О визите персидского Мозафереддин-шаха Каджара в Бакинское женское училище (1902 г.)

В 1896 г. родилась идея светской школы для азербайджанок, которую воплотил в жизнь великий сын азербайджанского народа Гаджи Зейнал Абдин Тагиев (1838-1924). Он по праву считается одной из самых ярких личностей Азербайджана конца XIX – начала XX столетий.

В том же 1896 году Тагиев обратился к попечителю Кавказского учебного округа с заявлением о готовности учредить на свой счет светское русско-мусульманское женское училище.

16 мая 1898 г. был утвержден устав училища, а 24 мая было получено позволение императрицы на присвоение ее имени учебному заведению. В июне 1898 г. началось строительство здания женского училища. Здание было возведено на центральной улице Баку – Николаевской.

7 октября 1901 г. в здании на Николаевской улице состоялось торжественное открытие Бакинского женского имени Императрицы Александры Федоровны русско-мусульманского училища.

В следующем, 1902 году, школу посетил пятый шах из династии Каджаров в Персии Мозафереддин-шах Каджар (1853 -1907). В тот год шах совершал свою поездку по Европе и посетил Российскую империю — он прибыл в Астрахань, оттуда в Москву, и далее в Санкт-Петербург. Посетил он и Баку, где ознакомился с новой школой Тагиева.

Мозафереддин-шах Каджар во время визита в Российскую империю

Газета «Каспий» писала: «…В тот же день в два с четвертью часа Его Величество шах персидский, в сопровождении Атабека Аазама, посланника при петербургском дворе Мирзы Гасан хана, всех министров и всей свиты, а также прикомандированных к Его Величеству генерал-адъютанта Николаева, генерал-лейтенанта Зеленого, чиновника Министерства иностранных дел для пограничных сношений при главноначальствующем Кохановского, бакинского губернатора генерал-лейтенанта Одинцова и других изволил посетить русско-мусульманскую школу.»

Вход и все здание училища было убрано изящно: балкон над входными дверями увешан дорогими коврами и среди гирлянды русско-персидских флагов красовался чудный ковер с вышитыми на нем гербом Персии, Льва и Солнца. По обеим сторонам дверей красовались вышитые на дорогих материях золотыми буквами: «шахиншах, чох яша и хош амади шах».

На террасе перед входом в училище ожидали высокого посетителя учредитель школы и председатель Попечительного совета сам Тагиев с директором народных училищ Тхоржевским, городским головой и другими членами Попечительного совета. На ступеньках лестницы, ведущей в зал училища, были расставлены ученицы с корзинами, полными цветов; при проходе шаха они бросали цветы к его ногам, наверху, при входе в зал, были выстроены ученицы.

«Как только Его Величество вступил на последнюю ступеньку, ученицы, подняв руки и прочитав молитву – мусульманский обычай встречи монархов, приветствовали шаха поклоном,» — писала газета.

Внутри зала, с одной стороны, был роскошно сервирован стол для шаха с цветами, фруктами и прохладительными напитками; с другой стороны, был стол с выставленными работами учениц.

Шах, подойдя к первому столу, стал читать почетный рапорт о времени открытия и о теперешнем состоянии школы.

«В это время хор учениц стал петь гимн, сочиненный к случаю. Его Величество невольно поднял голову и на его лице ясно выразилось чувствуемое удовольствие. Когда ученицы прекратили пение, Его Величество подозвал г. Тагиева и стал расспрашивать об училище,» — отмечалось в газете.

Тагиев рассказал шаху, что «среди 12 миллионного мусульманского населения в России это первое женское учебное заведение; я основал его с надеждой подготовить образованных матерей для мусульман«, и попросил разрешения у шаха основываемую им школу при фабрике для детей рабочих его именем. Шах выразил свое согласие.

«Потом шах прошел в мечеть при школе, расположенную рядом с залом. Его Величество долго осматривал мечеть, остался довольным ее убранством и расположением молитвенных предметов; войдя вновь в залу, где за это время были выстроены ученицы— писала г. «Каспий».

Учительская школы (слева направо: Гюльбахар Ахриева, Марьям Гимбицкая, Мина Мамедзаде, Шахрабану Шабанова, Адиля Шахтахтинская, Гевхар Казиева, Набат Нариманова).

Шах стал спрашивать у учениц знают ли они Коран, совершают ли намаз, а затем подошел к столу, где были расставлены работы учениц. Как указывалось в газете, шах был «восхищен этими работами, а также и его свита«.

«Отходя от стола, он приказал, за болезнью руки, расписаться в книге для высоких гостей Атабеку Аазаму,» — отмечалось в газете.

В то время пока шах осматривал спальню и хвалил царившие всюду порядки и чистоту, Атабек Аазам сделал небольшую запись в книге пожеланий школы.

Он написал: «… в пятницу, 23 Джамиаль-Ахира 1320 года (1902 г. — прим.), на пути к Персии из 2-го путешествия в Европу, при выезде из Баку Его Величество шах персидский Музафараддин посетил русско-мусульманскую женскую школу, основанную почтенным Гаджи Зейнал Абдином Тагиевым и, оставшись весьма довольным как ученицами, так и училищем, выражал свое одобрение почтенному Тагиеву за его заботы о просвещении мусульман. Подпись: Мирза Алескер хан.»

«Атабек Аазам вручил начальнице училища Ханифе ханум Меликовой драгоценный перстень. Когда Его Величество выходил из зала, одна из учениц держала Коран и шах, поцеловав Коран, прошел под ним, по обычаю востока. Его Величество и свита отбыли из школы ровно в 2 часа 50 минут,» — отмечала газета.

Шах остался очень доволен посещением школы, и прощаясь с Тагиевым выразил надежду что тот всегда будет «заботиться, чтобы ученицы сохранили свойственную мусульманской женщине скромность

По материалам г. «Каспий», книги Ф.Джаббарова

Первая школа для девочек-мусульманок в Баку (ФОТО)
От воспитанниц женского училища в Баку: неожиданное письмо Г.З.Тагиеву (1901 г.)
Н.Нариманов о женской школе Г.З.Тагиева: Враги этой школы роют нации могилу… (1900 г.)