Л.Трофимова
В 1960-х годах, в этнографических фондах Государственного музея Грузии были обнаружены инвентарные книги на русском языке, относящихся к 1904—1919 гг., где была дана информация о предметах одежды, украшений азербайджанцев. На основе информации из этих книг, а также коллекций одежды народов Азербайджана из музея, собранных в разные годы, был проведен анализ комплектов одежды азербайджанцев начала XX века.
В данном материале речь пойдет о комплектах женской одежды из Нухинского (Шеки) уезда, который когда-то входил в состав Елисаветпольской губернии.
*****
Комплект женского костюма азербайджанки из Нухинского уезда был представлен в музейной коллекции 12 предметами, два из них — нашитые на одежду комплексы украшений.
Всю фигуру женщины закрывала чадра из белой бязи, сшитая из двух кусков материала, стачанных параллельно диаметру. Все края ее по кривой линии и по диаметру были подшиты полосой ситца в узкую красно-синюю полоску, расположенную по диагонали.
К середине полуовала чадры был пришит второй слой такого же белого материала для прочности с наибольшим радиусом 96 и диаметром 120 см. Сшита чадра была вручную, швы выполнены очень чисто и тщательно, так что практически невозможно было установить, где лицевая, а где изнаночная сторона, — она как бы двусторонняя.
Нательной одеждой нухинки были нижняя рубашка из белой бязи и нижняя юбка — алт-туман. Алт-туман (дословно «нижняя юбка» и «нижние штаны», в данном случае юбка). Оба предмета были сшиты вручную, очень тонкими швами. Покрой рубашки туникообразный, без плечевых швов, прямой рукав был вшит в прямую пройму, подмышечной ластовицы не было. Вместо нее были подрезаны два клина — от переда и от спинки. Стан рубашки был сшит из целого куска ткани, стачанного на боках. Материал был подрезан лишь в плечах, поскольку их ширина меньше, чем ширина материала.
Ворот и грудной разрез были подшиты для прочности двойным рядом такой же ткани. Рукав внизу был собран в сборку и пришит к неширокому обшлагу, застегивающемуся на одну пуговицу и прорезную петлю. Воротник рубашки представлял собой стойку высотой в 3 см. Грудной разрез находился посередине и застегивался на одну пуговицу и прорезную петлю в центре разреза. Другая пуговица была пришита к вороту. Все пуговицы застегивались справа налево, по-женски. Пуговицы покупные, маленькие, три из них — белые (на обшлагах и вороте), одна на грудном разрезе — бельевая.
Нижняя юбка была сшита из шести полотнищ красного ситца со скромным рисунком в виде черных колец и белых венков. У талии юбка была собрана в сборку и пришита к поясу для вздержки шнура. Подол юбки был подшит кантом из черного сатина. Общая длина юбки была 82 см, это на 14 см короче верхней юбки. Вся юбка была сшита вручную.
Верхняя рубашка — кейнак, была сшита также ручным способом из натурального шелка-канауса, очень распространенного в прошлом материала, который использовали главным образом для праздничных, особенно свадебных, женских рубашек. К слову, согласно полевым материалам, известно, что предпочтительным цветом свадебной одежды для азербайджанской девушки в прошлом были красный и розовый.
Рубашки из канауса шило в основном зажиточное население, неимущие же нередко одалживали у своих более состоятельных родственников или соседей такую нарядную рубашку, как и золотые украшения для невесты. После свадьбы все эти дорогие вещи возвращали владельцам. Так поступала семья жениха, если была не в состоянии приобрести для невесты полагающиеся по обычаю вещи.
Упомянутая рубашка была нежной тональности, с широкими поперечными полосами розового и желтого цвета. Туникообразным покроем эта рубашка повторяла нижнюю, однако есть и различия в деталях.
Верхняя рубашка была расширена книзу за счет боковых клиньев: двух справа и одного слева. Общая ширина двух правых клиньев была равна ширине одного целого левого клина (стачанность одного клина из двух кусков обусловлена экономией материала).
Рукав рубашки также был расширен книзу. Рукава имели подмышечные ластовицы и не имели никакого обшлага. У ворота и грудного разреза застежки отсутствовали. Грудной разрез был прикрыт украшениями.
Верхняя нарядная рубашка была короче простой нижней.Это объяснялось тем, что нижнюю рубашку носили под юбку, и она не была видна, а верхнюю — поверх юбки. Поэтому особенно украшали низ переда верхней рубашки. В данном случае низ рубашки был украшен спереди нашитой полосой черного сатина с 18 штампованными металлическими бляшками в виде монет с арабским шрифтом. Кроме того, по краям рубашки были нашиты миниатюрные штампованные трубочки и пломбы с проушинами.
Верхняя юбка (уст-туман) была сшита вручную из 11 прямых полотен красной златотканой парчи. Вверху юбка была собрана в густую изящную сборку. Ширина юбки по талии — 111 см. Здесь же был пришит пояс шириной в 5 см для вздержки шнура. Внизу, с изнанки, юбка для прочности была подшита полосой красного ситца, с лицевой стороны к низу юбки была пришита полоса из черной златотканой парчи, а выше к ней была пришита полоса мишурных кружев розового и голубого оттенков. Как уже говорилось выше, верхняя юбка была длиннее нижней, полностью ее закрывала и доходила до щиколоток.
Наплечная одежда (лабада гол-асбаби) — верхнее женское «одеяние с рук». В названии применены как азербайджанские, так и персидские слова, давно усвоенные азербайджанским языком. Как и все предыдущее, эта одежда была сшита вручную. Материалом для нее служила синяя златотканая парча.
Покрой лабады — с плечевыми швами, рукава вшиты в прямую пройму. Рукав состоял из верхней части — короткого рукава, выше локтя, здесь он распашной, с подмышечным вырезом и был сшит лишь у самого края внизу, чтобы плотнее облегал руку. Самый край верхней части рукава был отделан золотым позументом, а далее в край ее были пришиты распашные, лишь с двумя застежками (на самодельные пуговки и петли из красного шнура) длинные рукава из красной парчи, такой же, как на верхней юбке из этого комплекта костюма.
Внизу, на боках лабады были сделаны характерные для азербайджанского одеяния этого типа выступы с боковыми разрезами, подчеркнутые нашитыми на них золотыми позументами. Золотой позумент шел также по краю полок, даже в два ряда на протяжении примерно 30 см, и по краю красной парчовой надставки рукавов.
Больше всего из украшений обращают на себя внимание особого рода латунные подвески, которые были пришиты по краям полок спереди, немного отступя от ворота. Эти подвески шли почти донизу, по 9 штук с каждой стороны. Каждая такая подвеска, по описи — дугма (что означает «пуговица, застежка»), представляла собой составленную из двух штампованных половин шишечку с ушком для пришивания к одежде. Все эти подвески были пришиты одна над другой и касались одна другой, поэтому при каждом движении женщины они мелодично позвякивали.
Кроме упомянутых выше подвесок на лабаде были еще два вида украшений. Это, во-первых, три латунные подвески на шнурах, пришитые примерно к середине переднего края полок с обеих сторон. Каждая из них представляла собой конусовидную трубку (конусом вниз), к которой была припаяна полусфера, а к ней подвешены на цепочках штампованные бляшки в форме «бута». Внутри полусферы был подвешен коралл, напоминающий по форме плод кизила.
Наконец, на шелковых шнурах, по два с каждой стороны, была подвешена как бы стягивающая обе полы лабады подвеска, представляющая собой вставленный в серебряную оправу с ушком сердолик.
На голову нухинская азербайджанка надевала своеобразный чепец — тули. По форме это мешок с незашитым дном для закрывания волос, поскольку адат и шариат запрещали женщине, особенно замужней, появляться на людях простоволосой. Данный тули был сшит из канауса густого сиреневого цвета, а вверху и внизу украшен мишурным кружевом с голубым и розовым оттенками, аналогичным кружеву на подоле верхней юбки.
На тули, имелся всего один шов, проходящий по той стороне мешочка, которая была обращена внутрь, к спине женщины. Сверху, на протяжении 22 см тули не был зашит. Это делалось для удобства надевания его на голову и для закрепления на голове (к обоим концам тули сверху прикреплен черный шнур). Вся верхняя часть тули более чем до половины длины имела подкладку из красного ситца, такого же рисунка, как и ситец, из которого была сшита нижняя юбка и которым были подшиты подол и пояс верхней юбки. Сшит тули был вручную.
Поверх тули женщина надевала шелковый платок — кялагай — кустарной местной работы. Фон платка темно-коричневый, узор белый и рыжий, техника узора — набойка. Весь платок был не квадратный, а прямоугольный. Узор на нем в общих чертах состоял из трех элементов: каймы; срединного узора, расположенного в центре поля и четырех с каждой стороны узоров «бута», помещающихся между каймой и срединным узором.
На ногах женщина носила шерстяные домашней вязки носки — джораб. Надо сказать, что в данном комплексе носки не совсем обычны для азербайджанцев: они были связаны из более мягкой, чем обычно, шерсти, а их узор и расцветка отличались от широко распространенных. Здесь был применен узор не коврового типа, а просто на фоне открытого красного цвета.
Поверх носков азербайджанка надевала башмаки. В музейной описи башмаки были названы «коши». В большинстве азербайджанских районов такую обувь называли «башмаг».
Башмаки нухинки из этой коллекции — обувь без задника, с загнутым носком и приподнятой на танкетку пяткой. Верх башмака был сшит из мягкой кожи красно-бурого цвета, танкетка и подпяточник обтянуты более толстой кожей в зелено-бирюзовых тонах, а подошва сделана из толстой кожи крупного рогатого скота. Подпяточник был расшит тамбурным швом золотой канителью. Обыкновенно такие башмаки подбивали железными подковами или набойками.
В целом костюм азербайджанки-нухинки производит впечатление богатого, очевидно, он принадлежал женщине из зажиточной среды.
КОСТЮМ 100-ЛЕТНЕЙ ЖИТЕЛЬНИЦЫ НУХИ
Другой костюм из коллекции, тоже принадлежал женщине-нухинке. Кое в чем второй костюм отличался от первого. Большое преимущество второго костюма в том, что музейная опись его была составлена полно и тщательно (однако в наличии имелись только четыре предмета).
В описи было сказано следующее: «Костюм этот принадлежал Хабиба-Ибрагим-кызы, столетней старухе, живущей (опись составлена в январе 1906 г.) в Нухе. Носился он в 30-х — 40-х годах XIX в.».
Все вещи из этой коллекции были сшиты вручную. Нательной одеждой служила юбка-штаны (туман) из ситца, на светло-синем фоне которого был расположен скромный некрупный рисунок в виде тонкого зеленого стебля с двумя белыми цветками. Покрой данного экземпляра юбки-штанов хорошо известен по материалам костюма дореволюционного Азербайджана.
Этот экземпляр был сшит из шести прямых полотен ситца. Между штанинами была вставлена квадратная ластовица. Длина юбки-штанов—77 см ширина у пояса—172 см, здесь материал слегка присборен и пришит к поясу для вздержки. Шнур для вздержки в данном экземпляре отсутствовал.
Наплечной одеждой в этом комплексе была кофта — лавада, как записано в музейных книгах. Лавада состояла из трех частей: двух полок с передней частью рукавов и спинки с задней стороной рукавов.
Эта одежда принадлежала очень миниатюрной женщине, длина этой одежды всего 53 см, ширина от конца одного рукава до конца другого, включая плечи и ворот, — 72 см, рукава короткие, внизу распашные, лишь на несколько сантиметров от края зашитые для лучшего облегания руки и сохранения тепла. Под мышками были сделаны вырезы для удобства движения и регулировки теплообмена тела при усиленной физической нагрузке. Одежда распашная, застежкой служили два шнурка, пришитые на уровне талии к обеим полам.
Лавада — одежда для холодного времени года, поэтому ее шили из шерстяной ткани и простегивали на шерсти. Она имела ситцевую подкладку сшитую из различных (трех-четырех видов) лоскутов ситца. Никаких украшений эта лавада не имела и выглядит одеждой бедного человека.
Владелица этого костюма покрывала голову чехлом для волос (тюли), сшитым из черного ситца, с выцветшим охристым узором в виде цветка с листьями. К обоим верхним углам чехла были пришиты две тесьмы для завязывания верхней части чехла на голове. Никаких украшений этот экземпляр не имел.
На ногах эта женщина носила вязаные на спицах характерные для азербайджанцев носки (джораб). Данный экземпляр носков в значительной степени типичен для такого рода обуви в Азербайджане. Эти носки служили домашней обувью. При выходе на улицу на них надевали какую-нибудь специальную уличную обувь, например старинные местные башмаки или глубокие галоши.
Рассматриваемые нухинские носки разноцветны, ярки, с рисунком ковровой композиции, имели невысокий паголенок и широкий след. Пятка на азербайджанском носке вывязывалась особым образом, а резинка на паголенке отсутствовала. На паголенке были вывязаны горизонтальные полосы, образованные геометрическими узорами в виде наклонных крестов, ромбов, штрихов и угловатых зигзагов.
След джораба с верхней стороны имел рамку с геометрическим узором в виде парных крючков, иногда осмысляемых как изображение «бегущей волны». Поле внутри рамки заполнено тоже геометрическим рисунком, напоминающим угловатые ветви и цветки.
Рассмотренный комплект костюма во многом сходен с первым комплектом и создан населением из той же местности, что я первый, но, безусловно, он принадлежал женщине из иного социального слоя. Владелица последнего костюма была небогатой и, возможно, никаких украшений не носила.
Использованы данные об одежде народов Азербайджана из Государственного музея Грузии им. Акад. С.Н.Джанашиа. По материалам сб. «Хозяйство и материальная культура народов Кавказа в XIX-XX вв.»
Как одевались в Шемахе в 19-начале 20 вв. (ФОТО)
Как одевались в Баку в 19-начале 20 вв. (ФОТО)
Как одевались в Шеки в 19-начале 20 вв. (ФОТО)
Как одевались в Гяндже и Газахе в 19-начале 20 вв. (ФОТО)
Как одевались в Шуше в 19 веке (ФОТО)
Как одевались в Нахчыване в 19-начале 20 вв. (ФОТО)