Д.Кириченко
Некрополь Товузчай II был обнаружен в в 1,5 м к востоку от с. Бозалганлы Товузского района Азербайджана. Некрополь датируется концом II – началом I тыс. до н.э. и относится к Ходжалы-Кедабекской археологической культуре.
В 2015–2018 гг. в рамках проекта по расширению Южно-кавказского трубопровода, спасательные работы на памятнике в разное время проводили азербайджанские археологи Н.Мусеибли, Ш.Наджафов, Д.Кириченко, В.Асадов.
В декабре 2016 г., в погребении № 97 некрополя автором статьи были обнаружены три цилиндрические печати, изготовленные из пасты.
Впервые цилиндрические печати с геометрическим орнаментом появились еще в эпоху позднего халколита на территории Месопотамии. Печать представляла собой изделие цилиндрической формы, имеющее посередине продольное отверстие для простоты и удобства ее переноски и подвешивания на проволоку или нить. На поверхности печатей имелся прочерченный или высеченный определенной композиции орнамент или рельефные изображения разного рода сюжетов, либо же могли присутствовать клинописные или другие надписи. Изображение отпечатывалось при накатывании печати на мягкую глину. Цилиндрические печати могли быть изготовлены из различных материалов: известняк, гипс, паста, сердолик, фаянс, гематит, обожженная глина, ляпис лазурит, слоновая кость, битум, стекло, обсидиан, бронза, золото, агат и др.
В упомянутом погребении были также обнаружены скелет плохой сохранности (предположительно, ребенка 6– 7 лет), в скорченном положении на левом боку, лицом на восток и руками близ головы. К западу от черепа человека, в изголовье находилось 9 сосудов разного размера (одна чаша, две миски, один сферический сосуд, 5 горшков). На левой руке ребенка был выявлен бронзовый браслет. В районе шеи были рассыпаны агатовые и пастовые бусы. В северо-западном углу могильной ямы около сосуда была обнаружена бронзовая игла (шило). В трех сосудах находились мелкие кости животных и птиц. В могиле также был обнаружен мелкий кусочек мела.
Погребение № 97 относилось к Ходжалы-Кедабекской археологической культуре. Три предмета цилиндрической формы находились среди россыпи пастовых и агатовых бусин.
Печать-бусина № 1 была изготовлена из пасты, просверлена насквозь, на поверхности имелись насечки в два ряда в виде елочки и желобки на обоих концах. Печать бусина № 2 была изготовлена из пасты, просверлена насквозь, на поверхности имелись насечки в пять рядов в виде елочки и желобки на обоих концах. Печать-бусина № 3 была изготовлена из пасты, просверлена насквозь, на поверхности имелись насечки в два ряда в виде иксов (перекрещенных линий, как бы сеточки) и желобки на обоих концах. Возможно, линейное изображение наклонных линий (печати-бусины № 1 и № 2), воспроизводило сюжет «священного» дерева.
Следует отметить, что относительно происхождения и назначения подобного рода находок в азербайджанской археологии существуют две версии. По одной, предложенной Г.Джафаровым данные изделия относятся больше к разряду украшений/бус и относятся к ближневосточным импортам, по второй, предложенной Г.Аслановым и С.Кашкай, указанные предметы являются местными подражаниями ближневосточных печатей и носились как амулеты.
Цилиндрическая печать несла в себе также мифологическую и сакральную функции, будучи «вместилищем» души, связанная с конкретным человеком и повторное ее использование, означало «кражу» души.
Американский археолог др. М.Маркус относила подобного рода изделия к цилиндрическим печатям-бусинам, широко известными на территории Ближнего Востока с периода позднего халколита/ранней бронзы и до первой трети I тыс. до н.э. Иранский археолог др. Э.Негахбан относил такие изделия к 5 группе цилиндрических печатей, обнаруженных в погребениях некрополя Марлик (провинция Гилан, Иран) и отмечал, что они, как правило, были изготовлены из гипса и в отличии от остальных бусин из погребений некрополя были найдены в одном или двух экземплярах в некоторых могилах.
Д.Кириченко и некоторые другие азербайджанские исследователи считают, что предметы цилиндрической формы, обнаруженные в погребении № 97 являются так называемыми печатями-бусинами. Судя по размерам, предложенным в качестве хроно-индикатора товузчайские находки следует датировать в пределах X–VII вв. до н.э. В целом технику исполнения и орнамент подобного рода изделий следует отнести к так называемому «общему» стилю митаннийских цилиндрических печатей.
Самой первой цилиндрической печатью, обнаруженной на территории Азербайджана является находка из кургана № 2 Довшанлы (Кельбаджарский район) в Карабахе. Печать была изготовлена из золотой пластинки, полая, была обнаружена в 1894 г. «первопроходцем» азербайджанской археологии Э.Реслером. В кургане № 2, по мнению Э.Реслера, была захоронена женщина. Печать из Довшанлы имела переднеазиатское происхождение, а точнее иранское.
Впервые цилиндрические печати аналогичные товузчайским были обнаружены в конце XIX – начале XX в. в погребениях некрополя Гызыл-бурун в Нахчыване и погребении № 30 по типу «каменный ящик» некрополя Калакент в Кедабекском районе. В 1935 г. археолог Я.Гуммель в каменном ящике № 27 близ с. Гушчу (Дашкесанский район) обнаружил цилиндрическую печать, изготовленную из мягкого белого камня или пасты, просверленную насквозь, насечками на поверхности и желобками на обоих концах. В могиле покоилась, видимо, женщина.
Аналогичная находка была обнаружена Гуммелем в кургане № 7, к юго-западу от г. Гёйгёль. В погребениях Ходжалы- Кедабекской культуры в Мингячевире, судя по рисункам из работы С.Казиева и В.Фоменко также были обнаружены цилиндрические печати. В частности, в грунтовом погребении № 63 Мингечаура, где обнаружена печать/бусина, была, предположительно, захоронена женщина.
В 1982 г. в погребениях по типу «каменный ящик» некрополя Мунджуглутепе близ г. Ордубад в Нахчыване были обнаружены цилиндрические печати с геометрическим орнаментом, изготовленные из камня мягкой породы или пасты.
Цилиндрические печати-бусины из некрополя Товузчай II по технике исполнения, орнаменту и размерам наиболее близки к находкам из Гызылбуруна, Гушчу, Гёйгёля и Мунджуглутепе. К сожалению, не для всех погребений с территории Азербайджана, где были обнаружены цилиндрические печати можно с достоверностью, установить половую принадлежность усопших. В большинстве случаев, однако, вероятно, это были женщины.
На территории Южного Кавказа цилиндрические печати-бусины с геометрическим орнаментом были выявлены в погребениях определенного числа некрополей, однако наибольшее сходство по рисунку с находками, из некрополя Товузчай II, в частности у артефактов из поселения Хасанлу IVB (Иран). В Хасанлу IVB цилиндрические печати широко использовались в ежедневной жизни людей, работавших и живших в цитадели поселения.
По мнению археолога О.Мускарелла, поселение Хасанлу IVB было уничтожено в конце IX в. до н.э. Вероятно, в его разгроме также приняли участие и некоторые племена Ходжалы- Кедабекской культуры. Древние войны с территории Азербайджана могли взять на юге эти трофеи, которые затем подарили своим женам или дочерям. Не исключено также и то, что цилиндрические печати-бусины попали на север и до падения поселения, в частности, некоторые артефакты (оружие, доспехи, пояса, украшения), выявленные в захоронениях «воинов» Хасанлу IVB имеют южнокавказское происхождение.
Сами «воины», погребенные в Хасанлу, вероятно, были мигрантами с территории Южного Кавказа. Интересно также и то, что браслеты «воинов» из Хасанлу и их противников-врагов, павших при нападении на поселение, также имели южнокавказское происхождение. Оружие, доспехи, украшения, выявленные в слоях Хасанлу IVB, как у «воинов», так и у нападавших были широко распространены у населения Ходжалы-Кедабекской археологической культуры.
Судя по всему, цилиндрические печати-бусины поступали на территорию Азербайджана и Южного Кавказа из Ирана, где было налажено производство подобного рода изделий в конце II – начале I тыс. до н.э.
По материалам Центра антропологии Института Археологии, этнографии и антропологии НАНА. Рисунки цилиндрических печатей-бусин — М.Гусейнова