Из истории сюжетно-тематических ковров Азербайджана времен СССР (1920-1960-е гг.)

Искусство создания сюжетно-тематических ковров имеет в Азербайджане богатое прошлое. Большинство сюжетных ковров исторически производилось в южной части Азербайджана в городе Тебризе.

Расцвет производства сюжетных ковров в Тебризе приходится на XVI век, когда в этом городе были сосредоточены основные силы художников-миниатюристов и мастеров, работавших в различных отраслях декоративного искусства.

ПО ТЕМЕ: Из истории сюжетно-тематических ковров Азербайджана досоветского периода

Большое развитие в Азербайджане сюжетно-тематические ковры получили после установления Советской власти. Одним из самых первых портретных ковров, вытканных в эти годы, был ковер с портретом великого вождя угнетенных масс — Владимира Ильича Ленина. Ковер выткан в 1924 г. мастером из г. Шуши в год смерти вождя. В 1924—1926 гг. было создано еще несколько ковров с портретами В. И. Ленина и видного деятеля Коммунистической партии Азербайджана, верного ленинца Н.Нариманова.

В Советском Азербайджане, как и в некоторых других республиках, уже с 1930-х годов стали появляться сюжетно-тематические ковры, отражающие исторические изменения в социальной и культурной жизни народа. Не случайно, что в тематике преобладали портретные изображения выдающихся личностей — крупнейших деятелей международного рабочего движения Маркса, Энгельса, Ленина, Кирова, и классиков мировой литературы — Пушкина, М.Горького, Фирдоуси, Шота Руставели, Низами и др. Ковры эти были почти все юбилейного характера.

Затем были созданы ковры, иллюстрирующие поэмы Низами Гянджеви, тематический ковер, посвященный 800-летию Москвы и др. Характерно, что все эти ковры, независимо от темы, отражали значительные моменты жизни, особенности развития советского общества. Некоторые ковры страдали крупными профессионально-художественными недостатками, но путь их развития был сложным путем развития глубоко народного искусства.

В области сюжетного ковроделия в республике, помимо такого крупного мастера, как Лятиф Керимов, работали художники С.Саламзаде, К.Кязимзаде, И.Ахундов, А.Гаджиев. Участие в исполнении ковров, посвященных поэмам Низами, принял один из известных азербайджанских графиков Г.Халыков.

В эти годы наблюдались упорные поиски новых художественных средств в композиционном решении ковра, стремление к изображению портретной части ковра средствами станкового искусства. При поисках более реального воплощения темы художники, внося в композицию ковра объемно решенный портрет, наносили ущерб единству художественной выразительности и эмоционального восприятия.

Как известно, дореволюционному изобразительному искусству Азербайджана за редким исключением характерна декоративная трактовка изображений. В народном декоративном искусстве уже имелся многовековый и художественно оправдавший себя опыт. Применение в ковре методов и приемов, характерных для станкового искусства, не могло привести к положительным результатам. Этот путь в искусстве вел к эклектизму и игнорированию декоративной специфики ковра, к разрушению плоскости его ткани. Полноценный художественный результат мог быть достигнут лишь путем решения всего художественного убранства в единой образной системе, присущей природе декоративного искусства.

Конечно, в решении сюжетной и портретной части возможны и даже необходимы поиски путей отхода от подчеркнутой плоскостности и излишней условности.

Интересны работы в этой области Лятифа Керимова. Путь творческого освоения художественного наследия прошлого с позиций современности оказался для видного орнаменталиста наиболее верным при решении задачи гармонического соединения частей ковра в произведениях, обладающих высокими художественными декоративными достоинствами и отвечающих требованиям современного искусства.

В ковре Фирдоуси, сотканном в 1934 г. в связи с 1000-летним юбилеем, Лятиф Керимов блестяще продемонстрировал свое мастерство. Ковер был сделан талантливо, умно, с вдохновением. В намерение автора входило передать средствами коврового искусства образ гениального поэта. Керимов нашел убедительные средства декоративно-орнаментального искусства для выражения художественного богатства поэтического дарования Фирдоуси. Художник воспользовался пластической выразительностью линий и могучей эмоциональной силой цвета.

Фирдоуси. 1934 г.

Медальоны ковра как элементы украшения  встречаются в лучших образцах азербайджанского искусства в прошлом, в частности и в орнаментальных и сюжетных коврах Тебриза XVI века. В этом ковре они в несколько измененном виде приобрели новое звучание, благодаря им, глубоко чувствуется ритм орнамента.

В ковре «Фирдоуси» Керимов показал себя, как художник, прекрасно владеющий средствами орнаментального коврового искусства для выражения и раскрытия высоких мыслей.

Чуткость к характеру произведения декоративного искусства, понимание природы материала и способность выразить специфическими, своеобразными средствами глубокое и значительное содержание, нашли свое выражение и в другом портретном ковре Л. Керимова, посвященном великому грузинскому поэту Шота Руставели.

Ковер с портретом Шота Руставели был сделан в 1937 г. Он отличался от предыдущего произведения не только ритмом орнамента, цветовой трактовкой содержания, но и по эмоциональному звучанию всего произведения.

Определенным достижением в области сюжетного ковроделия республики в отношении правильного решения сюжетной композиции явились пять ковров на темы произведений великого поэта азербайджанского народа Низами Гянджеви (1940—1941 гг.). Каждый ковер был посвящен одной из поэм его гениального творения «Хамсе» — «Пятерица».

Авторам ковров удалось создать работы, достойные иллюстрировать бессмертные поэмы Низами. Декоративные средства, которыми они пользовались для выражения идей гуманизма, справедливости, характерных для творчества поэта, помогли им раскрыть и донести до зрителя человечность созданных образов.

Автор орнаментального оформления ковров Л.Керимов проявил оригинальный вкус и изобретательность. Используя колоссальный художественный материал, характерный для различных районов ковроткачества Азербайджана, он достиг высокой идейности, художественности и эмоциональной значимости в декоративно-орнаментальном оформлении сюжетных композиций.

Ковры эти экспонировались на Всесоюзной выставке (1946 г.) прикладного искусства в Музее восточных культур в Москве, а затем были отправлены на выставку в Киев. Они были высоко оценены публикой и искусствоведами.

Но не все ковры, вытканные в 1940-1950-х гг. отличались высокими художественными особенностями. В годы Великой Отечественной войны был создан ряд портретно-тематических ковров, в том числе с портретами Низами Гянджеви (1942) работы Рахшанды Теймуровой, а также К. Ворошилова (1941) и В.Ленина (1943—1945) Лятифа Керимова.

В последних работах Керимова спешка и в связи с этим недостаточно творческий подход к работе привели к ощутимой потере чувства меры. В результате произведения получились малохудожественными и неполноценными.

Ковры, созданные Керимовым в военные годы, не получили должного декоративного решения темы и художественно мало выразительны. Почти к самому концу войны по его эскизам азербайджанскими мастерицами был соткан ковер с изображением Государственного герба Азербайджанской ССР, к 25-летию Советского Азербайджана. Этот ковер посвящен теме победы советского строя и построения социализма в республике. Использованные мотивы вышки, серпа и молота, красной звезды, герба республики являются здесь декоративно-тематическими образами, символизирующими победу Советской власти.

В 1947 г. был соткан ковер с портретом выдающегося азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова по эскизам С.Петерсена и Г.Месропяна. Ковер привлекает простотою орнаментальных форм. В бордюр были включены сцены, иллюстрирующие широко известные произведения композитора.

В том же году Лятиф Керимов создал три юбилейных ковра — к 800-летию со дня основания города Москвы, к 30-летию Великой Октябрьской революции и к 48-й годовщине со дня смерти классика азербайджанской драматургии Дж.Джабарлы.

С 1952 по 1960 гг. Лятиф Керимов создал серию портретных ковров, где стремился найти современный язык для передачи декоративного портрета. Это не всегда имело успех. Если в коврах с портретом Фирдоуси или на тематику поэм Низами, тематическую линию можно было решить средствами миниатюры, то портреты современников, переданные аналогичными приемами, не воссоздавали в представлении людей соответствующих образов.

Конечно, учитывая время, народные мастера Азербайджана прежде всего стремились увековечить образ В.Ленина в декоративном искусстве — в частности, в ковровом искусстве.  Образ Ильича на протяжении многих лет волновал воображение художников и мастеров. В 1957 г. Лятиф Керимов вновь возвращается к этой теме. Художник задумал большой монументальный ковер, который специфическим языком коврового искусства передаевал бы мысль об исторической роли Ленина — организатора первого в мире социалистического государства. Эта идея была воплощена в содружестве с художниками К.Кязимзаде и И. Ахундовым.

Ленин. 1957 г.

Молодые художники республики продолжали лучшие традиции народного ковроткачества, создавая новые сюжетноорнаментальные композиции. По эскизу художника Кямиля Алиева в 1958 г. был изготовлен ковер к 400-летнему юбилею со дня смерти великого азербайджанского поэта Мухаммеда Физули.

Сохраняя в решении ковровой композиции схему общего построения уже описанных портретных ковров, художник внес в узор ковра новые пропорциональные и ритмические соотношения между деталями и фрагментами орнаментального оформления. Соблюдая декоративно-плоскостную трактовку портрета Физули, Алиев для обогащения содержания ковра подчинил все орнаментальные средства выявлению особенностей поэзии Физули. Соответственно подобрав орнаментальные формы, при помощи нежных, полутональных цветовых сочетаний он достиг глубокого лиризма в колористическом решении всего ковра.

За годы Советской власти в Азербайджане было создано немалое количество портретных и сюжетно-тематических ковров. Опыт развития сюжетного ковроделия в Азербайджане свидетельствует о том, что создание значительных произведений в этой области стало возможно при учете назначения ковра как произведения декоративного искусства, при учете возможностей и положительных свойств материала, при умении выразить в ковре формы, присущие данной области искусства.

По материалам Н.Абдуллаевой