Теймурбек Байрамалибеков (1862-1937) был одним из ярчайших представителей блестящей плеяды азербайджанских деятелей конца XIX – нач.XX вв. Являясь выпускником Горийской Учительской Семинарии, интеллигентом, просветителем, педагогом, публицистом своего времени, Байрамалибеков был также выдающимся историком, этнографом и краеведом.
Всё научное наследие Т.Байрамалибекова создавалось, когда по окончании учебного года он обходил свой край, деревню за деревней, собирая услышанные в народе рассказы.
Значительный интерес для культурологов, фольклористов, краеведов и этнографов могут представлять записанные Т.Байрамалибековым народные поверья и легенды.
Среди записей Т.Байрамалибекова значительную часть составляет цикл легенд и поверий посвященных различным историческим личностям, правителям. Например у него есть собранные легенды об Александре Македонском, записанные в 1893 г.
«Персидская историческая легенда об Александре Македонском (авторское изложение, 1893 г.)»
По мнению персов и здешних шиитов, Александр Македонский, несмотря на то, что он царствовал за 336 лет д0 Рождества Христова, был мусульманином. Некоторые же персидские историки доказывают, что Александр Великий приходится родным братом Дарию Кодоману по отцу и в подтверждение этого приводят следующий легендарный рассказ:
Отец персидского царя Дария Третьего, по имени Бахман, как гласит предание, был женат на дочери македонского царя Филиппа, который, как вассальный государь Персии, платил ежегодно последней дань — тысячу золотых яиц, каждое весом в сорок золотников, и был обязан помогать в случае войны с соседними государствами.
Женившись на македонской царевне, дочери Филиппа, Бахман был с нею в супружестве недолго, так как Гума (так звали македонскую царевну) страдала цингою. Рот её издавал отвратительный запах, чего не мог переносить Бахман, поэтому он и развелся с нею, Гума приехала в Македонию с чувством покинутой женщины и, будучи беременною от Бахмана, поселилась во дворце своего отца, питая ненависть к Персии и к Бахману.
Предание гласит, что Гума была наделена даром прорицания и заранее предсказала своему отцу Филиппу, что у ней родится сын, который покорит всю Персию и отомстит ей за мать. Действительно, предсказание ее сбылось: спустя несколько месяцев она родила сына, которого и назвали Искендером. Филипп был в восторге от рождения Искендера и, не имея прямого наследника, усыновил его, выдавая за родного сына. Таким образом, никто не знал, что Искендер приходится внуком Филиппу.
Легенда говорит, что Гума, движимая чувством мести, часто твердила своему сыну следующую фразу: «Сын мой, ты должен покорить Персию, когда вступишь на трон, освободить свое царство от персидского ига. Принимая во внимание то зло и те бедствия, которые Персия причиняла неоднократно твоему отечеству, ты обязан отомстить ей, отняв у нее власть».
Гума сама воспитывала своего сына до семи лет; а потом она по совету своего отца Филиппа отдала его на воспитание известному философу Арастуну (Аристотелю). По смерти Филиппа Искендер вступил на престол деда еще очень молодым. Он отличался великодушным и благородным характером благодаря тому прекрасному воспитанию, которое получил под руководством своего мудрейшего учителя. Через несколько лет умер персидский государь Бахман. Не любя за грубый нрав своего единственного сына Дария, он назначил наследницею престола свою умную дочь — Польшу.
Последняя долго управляла государством и своею справедливостью вполне заслужила народную любовь и уважение. Персидская монархия день ото дня процветала, а народ благодушествовал, так как был избавлен от тягостных налогов и разных обременительных повинностей.
По смерти Польши престол перешел в руки Дария Ш Кодомана (по-персидски Дараи-Сейюм), который, получив власть в свои руки, начал царствовать деспотически: казнил без всякой причины придворных аристократов, увеличивал налоги, отчего народ окончательно обеднел. Само собою разумеется, аристократия питала к нему злобу и тайную вражду, стараясь всеми силами свергнуть его с престола, но сделать этого не могла, не имея достаточно сил для этого.
Однажды Дараи-Сейюм, рассматривая государственные бумаги, заметил, что македонский царь — Филигос (Филипп) несколько лет уже не платит своей дани золотими яйцами. Желая восстановить свои прежние права, он отправил к Филигосу четырех послов за получением дани сразу за несколько лет. Послы прибыли в Македонию в то время, когда царствовал там двадцатилетний Искендер, который принял послов радушно. Выслушав же их требования, он категорически отказался от уплаты дани, сказав иронически: «Та курица, которая несла золотые яйца, уже давно издохла, а потому требование персидского царя не будет удовлетворено; идите и скажите ему об этом».
Послы приехали и доложили обо всем Дарию. Тот страшно рассердился на Александра за такой дерзкий ответ, вторично отправил к нему трех послов, снабдив их маленьким мешочком кунжутных семян и мячиком, привязанным к палке, желая этим дать понять Александру, что он, как мальчик, должен играть в мяч, а мешочек кунжутных семян означал, что Дарий имеет в своем распоряжении столько тысяч славных войск, сколько зерен в мешочке.
Александр понял значение полученных вещей и потому велел своему визирю высыпать кунжутные семена перед голодною курицею, которая и поклевала их всех до одного, а мячик с палкою приказал отнести обратно и пере¬дать своему сюзерену, сказав при этом, что «хотя Дарий имеет бесчисленное войско, но один македонец может устоять против тысячи персов, которые будут уничтожены мною точно так же, как курица уничтожила кунжутные зерна. Скажите своему повелителю, что не Александр — мальчик, а Дарий, который погубит свою великую монархию, надеясь на бесчисленность своих войск».
Послы приехали и сообщили обо всем Дарию. Тот, возмутившись речью Александра, приказал всем своим подвластным государям готовиться к войне с Македониею. Было собрано бесчисленное войско, состоявшее из пехоты, кавалерии и флота. Когда громаднейшая армия находилась ужа на берегу Черного моря, Дарий в сопровождении своего любимого старого дяди сделал смотр войскам. Вид необычайного скопления людей и судов пробудил в нем чувство грусти и извлек из его глаз невольную слезу.
Когда же старый дядя, стоявший возле племянника-царя, спросил о причине этой внезапной скорби, он отвечал, тяжело вздохнув: «О дядя, вид миллионов людей и судов, наполненных боевыми снарядами и солдатами, пробудил во мне мысль о краткости земной жизни и о жадности человеческой натуры: зачем я должен проливать кровь невинных людей, когда и без того мое царство громадно?».
Услышав это, дядя, приноравливаясь к настроению Дария, отвечал ему: «Да, ты прав: война есть величайшее зло на земле; она не дает людям спокойно наслаждаться благами жизни, причиняя им нравственные и физические страдания. Поэтому нужно окончательно уничтожить ее, чтобы дать покой гражданам. Хотя божество к сладостям жизни примешало и капли горечи, но никому не хочется расстаться с нею; а война отнимает тысячи жизней, что противно божеским законам. Вот почему тебе, как главе государства, во имя любви к своим подданным следует вернуться обратно в столицу, прекратить военные действия и наслаждаться покоем — этим единственным благом в мире».
Слова эти, однако, не подействовали на Дария, он остался непоколебимым и пожелал непременно воевать, вследствие чего дядя, рассердившись на своего упрямого племянника, возвратился в столицу Персии управлять государством в отсутствие царя.
По отъезде своего любимого дади, Дарий долго молился солнцу и в жертву ему бросил в море любимую чашу, золотой кубок и золотую саблю, украшенную драгоценными камнями, чтобы оно помогло ему в войне. А затем он удалился в свою палатку, где, по словам легенды, он, находясь под гнетом нравственной пытки, долго плакал и со слезами на глазах просил небо ниспослать ему милость победу.
Спустя десять дней, в продолжение которых Дарий не выходил из своей палатки, не надеясь на благоприятный исход своей безрассудной затеи, началась между двумя великими царями ожесточенная война, в которой Александр одерживает победу над далеко превосходившим его в численности персидским войском, главным образом, благодаря измене придворных персов, ненавидевших своего монарха.
В сражении с неприятелем Дарий был смертельно ранен своими полководцами — Джасусъяром и Магияром, которые, совершив предательское преступление, побежали к Александру и сообщили ему об этом, прося себе награды. Он тотчас велел этим изменникам принести Дария к нему на руках, что и было исполнено.
Рассказывают, что когда Дарий был доставлен к Александру, то последний просил своего доктора помочь ему; но все было напрасно и тщетно; спустя короткое время Дарий умер, успев просить Александра о том, чтобы он обращался с его семейством ласково и оказывал ему почет и внимание. Александр исполнил просьбу Дария и в знак уважения к нему велел распять (по тогдашнему персидскому обычаю) на кресте тех полководцев, которые дерзнули поднять свои злодейские руки на своего царя, лишившись совести.
Предание говорит, что Дарий будто бы открыл Александру тайну о том, что он приходится родным братом ему. Убедившись в справедливости слов Дария и оставив свою столицу, Александр жил всегда в персидской, окружил себя, по примеру персидских царей, придворным штатом, носил персидскую царскую одежду и диадему на голове, держал при себе телохранителей и придворную прислугу исключительно из персов. Благодаря этому персы явились непобежденными, как того следовало ожидать, а господствовали над македонянами и греками, которые были крайне недовольны своим молодым царем за это покровительство персам.
Эта историческая легенда записана мною со слов Мирза Азиза Гаджи Новруз оглы, жителя г.Ленкорани, по словам которого она помещена во Всемирной Персидской Истории «Розят ус-сафа». Она очень распространена между ахундами, муллами и туллабами.
25-го марта 1893 года г.Ленкорань
Теймурбек Байрам-Алибеков
«Народная тюркская легенда об Александре Македонском (авторское изложение, 1893 г.)»
Александр Македонский известен мусульманам под именем Искендера Зюльгарнейни, что означает на арабском языке «владетель двух рог». Среди азербайджанских тюрков про него сохранилось много баснословных рассказов, в которых он рисуется отважным и смелым героем, отличающимся необыкновенными способностями и любознательностью и стремящийся узнать все чудесное.
По словам преданий, он покорил себе государей всего мира и постиг все тайны подлунной. Но ему было и этого мало: он решился измерить небесное пространство и постичь заоблачные чудеса, для чего он подымался в ящике, привязазанном к двум большим беркутам, на небо, где он, не долетев до шестого неба, попал в вечно горящий огонь и сгорел вместе со своими крылатыми спутниками.
По мнению мусульман, Александр Македонский будто бы на голове своей на обоих висках имел два больших рогообразных отростка, называемые рогами, вышиною более двух вершков, отчего он никогда не снимал при людях со своей головы высокой шапки, которую он носил исключительно для прикрытия этих рогов.
Когда цирюльникам приходилось брить ему голову, он после каждого бритья убивал их, чтобы они не могли выдать его уродливости. Однажды, как гласит предание, он пригласил к себе одного молодого цирюльника и сказал ему: «По окончании бритья я должен убить тебя, ибо если ты останешься в живых, то можешь рассказать кому- нибудь о моем уродстве».
Услышав этот жестокий приговор, цирюльник стал упрашивать Александра, упав к ногам его: «Умоляю тебя, о великий государь, не убивай меня, пощади, сжалься над моею молодостью, ибо я клянусь твоею священною головою, буду хранить твою тайну, как святыню, на дне души моей до гроба!..».
Мольбы его тронули Александра, и жизнь ему была оставлена, но с тем условием, что он, в случае нарушения данного слова, будет казнён. Цирюльник согласился и долго хранил эту тайну, но всё-таки до конца сдержаться не мог, и, боясь проговориться, обратился с просьбой к одному святому старцу: «Помоги моему горю, о святой отец: я имею тайну, которую я должен высказать кому-либо, чувствуя непонятную потребность в этом, но не могу, ибо я наложил на себя обет молчания. Скажи, что я могу сделать, чтобы успокоиться, не говоря никому о своей тайне, причиняющей мне страшную невыносимую муку?».
На что старец сказал ему: «Найди на поле старый, без воды колодец, опусти свою голову и открой ему свою тайну, говоря громко и повторяя сказываемую фразу три раза; тогда ты успокоишься: эту тайну примет колодец».
Цирюльник так и сделал: долго он бродил по полям; наконец нашёл искомый колодец, в который опустил голову и произнес три раза: «Искяндярин башында буйнузы вар, буйнузы», что означает в переводе: «Александр имеет на голове рога».
И действительно, едва он вымолвил это, как почувствовал облегчение и успокоение.
Пришла живительная весна… В этом колодце вырос тростник, называемый по-тюркски «карги». Недалеко от этого колодца пастух пас стадо овец, увидел тростник в колодце и сделал из него дудочку, которая всегда насвистывала только о том, что на голове Александра есть рога.
Проезжая однажды со своею свитою на охоту через поле, где пастух пас стадо овец, Александр услышал, что пастух, играя на дудочке, твердит одну и ту же фразу: «Александр на голове имеет рога».
Он подозвал к себе пастуха и спросил: «Почему ты говоришь, что у Александра есть рога?».
— Не я твержу это, ваше величество, а сама дудочка, — ответил ему пастух.
Чтобы проверить слова пастуха, великий царь велел пе¬редать дудочку своему визирю и, убедившись в справедливости слов пастуха, отпустил его.
Возвратившись домой, Александр потребовал к себе цирюльника, который поклялся ему чистосердечно во всем, рассказав подробно обстоятельство дела. Удовлетворенный ответом цирюльника, Александр сказал ему: «Иди, свободен ибо нет тайны, которая не сделалась бы явной».
Эта народная тюркская легенда записана мною на охоте 25-го августа 1893 года со слов Сулеймана Азим оглы, жителя селения Едди-Оймаг Ленкоранского уезда.
Теймурбек Байрам-Алибеков
По материалам книги “Теймур бек Байрамалибеков. Избранные произведения”