Абульгасан Хан Игбал Азер — один из ярких представителей азербайджанской музыкальной культуры первой половины XX века.
Он родился в 1871 году в южноазербайджанском городе Тебризе (по данным фарсидских источников — в городе Казвин, в 1863 г.). Его отец Молла Муса был образованным, прогрессивно настроенным человеком. Но он умер, когда мальчику едва исполнилось семь лет. Семья, оставшаяся без кормильца, была вынуждена переехать в город Казвин. Природа оказалась необычайно щедра к Абульгасану: у него рано обнаружился редкий по красоте голос, напоминающий по словам слушателей соловьиную трель.
Первоначальное музыкальное образование маленький Абульгасан получил у признанного знатока восточной музыки казвинца Гаджи Моллы Керима. По достоинству оценив редкий талант своего воспитанника, этот большой мастер терпеливо и вдумчиво занимался с ним. Вскоре юноша начал демонстрировать свое искусство перед слушателями.
В первые годы XX века Абульгасана Хана часто приглашали в Тебриз. Каждый раз здесь ему сопутствовал шумный успех. Весть об этом дошла и до Тегерана. Шах вызвал ханенде к себе. В конкурсе на соискание места придворного певца Абульгасан Хан вышел победителем. Но он не был сугубо придворным певцом и часто выступал на народных празднествах и торжествах. Ему аккомпанировали известные музыканты — тарист Дервиш Хан и кеманчист Багир Хан.
В 1914 году Абульгасан Хан должен был совершить гастрольную поездку по странам Европы. По пути певец заехал в Тифлис. Еще до его прибытия на видных местах в городе было вывешано множество красочных реклам и афиш, сообщающих о предстоящих концертах, многие газеты поместили объявление.
Вот что можно прочесть в номере газеты «Закавказская речь» от 2 марта 1914 года: «Проездом в Европу у нас гостит в Тифлисе придворный певец Абульгасан Хан. По желанию местного мусульманского общества он предполагает дать в Тифлисе несколько концертов. Голос у певца сильный, вполне выработанный, приятного тембра. Манеры его изящны, держится он прямо, со сложенными на груди руками, гордо и величественно. В популярные персидские мотивы… певец вносит много нового своеобразного чувства и, слушая его, как будто слушаешь европейского певца, исполняющего восточные мотивы. При этих условиях предстоящие концерты мусульманского певца обещают быть весьма интересными и привлекут, вероятно, помимо мусульман, много других кавказцев — ценителей восточной музыки. Они начнутся, как только приедет из Персии ожидаемый также придворный музыкант Дервиш Хан со своими сподручными.»
Перед музыкальной общественностью Тифлиса знаменитый ханенде выступил дважды. Первый концерт состоялся 26 марта 1914 года в помещении Казенного театра (позднее театр оперы и балета имени 3.Палиашвили).
Кроме Абульгасана Хана, в концерте приняли участие известные ханенде Тахирзаде, тарист Дервиш Хан, кеманчист Багир Хан и игравший на ударном инструменте Абдулла Хан.
Популярный в то время журналист Эйнали Султанов в статье «Восточный концерт», опубликованной в № 73 газеты «Закавказская речь», писал: «Первый восточный концерт приезжих из Персии певцов Абульгасана Хана и Тахирзаде с музыкантами Дервиш Ханом и Багир Ханом, данный в Казенном театре 26 марта, привлек массу публики, среди которой немало серьезных ценителей восточной музыки. По общему мнению этих ценителей, а равно по выраженным восторгам и одобрениям всей публики, можно сказать, что .концерт прошел блестяще. Певец Абульгасан Хан (тенор), выступавший перед публикой в первый раз, дал несколько номеров истинно прекрасного классического персидского пения. Как высоко ни поднимал голос свой Абульгасан Хан, к¬кие трудные «зангуле» (речитативы) он ни выкидывал, голос «его оставался во всех стадиях чистым и музыкальным, и все это достигалось им совершенно свободно, без всяких напряжений и усилий.»
Живший в те годы в Тифлисе прославленный ханенде Сеид Шушинский принял непосредственное участие в устройстве концертов Абульгасана Хана. Необходимо отметить, что Абульгасан Хан всегда высоко отзывался о голосе и искусстве Сеида Шушинского. В знак уважения он подарил последнему грампластинку с записью мугама «Гумаюн» в собственном исполнении.
Среди тех, кто дал восторженную оценку таланту Абульгасана Хана, был один из основоположников грузинского вокального искусства Вано Сараджашвили.
Выдающийся азербайджанский писатель-сатирик Джалил Мамедкулизаде, издававший в те годы в Тифлисе журнал «Молла Насреддин», с большой теплотой отнесся к выступлениям Абульгасана.
Вот что пишет в своих воспоминаниях Сеид Шушинский: «Джалил Мамедкулизаде пригласил Абульгасан Хана в редакцию как почетного гостя. Игбал Азер так великолепно исполнил «Кюрд-Шахназ», что я, вновь и вновь переживая впечатление от этого, не мог потом уснуть до утра».
Вернувшись из гастролей по Европе, Абульгасан Хан Игбал Азер долгое время выступал в различных странах вместе со своим другом таристом Алекпером Шахназом.
В 1944 году группа мастеров советского искусства побывала в Тебризе. Бывший тогда председателем муниципального совета города, Абульгасан Хан устроил очень радушную и сердечную встречу артистам из Советского Союза и сделал все, чтобы их концерты прошли успешно. В составе группы был и Хан Шушинский.
Абульгасан Хан вспомнил Сеида Шушинского и просил перхать по возвращению на родину искренний привет ему. На концерте престарелый ханенде дал высокую оценку мастерству Хана Шушинского.
В 1945 году, когда в Северном Иране установилась и недолго просуществовала демократическая власть, Абульгасан Хан Игбал Азер принимал деятельное участие во всех ее культурных начинаниях среди народных масс.
Абульгасан Хан, как и Саттар, и Джаббар Карягды оглы, прошел богатый творческий путь, завоевав право считаться большим мастером. Он — один из тех ханенде, которые тщательно оберегали жемчужины классического мугамного наследия. Исполняя мугамы, Абульгасан Хан доносил до слушателей все их тонкости. В отличие от других ханенде он пел без бубна, стоя. Это давало ему свободу в жестах, способствовало лучшей постановке голоса. Иногда он отказывался даже от аккомпанемента тара или кеманчи, чтобы голос звучал в первозданной чистоте.
Абульгасан Хан до последних дней своей жизни принадлежал музыке, радуя слушателей своим искусством.
Известный персидский музыковед Рухулла Халиги писал: «Последний раз я слушал Абульгасана Хана в 1946 году в г. Тебризе. 75-летний старик пел прекрасно».
Абульгасан Хан Игбал Азер в совершенстве овладел всеми секретами восточной вокальной школы. Талантливейший азербайджанский поэт Шахрияр в своем стихотворении, посвященном Абульгасану Хану Игбалу Азеру говорит о нем как о непревзойденном исполнителе мугамов и песен.
Умер Абульгасан Хан Игбал в 1971 году в городе Тебризе в возрасте 100 лет.
По материалам книги Ф.Шушинского “Народные певцы и музыканты Азербайджана”