Искусство создания сюжетно-тематических ковров имеет в Азербайджане богатое прошлое.
Большинство сюжетных ковров исторически производилось в южной части Азербайджана в городе Тебризе. Расцвет производства сюжетных ковров в Тебризе приходится на XVI век, когда в этом городе были сосредоточены основные силы художников-миниатюристов и мастеров, работавших в различных отраслях декоративного искусства.
К этому же периоду относится производство орнаментальных и сюжетных ковров, дорогих шелковых, бархатных и парчовых тканей, на которых изображались не только отдельные человеческие фигуры, но и целые сцены, посвященные охоте или войне. Впоследствии эти сцены заменены изображениями эпизодов из поэм классиков Востока, нередко сопровождаемых соответствующими стихами.
Непосредственное участие в создании сюжетно-тематических ковров принимали некоторые художники, например, Солтан Мохаммед — крупнейший миниатюрист тебризской школы XVI века. Сюжетно-тематические ковры этого времени являются ценнейшими памятниками материальной и духовной культуры азербайджанского народа.
По традиции на коврах приводились двустишия — бейты или четверостишия — рубаи из поэтических произведений Фирдоуси, Низами, Хагани, Саади, Хафиза, Навои, Хайяма и др. Часто эти строки содержали мудрые изречения и афоризмы. Причем цитаты приводились либо на одну тему (например, на тему любви), но из различных источников, или же из одного источника, но на различные темы. В последнем случае стихотворные строки, содержащие основную мысль, всегда подчеркивались композиционными и декоративными средствами: они включались в медальон — «кэтэбэ» и помещались в центральном поле под основной сюжетной сценой, а остальные медальоны располагались в серединной кайме.
В соответствии со смыслом стихотворного изречения трактовалась и вся сюжетная сцена, орнаментальное украшение дополняло ее, помогая раскрытию художественного образа всего ковра.
Одновременно с коврами, иллюстрирующими литературные сюжеты, производились ковры, посвященные религиозной тематике. В таких коврах, также высокого качества исполнения, художники умели даже в религиозных, декоративно решенных сценах раскрывать высокие человеческие чувства и мысли.
В Тебризе производились ковры и с традиционными изображениями — «Дорт фесл» («Четыре времени года») и «Овчулуг» («Охота»). Постоянной в этих коврах оставалась лишь тема, композиция менялась сообразно вкусу и взглядам художника.
В центральном поле ковра «Четыре времени года» обычно помещались сюжетные композиции. Расположенный в середине медальон объединял четыре других одинаковой формы, в которых давались сцены, изображающие различные времена года. Сюжетная часть каждой четвертой части ковра имела свою отдельную композицию, она была отделена декоративными розетками, расположенными по горизонтальной и вертикальной осям главного медальона. В верхней части каждой из четырех композиций (составляющих приблизительно пятую часть среднего поля ковра) были изображены известные архитектурные памятники. Эта повторяющаяся деталь как бы логически завершала каждую композицию.
Для всех четырех композиций с изображенными на них пейзажами времен года и сюжетными сценами различных сельскохозяйственных работ было характерно одинаковое декоративное решение сюжетных сцен. В серединной кайме коврового бордюра, обрамляющего центральное поле, часто помещались отдельные сюжетные сцены, нередко на религиозные или исторические темы, а иногда и портреты исторических лиц.
Художники прошлого умели не только выбрать интересную тему для сюжетного ковра, но и правильно решить ее. Выразительные средства искусства миниатюры — плоскостная трактовка фигур людей, животных и других изображений, отсутствие светотени, локальность и условность цветового решения — соответствовали требованиям ковроделия. Изображения в сюжетных коврах давались орнаментально, горизонт отсутствовал или давался условно. Элементы сюжетного изображения были стилизованы, поэтому между ними и стилизованным орнаментальным украшением каймы существовала тесная изобразительная и колористическая связь.
Ограниченные средства орнамента не могли передать смысла сложных сюжетных сцен, и поэтому декоративно трактованные сюжетные мотивы, органично введенные в орнаментальный декор ковра, усиливали его образное воздействие. Растительный мир, изображавшийся в центре ковра, также трактовался орнаментально. Таким образом, художник добивался единого декоративного решения всего ковра.
В коврах, выполненных по эскизам и под руководством миниатюристов, проявляется тонкое понимание природы, умение передавать характерное в жизни, естественность эмоции, особенности быта эпохи, правдивость в изображении этнических типов. Художник, создавший ковер, тщательно выписывал детали. Большое значение он придавал предельной выразительности рисунка. Немаловажное значение в ковре имел контур, усиливающий декоративность сюжетных изображений. Кроме того, контур придавал изображениям плоскостный характер, помогая им слиться с остальным декоративным убранством ковра.
В сюжетных тематических коврах XVI века художники умело пользовались ритмом, который в построении сюжетного изложения соответствовал ритму орнаментального обрамления.
Тебризские миниатюристы были прекрасными мастерами композиции. Это их умение сказывалось и в ковровом искусстве, особенно, в коврах на батальные и охотничьи темы. Динамика действия, экспрессия, эмоциональное напряжение в позах людей и животных соответствовали динамизму орнаментального оформления. Соответствие декоративной трактовки сюжета миниатюры средствам выражения тематических ковров, определило успехи их развития. Высокое мастерство, безошибочное чутье художника позволяло мастерам, обладавшим одновременно необходимыми производственными навыками, правильно решать тему, создавать единое художественное произведение, связав сюжетную сцену с орнаментальным декором.
Многофигурные композиционные решения тематических ковров требовали от художников развитого чувства меры, умения передавать декоративно объемные фигуры. Создание высококачественных ковров было возможно только при сочетании таланта художника-декоратора со знаниями мастера-ковроткача.
Зависимость художественного качества ковров не только от дарования и особенностей художника-специалиста, но и от определенных технических производственных факторов (плотность вязанья узлов, толщина утка и основы, качество пряжи, необходимой для ворса) диктовала необходимость тесной связи художника с производством. Важное значение это имело при создании многофигурных сюжетных ковров, малейшее искажение изображений которых приводило бы к появлению недоброкачественной в художественном отношении продукции.
Художники прошлого были также прекрасными колористами, они учитывали эмоциональные особенности цвета, умело пользовались им для выявления декоративных качеств ковровой ткани, обогащения фактуры материала и максимальной выразительности сюжетной сцены.
Часто мастера и художники прошлого решали композиции сюжетных ковров так, что весь смысл темы передавался орнаментальными средствами, а для большей выразительности, для полной передачи идеи привлекались отдельные сюжетные мотивы. Это помогало раскрытию мысли, основной идеи произведения, усиливало его эмоциональное воздействие и художественное значение.
Сюжетный мотив наталкивал зрителя на мысль, которую подчеркивал весь орнаментальный декор. Порой, эти сюжетные мотивы имели символическое значение и несли на себе основную смысловую нагрузку.
Работавшие в области сюжетного ковроделия художники-миниатюристы умели творчески подходить к материалу прикладного искусства — к ковровой ткани, знали ее физические качества и мастерски использовали их. Сюжетные мотивы в их коврах были настолько декоративны, что часто переходили в элемент орнамента — колонна архитектурного здания превращалась в ствол цветущего дерева, архитектурная арка, умело скомпонованная в среднее поле, одновременно являлась декоративной аркой, венчающей центральную часть ковра, а ее тимпаны служили своеобразным орнаментальным мотивом.
Переход от богато орнаментированной каймы к сюжетной части был постепенным, он не подчеркивался, а еле намечался. Кайма выглядела как часть сюжетной сцены, которая, в свою очередь, не уступала своей богатой разделкой кайме. Весь сюжет был настолько декоративным, что сам как бы превращался в узор.
Сюжетные ковры, производившиеся в Тебризе, обычно, помимо прекрасного художественного исполнения, отличались хорошими техническими качествами — высокой плотностью и низким ворсом. Для производства таких ковров, которые большей частью исполнялись по заказу отдельных лиц, применялась шерстяная пряжа наилучшего качества, шелковые, серебряные и золотые нити. Работа была трудоемкой и требовала много времени.
Традиции XVI века неоднократно творчески использовались и в последующие периоды развития сюжетного коврового искусства Азербайджана. Несколько вариантов композиции «Четыре времени года», принадлежащих ко второй четверти XX века, были в советское время переданы в Музей азербайджанской литературы им. Низами и в Азербайджанский музей искусств им. Р.Мустафаева в Баку.
В Музей им. Низами также был передан в свое время сравнительно небольшой по размерам сюжетный ковер на тему поэмы Физули «Лейли и Меджнун», иллюстрирующий сцену встречи Лейли с Меджнуном в пустыне. Ковер этот, датированный 1810 г., является великолепным образцом сюжетных ковров начала XIX века.
В Северном Азербайджане, особенно в Ширване, Карабахе и Гяндже, также с давних времен производились ковры, в среднем поле которых размещались изображения животных, птиц и человеческих фигур. Эти изображения, по стилю весьма древнего происхождения, носили подчас символический характер и были связаны с событиями, оставившими тот или иной след в жизни народа.
Начиная, со второй половины XIX века в Карабахе появились ковры с самостоятельными сюжетными сценами: «Атлы-итли» («Лошади с собаками»), «Итли-пишикли» («Собаки с кошками»), «Уч падишах» («Три падишаха»), «Марал-джейран» («Олень с ланью») и др. Встречались также ковры просто с изображением собак, повторяющимися по углам ковра, и птиц.
Надо отметить также, что среди этих ковров встречались очень примитивные подражания плохой живописи. Но были и такие, которые, несмотря на неправильные пропорции, обладали неплохими декоративными качествами. Условность, характерная для коврового искусства, не умаляла художественного значения этих изображений и помогала усилению их декоративных качеств.
Приблизительно со второй половины XIX века стали появляться ковры с сюжетными изображениями, носящими случайный характер. Так, на некоторых образцах, наряду с реалистически трактованными цветами, в особенности, с розами, встречались изображения, механически скопированные мастерицами с различных рисунков рекламного характера, с ярлыков привозных товаров, иногда сцены из жизни христианских святых и изображения денежных знаков.
С установлением тесных торговых связей с Россией в определенные районы коврового производства, в частности, например, в тогдашний административно-торговый центр — Шушу, проникли рекламные рисунки и русские ассигнации. Естественно, что подобного рода «художественные» изделия не получали дальнейшего развития как чуждые природе народного искусства.
По материалам Н.Абдуллаевой
Из истории азербайджанских драконовых ковров «Верни» и «Зили» |
Карабахский ковер «Челеби»: История, происхождение и символизм мотивов |
Из истории азербайджанских молитвенных ковров |