Жизнь Нахчыванского края в 1908-1914 годах

Я.Рагимов

Изучение истории Нахчыванского региона Азербайджана начала XX века, включая анализ этнического состава населения, исследование его профессионального, гендерного и возрастного состава представляют интерес с научной и практической точек зрения.

Наряду с этим, указанные сведения важны и для полемики с некоторыми армянскими авторами, не останавливающимися перед подтасовкой исторических фактов для обоснования своих территориальных претензий к Азербайджану.

Дело в том, что Нахчыванский край был выбран армянскими националистами в качестве первой мишени для реализации давней идеи «великая Армения от моря до моря». Для этого они пытаются доказать, что эта территория – исконно армянская земля, и армяне были здесь преобладающим этническим элементом.

Азербайджанский историк И.Мусаев писал о недостоверности данных о национальном составе населения края в 1914 году, представленных при подготовке проекта изменения административного деления Восточного Закавказья с целью создать административные единицы с однородным этническим составом.

По его мнению, большинство документов 1914 года было составлено в интересах армянского населения, хотя большинство населения края составляли азербайджанцы. Ссылаясь на данные «Кавказского календаря» за 1912-1913 годы, автор писал, что в Нахчыванском уезде прирост населения незначительным: родившихся 3250 человек, умерших 1914 человек, из них 996 мужчин и 918 женщин, а в самом городе Нахчыване за этот период родилось 318 детей (179 мальчиков, 139 девочек) и умер 151 человек (89 мужчин, 62 женщины).

Кроме того, в Шарур-Даралагезском уезде родилось 2462 ребенка (1325 мальчиков, 1137 девочек) и умерло 998 человек (534 мужчины, 464 женщины) (5, с. 62). Опираясь на статистическое описание 1912 года, автор указывает, что общая численность населения Нахчыванского уезда составляла 125.846 человек, в т.ч. города Нахчывана 10277 человек, города Ордубада – 5384; I полицейского округа (центр – Нахчыван) – 26362, II полицейского округа (центр – село Джахри) – 27995, III полицейского округа (центр – село Эбрегунис) – 25576, IV полицейского округа (центр – Ордубад) – 30252 человека.

Что же касается естественного прироста населения Нахчыванского уезда за 1908-1914 годы, то в 1908 году этот показатель составил 148 человек (среднегодовой прирост 0,1%), в 1910 году – 1000 человек (0,8%), в 1912 году – 1400 человек (1,2%), а в 1914 году – 323 человека (0,3%). Статистические данные свидетельствуют о сокращении численности населения Нахчыванского уезда и города Нахчывана в 1913 году по сравнению с 1912-м, тогда как в г. Ордубаде за этот же период наблюдается прирост населения.

Нахчыван в «Большом всемирном атласе» А.Ф.Маркса. 1910 г.

Согласно источнику, в 1913 году в г. Нахчыване было 8202 жителей, в г. Ордубаде – 5466 (прирост 1582 человека). Сокращение населения Нахчывана явилось следствием экономических трудностей, из-за которых ежегодно множество людей покидало родные места в поисках заработка. В 1914 году по Нахчыванскому уезду было выдано 7090 паспортов лицам, выезжающим на поиски работы.

Стоит заметить, что из-за проблем с выдачей паспортов многие уезжали, так и не получив их. В некоторых архивных материалах, трудах русских и иностранных авторов встречаются неверные сведения об этническом составе населения отдельных районов Нахчыванского уезда. Судя по статистическим данным 1908-1914 годов, в различных районах уезда абсолютное большинство населения по-прежнему составляли коренные жители этих мест азербайджанцы.

Важным моментом для изучения экономических проблем и социального расслоения служит применение аграрных законов, принятых накануне первой мировой войны. Так, закон от 20 декабря 1912 года предусматривал освобождение крестьян от всех феодальных повинностей. Они обязывались выкупить в свою собственность земельные наделы, находившиеся в их пользовании. В целом же законы 1912-1913 годов способствовали преодолению феодальных порядков и усилили социальное расслоение в азербайджанской деревне, ускорили развитие капиталистических отношений, обеспечив экономические условия для создания кулацких и середняцких фермерских хозяйств.

Период между первой русской революцией и началом первой мировой войны ознаменовался значительным развитием дорожной сети, почтовой службы и связи в Нахчыванском уезде. Во время строительства железной дороги Улуханлы-Джульфа дополнительно была проведена телеграфная линия через крупные населенные пункты Гамарли, Норашен, Нахчыван и Джульфа, расположенные поблизости от железнодорожных станций.

Наряду с перечисленным, в указанный период крестьяне находились под тяжелым бременем бесчисленных налогов. Кроме того, из бюджета выделялись незначительные ассигнования на народное образование и здравоохранение, поскольку царизм не был заинтересован в просвещении и повышении качества жизни на нерусских окраинах. Хотя с населения региона взимался налог на медицинскую помощь.

По данным кавказоведа Р.Н.Иванова, в 1913 году в Нахчыванском уезде действовали следующие медицинские пункты: 15-й Ордубадский районный пункт в Ордубаде, 16-й Джульфинский пункт в Джульфе, 17-й Булганский пункт в Нахчыване, 18-й Шахтахтинский районный пункт в селе Шахтахты, 19-й пункт в селе Баш-Норашен. Из них ветеринары были в 3 пунктах. Кроме того, в Шарур-Даралагезском уезде действовал один медицинский пункт и в нем фельдшер.

Жители села Бузгов Нахчыванского уезда отправили губернатору жалобу о том, что с них каждый год взимается большой налог на медицинскую помощь, но за последние 5 лет они не видели у себя в селе ни врача, ни другого медработника. Этом и другие подобные факты свидетельствуют о плачевном положении, в котором находилось здравоохранение в крае. В свете изложенного вполне естественным представляется тот факт, что накануне первой мировой войны по Нахчыванскому краю прокатились крестьянские выступления. В июле 1913 года крестьяне не раз захватывали помещичьи земли, а в Шарур-Даралагезском уезде имели место случаи захвата пастбищ.

Нахчыван на карте XVIII века

По сведениям советской историографии, накануне первой мировой войны во избежание столкновений армян и мусульман в Нахчыванском крае большевистская организация «Гуммет» посылала из Баку специальную группу, которая проводила встречи в Нахчыване, Джульфе, Ордубаде и в Шарурском уезде, разоблачая злонамеренные планы сил, провоцировавших эти погромы.

В свою очередь, армянские националисты использовали любые средства для достижения своих целей. 5 августа 1914 года католикос армяно-григорианской церкви Геворг V послал кавказскому наместнику письмо с просьбой «не забывать об армянском вопросе».

В одном из документов Нахчыванского государственного архива сказано, что 24 декабря 1908 года в Нахчыване был задержан казаками житель Елизаветполя (Гянджа), армянин Вахан Вартазаров-Осипов с чемоданом, в котором оказались 71 книга и 52 брошюры на армянском языке. Среди них была брошюра под заглавием «Борьба», неизвестный автор которой поднимает «армянский вопрос» и требует «всем народам Кавказа равные права, как в других государствах». На обложке изображена женщина, плачущая от страха перед нападением вооруженного отряда, а ниже стихи на армянском языке об армянском движении, призывающие «отомстить врагам».

Таким образом, отрезок времени между первой русской революцией и началом первой мировой войны в Нахчыванском крае отмечен социальноэкономическими трудностями, ставшими следствием политики российского самодержавия, которое начало аграрную реформу, не позаботившись об ослаблении налогового бремени на крестьянстве.

Это привело к усилению расслоения, росту безработицы и как следствие оттоку населения. В этих условиях армянские националисты активизировали свою деструктивную деятельность, пытаясь дестабилизировать обстановку и посеять межнациональную рознь с целью разрешения так называемого «армянского вопроса».

По материалам журнала IRS Наследие