Выдающиеся татарские женщины в жизни знаменитых азербайджанцев

Прогрессивные и талантливые татарские женщины сыграли свою огромную роль в переходный период истории Азербайджана.

Они стали примером сильного духа, самоотверженного труда, прогрессивного мышления и образцом умения женщины состояться на любом поприще, завоевать любовь и уважение общества, вести за собой молодое поколение.

Шафига Гаспринская

Одной из выдающихся женщин-татарок была Шафига ханум Гаспринская (1886-1975) — дочь Исмаил бека Гаспринского. Она стала первой женой премьер-министра Азербайджанской Демократической Республики — Насиб бека Усуббекова.

С будущим мужем она познакомилась в Бахчисарае в 1902 году, когда студенты Императорского Новороссийского университета, будучи в Крыму побывали засвидетельствовать почтение И.Гаспринскому. После знакомства с семьей Гаспринского, Насиб бек переписывается с Шафигой ханум. В 1906 году они поженились. В сентябре того же года они приехали в Гянджу — родной город Насиб бека — и вновь уехали в Крым. До 1912 года Насиб бек в связи с учебой жил с семьей в Крыму. У них родилось двое детей.

Всем известная газета «Терджуман» — рупор передовых идей российских тюрков, издаваемая Исмаилом Гаспринским, стала выходить благодаря усилиям не только семьи Гаспринских, но и Насиб бека. В 1908 году они вместе отметили 25-летие газеты.

В 1912 году они приехали жить в Гянджу. И тут обнаружился второй брак Насиб бека на молодой, красивой и интеллигентной женщине, по некоторым сведениям тоже татарке. Женитьба Насиб бека на второй жене в Гяндже обидело Шафигу ханум и это привело к расстройству их брака. После распада семьи они встретились только на похоронах Исмаила Гаспринского.

В период бурных социальных вызовов Шафига ханум приняла активное участие в общественно-политической жизни российских мусульман. Участвовала в работе различных женских и крымских конгрессов в России. В результате реакции царизма, когда в 1918 году была закрыта газета «Терджуман» и началась слежка за активистами, Шафига ханум с детьми в 1919 году приехала в Азербайджан. Несмотря на то, что отношения с Насиб беком не улучшились, Шафига ханум приняла живое участие в становлении Азербайджанской Демократической Республики.

Она выступила на открытии курсов для женщин при Азербайджанской национальной гимназии от имени крымских татарок, приветствовав это начинание и призвала к энергичной работе. После падения АДР и убийства Насиб бека 31 мая 1920 года, Шафига ханум не пала духом и продолжала работать в сфере образования, преподавала, занималась переводами учебников и их изданием.

При содействии представителя Турции в Баку Мемдуха Шовкета Шафига ханум переехала с семьей в Турцию, где до конца своих дней продолжала просветительскую деятельность, работая заведующей сиротского дома.

Сестры Терегуловы

Терегуловы

Многие представители фамилии Терегуловых навсегда связали свою судьбу с Азербайджаном. Али и Ханафи Терегуловы были семинарскими друзьями Муслима Магомаева и Узеира Гаджибекова. Их объединяли взгляды и творческие интересы, они верно поддерживали друг друга на поприще развития просвещения и культуры.

А.Терегулов вспоминал: «Нередко наш досуг мы проводили за чтением. Читали мы немало произведений и русских и западноевропейских классиков, причем читали иногда, вслух по очереди, стараясь превзойти друг друга в искусстве выразительного чтения. Узеир больше всего увлекался Гоголем, и его юмором… Юмор был вообще свойственен Узеиру и проявлялся еще в те семинарские годы».

Так, выдающийся азербайджанский композитор, чьим именем была позже названа Азербайджанская государственная филармония, Абдул-Муслим Магомаев во время учебы в Горийской учительской семинарии познакомился с величайшим азербайджанским композитором Узеиром Гаджибековым, чьим именем позже была названа Азербайджанская государственная консерватория.

Два друга, основоположники азербайджанской классической музыки были женаты на двух сестрах Терегулова Гасана Сафаровича — татарках по национальности из родовитой семьи Терегуловых. Это произошло следующим образом. Али Терегулов часто приглашал к себе своих друзей в свой дом в Тифлисе. И вот так и произошла первая встреча Узеира Гаджибекова и Муслима Магомаева с будущими спутницами жизни.

Многие представители видного татарского рода Терегуловых впоследствии связали свою судьбу с Азербайджаном. В 1905 году Муслим Магомаев приехал в Тифлис, где и женился на выпускнице Александровского женского учииюща Байдигуль-Джамал (Бадюше) Терегуловой, с которой он дружил еще с периода своей учебы в Горийской учительской семинарии. Сразу после женитьбы Муслим Магомаев получает назначение в Ленкорань и с тех пор он навсегда связывает свою судьбу с Азербайджаном.

Третья из сестер Турегуловых — Хусни-Джамал Халилова, была матерью Рамазана Халилова, директора Бакинского театра оперы и балета, искусствоведа, первого директора Дома-музея Узеира Гаджибекова в Баку.

Жена Абдул-Муслима Магомаева — Байдигюль Терегулова. У них было два сына — Магомет (отец певца Муслима Магомаева, названного в честь деда) и Джамалетдин — долгие годы работал заместителем председателя Совета Министров Азербайджана, постоянным представителем республики при Совмине СССР.

Малейка Гаджибекова (Терегулова, 1893-1966) была женой композитора Узеира Гаджибекова.

Амина Касумова (Терегулова) являлась женой Панаха Касумова (первый председатель профсоюза работников просвещения АзССР), ставшего жертвой политических репрессий.

Марьям Касимова (Терегулова, род. в 1897) стала женой музыкального историка Кубада Касимова, музыковеда, Заслуженного деятеля культуры Азербайджана. Касимова была выпускницей девичьей гимназии в Тифлисе 1911 года, после учебы переехала в Баку и до 1954 года занималась активной педагогической деятельностью.

Фатма Терегулова (сестра Ханафи Терегулова), родившаяся во Владикавказе, так же окончила девичью гимназию и преподавала в сельской школе. В годы Первой мировой войны она возглавила в Тифлисе сиротский дом, созданный Мусульманским женским благотворительным обществом. С 1922 по 1930 годы работала воспитателем Бакинской женской семинарии. А впоследствии, до 1936 года — заведующей детским садом при женском клубе А.Байрамова.

Марзия Юсуф кызы Давудова

Марзия Давудова

Марзия Давудова (1901-1962) — азербайджанская советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР. Родилась в г. Астрахани в татарской семье. Начиная с 1917 года была актрисой Астраханского драматического театра.

В 1918 году азербайджанский актер Гусейн Араблинский, будучи на гастролях в Астрахани, заметил талант Марзии, и пригласил ее в азербайджанский театр в г. Баку. Благодаря Араблинскому, Давудова, по ее личному признанию, стала серьезно относиться к сценическому искусству. Он разбудил в ней большую любовь к театру. Она оставила все свои другие дела и полностью отдалась многочасовым репетициям с Араблинским. Давудова также могла часами наблюдать, как репетировал легендарный актер. По ее воспоминаниям, ей очень хотелось выйти на сцену и играть под его руководством.

После установления советской власти в стране, Давудова на постоянное проживание переехала в Азербайджан. 1 июня 1920 года был издан Декрет о национализации театра, и объявлен набор на государственную службу. В Баку была сформирована официальная театральная труппа, в состав который была принята и Марзия Давудова. Так она стала актрисой Азербайджанского драматического театра в Баку. Она являлось членом КПСС с 1942 года, депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР (со 2-го по 5-й созыв). Сыграла все женские роли в то время, так как пока не было других актрис. Марзия Давудова очень многое сделала для того, чтобы все больше азербайджанских женщин выходили на сцену.

В 1928 году Марзия Давудова создала образ «освобожденной азербайджанки», сыграв роль Севиль в спектакле по пьесе Дж. Джаббарлы. Ее мастерская игра побудила многих женщин в зале, пришедших на спектакль в чадре, оставить ее прямо в зале. Марзия ханум всем своим характером, созданными образами и великодушием по отношению к ученикам и ученицам оставила о себе память как о талантливом человеке. Она 45 лет своей жизни посвятила азербайджанскому театру.

В 1923-1928 годы Давудова была замужем за знаменитым азербайджанским актером театра и кино, режиссером, заслуженным артистом Азербайджанской ССР, народным артистом Азербайджанской ССР, одним из первых азербайджанских кинорежиссеров — Аббасом-Мирзой Шарифзаде. Если бы не развод в 1928 году, Давудова с дочерью могли также попасть в жернова террора тех лет.

Дочь Аббаса-Мирзы Шарифзаде и М.Давудовой — Фирангиз Аббасмирза кызы Шарифова (1924-2014) — также была актрисой театра и кино, певицей (сопрано), Народной артисткой Азербайджанской ССР. Фирангиз ханум выступала на азербайджанской сцене с 6-ти летнего возраста. По совету Узеира Гаджибекова поступила на вокальный факультет Азербайджанской государственной консерватории. Выступала на сцене Азербайджанского театра музыкальной комедии. После этого работала в Азербайджанском государственном театре юного зрителя. Ее внук — Эльдар Гасымов — певец, актер, победитель конкурса песни «Евровидение-2011».

Фатма Мухтарова

Фатима Мухтарова

Фатма Саттаровна Мухтарова (14 (26) марта 1893 — 19 октября 1972) родилась в Урмии в Иране в семье азербайджанского тюрка Аббаса Рзаева, певца и тариста и его жены польско-литовской татарки Сары Хасеневич. После рождения дочери Фатмы семья переехала в Российскую империю и обосновалась в Ростове-на-Дону.

В 1901 году отец Фатмы скончался от болезни, а мать вторично вышла замуж снова за персидско-подданного азербайджанца — Саттара Мухтарова, шарманщика. В 1910 году Фатму отдали на учение уличным певцам. Юная Фатма под именем Кати-шарманщицы в украинском костюме выступала под аккомпанемент бубна и гармошки на улицах и площадях г.Саратова. Публицист Н.М.Архангельский даже написал о ней в газете «Саратовский вестник».

По совету публициста, она продолжила выступать в городах и слободах Саратовской губернии и собирать деньги на свое музыкальное образование. На нее обратил внимание известный оперный певец Михаил Медведев. Он взялся учить девушку и откорректировал ее голос. Так, Фатма Мухтарова оказалась в числе первых студентов Саратовской консерватории. Наряду с учебой из-за тяжелого материального положения она продолжала выступать в разных городах.

В 1913 году она оказалась в г. Баку и привлекла внимание известного азербайджанского оперного певца Гусейнкули Сарабского, по просьбе которого крупный азербайджанский нефтепромышленник и меценат Муртуза Мухтаров оказал певице материальную помощь, до конца оплачивая ее обучение в консерватории. Фатма ханум окончила консерваторию в 1914 году и вышла замуж за саратовского адвоката Александра Малинина. От их брака родилась дочь Лейла. Вскоре они уехали в Москву. После этого часто приезжала на гастроли в Баку.

В июне 1915 года о гастролях солистки Оперного театра Зимина Фатмы ханум Мухтаровой на страницах газеты «Каспий» писал Джейхун Гаджибейли (под псевдонимом Дагестанли). В статье под названием «Заметки мусульманина» он писал, что зрители не приходили на ее выступления только потому, что она была азербайджанкой. Мусульмане не приходили на спектакли с участием азербайджанки в знак протеста. Джейхун Гаджибейли в сердцах обращался к прогрессивной части общества с призывом защищать талантливых, уникальных, способных людей.

С 1938 года Фатма ханум была солисткой Азербайджанского театра оперы и балета. В 1940 году удостоена звания Народная артистка Азербайджанской ССР. Преподавала молодым азербайджанским солистам театра.

Дарование Мухтаровой очень высоко ценили другие азербайджанские деятели искусства и культуры: Муслим Магомаев, Узеир Гаджибеков, Гусейн Сарабский и др.

В 1937 г. на сцене Театра оперы и балета им. М.Ф.Ахундова в Баку Фатьма Мухтарова спела Кармен на родном азербайджанском языке. Спектакль шел в режиссуре талантливого Исмаила Идаятзаде, а над переводом текста трудилась азербайджанская поэтесса Нигяр Рафибейли. На одной сцене со знаменитым азербайджанским оперным певцом Бюль-Бюлем Фатма ханум исполнила роль Арзу в опере Бадалбейли «Низами».

Последнее выступление Мухтаровой состоялось в Грузинской ССР. По воспоминаниям бакинки Лейлы Уцмиевой: «Когда Кармен появилась на сцене, весь зал поднялся на ноги, встретив ее секундой тишины, а потом раздались аплодисменты, сцену забросали цветами: Мухтарова закрыла лицо локтем и заплакала, и следом за нею заплакал весь зал… После прощального вечера народ долго не расходился, а машину, в которой Фатьма уезжала из театра, подняли на руки… Это было 12 ноября 1953 года.

София Башир гызы Басирзаде

София Басирзаде

София Башир гызы Басирзаде (настоящая фамилия Везирова) родилась в татарской семье 28 февраля 1918 года в Казанской губернии в деревне Чукан. Фамилию Басирзаде София взяла по роду своего отца. Когда ей исполнилось два года, она вместе со своей семьей переехала жить в Баку и тут научилась безупречно говорить по-азербайджански.

После окончания начальных классов в международной школе № 3, С.Басирзаде обучалась в школе № 134. В старших классах занималась в драматическом кружке. После школы в возрасте 18 лет, она поступает в Бакинскую театральную школу имени Мирзы Фатали Ахундова, и начинает выступать в эпизодических ролях на сцене Азербайджанского национального драматического театра.

На третьем курсе в 1938 году ее принимают в труппу театра. На афишах ее имя часто писали как «Софа», а в родном коллективе называли Софа-ханум. На протяжении всей творческой жизни, несмотря на эпизодические или главные роли, она всегда воплощала характерные драматические образы, ярко изображала сатирические роли.

Актриса воплотила яркие образы в спектаклях по произведениям — Мирзы Фатали Ахундова («Lənkəran xanının vəziri»), Джафара Джаббарлы («Oqtay Eloğlu», «Od gəlini», «Yaşar», «Dönüş», «Solğuri çiçəklər»), Гусейна Джавида («Şeyx Sənan» и «Səyavuş»), Самеда Вургуна («Fərhad və Şirin», «Vaqif», «İnsan»), Абдуррагимбека Хаквердиева («Köhnə dudman», «Pəri cadu»), Сабита Рахмана («Yalan»), Ильяса Эфендиева («Unuda bilmirəm»), Анара («Təhminə və Zaur»), Александра Островского («Мудрецы»), Льва Толстого («Живой труп»), Николая Гоголя («Ревизор»), Максима Горького («Васса Железнова»).

В последние годы жизни София Басирзаде работала в Бакинском муниципальном театре. По словам народной артистки Азербайджана Амалии Панаховой, руководителя Бакинского муниципального театра, София ханум всегда приходила всем на помощь.

«Никогда я от нее не слышала слова «нет». Кто бы что ни спросил, какие бы важные дела не были бы, она откладывала все в сторону и спешила на помощь. Она всегда помогала молодым, и раньше режиссеров указывала на те или иные недостатки, причем делала это в таком тоне, как родная мать, чтобы никто не услышал. Она оставила яркий след в нашем искусстве, и мы ее никогда не забудем», — вспоминала А.Панахова.

Более 60 лет жизни София Басирзаде отдала творчеству, сыграв более ста образов на театральной сцене и в кино. Скончалась актриса 4 января 2000 года в Баку.

По материалам книги Л.Алиевой “Женщины в общественно-политической жизни Азербайджана”