех уездах проживало 4,949 мусульман-суннитов. По Ордубадскому участку мечети имелись в селах Медресе, Мингис, Нагарбаши; по Эриванскому уезду — в селах Камарлю, Топрак-кала, Садрак, Гаджи Эйваз; по г. Эривани — мечеть Джами, Гаджи Имамверди, Новруз Алибек, Мирза Сафибек, Шагар, Гаджи Джафарбек; по Шаруро-Даралагезскому уезду мечеть в селе Парга. По Эчмиадзинскому уезду — в селах Коланы, Акрак. Все эти мечети функционировали, имели вакфные имущества и соответствующий годовой доход.

В 1875 г. в Зангезурском уезде Елизаветпольской губернии в селе Сеидляр была открыта одна школа, где обучалось 9 мальчиков; в селе Шахарчик имелось 2 школы обучалось 12 учеников; в селе Алидара — 3 школы, 8 учеников; в селе Нуведи 4 школы, 12 учеников; в селе Багирбеклар — 5 школ, 14 учеников.

В 1885 г. По Эриванской губернии только суннитских приходов насчитывалось: в Эриванском уезде — 2 прихода, которые объединяли и обслуживали 238 дымов; в Новобаязетском уезде имелось 5 мечетских приходов, которые обслуживали 2,016 дымов; в Александропольском уезде был один приход, который обслуживал 312 дымов; в Шаруро-Даралагезском уезде имелся один приход, 142 дыма; в Сурмалинском уезде — один приход, 817 дымов.

Русско-татарская (русско-азербайджанская) школа в Эривани. Начало ХХ века

Большое внимание в указанные годы уделялось развитию просвещения. При мечетских приходах открывались школы, при мечетях — медресе — высшие духовные училища. В 1876 г. в Зангезурском уезде была открыта 21 школа, где обучалось 59 учеников. В 1888-90 гг. в 20-ти селах, в домах учителей проводились занятия и обучались дети. Вели занятия 10 учителей, число учащихся достигало от 20 до 30 человек. Девочек среди учащихся не было.

В г. Эривани в эти годы было открыто 16 медресе, в уезде — 6; было открыто 8 школ, в которых обучалось в общей сложности 182 учащихся. В 1891 г. число школ в Эривани возросло до 15.

В 1891 г. сеть мечетских приходов была широко раскинута по всему Закавказью, где имелось азербайджанское население.

В 1898 г. в Эривани была открыта двухклассная русско-татарская школа. Она действовала на средства местного мусульманского населения. Вместо 70 детей, первоначально предусмотренных, в школу было принято 110. По распоряжению Эриванского Губернатора от 2 декабря 1908 г., с 1909 по 1917 гг. 2/3 дохода, получаемых от земель, принадлежащих вакфному имуществу Джума мечети г. Эривани, должны были перечисляться на счет Министерства просвещения, откуда также финансировалась и русско-татарская школа.

В 1889 г. в Зангезурском уезде функционировало 30 приходов. В. 1891 г. количество приходов увеличилось до 62. В Шаруро-Даралагезском уезде мечетские приходы были открыты в селах Дуданке, Махдёх, Аха-Ахмед, Гурчалу, Йенгиджа, Шахрийар, Каримбеклу, Тархун, Чарчибуган, Габаглу, Хурс, Гозлуджа. Всего было открыто 44 прихода, каждый из которых обслуживал по 4—5 селений.

В 1889 г. в Зангезурском уезде насчитывалось 27 сельских мечетей и 57 приходов, в которых проводило службу 37 должностных мулл, 24 недолжностных мулл. В 1892 г. здесь было 21 суннитское духовное училище, в которых вело обучение 20 учителей и обучалось 190 учащихся.

В 1893 г. в Эриванской губернии насчитывалось 13 духовных училищ, охватывавших представителей суннитской части мусульманского населения. В них проводили обучение 13 учителей и обучался 201 учащийся.

До 1889 г. в г. Эривани и Эриванском уезде было 49 приходов, которые обслуживали шиитскую часть мусульманского населения. Приходские муллы были утверждены в 1873—89 гг. губернатором. В 1891 г. в Эривани было 8 шиитских мечетей и 11 приходов, в уездах количество мечетей достигало 37, функционировало 37 мечетских приходов, которые охватывали также шиитское население. В 1891 г. только у мусульман-суннитов в Эриванском уезде было два прихода, имелось 90 дымов с числом жителей 596 человек.

К 1900 г. в отчетах Закавказского Шиитского Духовного Правления отмечается по Эриванской губернии всего 233 мечетских прихода и в них должностных мулл — 136; 97 должностей были вакантны. Такое огромное количество вакансий было связано с тем, что зарплата у мулл была очень низкой.

В 1915 г. по Эриванской губернии насчитывалось  в общей сложности 382 мечети и мечетских приходов, в которых вели службу 103 муллы. В эти же годы в Эриванской губернии насчитывалось 67 школ, где вело обучение 70 учителей и обучалось 213 учеников.

В Нахчыванском уезде была открыта одна школа, где преподавали 3 учителя и обучалось 75 учеников. В Ордубадском уезде имелось 3 школы, в которых преподавали 3 учителя и обучалось 79 учеников.

Как видно, школы открывались при мечетях по представлению губернских меджлисов и обязательно с разрешения губернского начальства. Кроме мечетских школ, по представлению Духовных Правлений и с разрешения главного кавказского начальства, открывались духовные школы (медресе), которые готовили лиц для отправления обязанностей духовного звания.

Преподаватели в эти училища назначались также главным кавказским начальством, а именно, Главноначальствующим гражданской частью на Кавказе.

Источниками для содержания школ при мечетях и духовных училищах служили доходы с вакуфных имуществ, а также пожертвования местных жителей и прихожан.

Ближайший надзор за этими учебными заведениями, принадлежал местным казням, общее же наблюдение возлагалось на губернские меджлисы и Духовные Правления. На их ответственности лежало недопущение распространения в подведомственных, им учебных заведениях вредных, нетерпимых правительством толкований и учений.

По материалам книги «Роль и позиция мусульманского духовенства в социально-культурной жизни Нахичевани, Эриванской Губернии и Зангезура в XIX — начале XX в.»