Как индусы вели торговлю на территории Азербайджана в XV-XVII вв.

Т.Наджафли, Д.Азимли

Накопление начального капитала, великие географические открытия создали в Западной Европе широкие возможности для развития капитализма. Развитие торговых связей между Западом и Востоком повлекло за собой серьезные изменения в традиционных торговых отношениях. Началась напряженная борьба западных государств за завоевание восточного региона. Это объяснялось ещё и тем, что формирующаяся в то время европейская буржуазия с целью завоевания новых источников сырья и дешевого рынка сбыта начала вести колониальную политику.

Таким образом, была начертана геополитическая карта мира, где геополитические, геоэкономические приоритеты европейских стран не только пересекались, но и совпадали.

С развитием феодального общества и, соответственно, товарно-денежных отношений, торговля оказывала все более, решающее воздействие не только на экономику, но и на политику средневековых феодальных государств. Как раз в это время между Азербайджаном и с Индией интенсивно развивалась внешняя торговля.

Города, Азербайджана и Ирана играли посредническую роль в сухопутной международной торговле стран Запада с Индией. При Сасанидах (III-VII вв.) товары из Индии и Китая попадали на рынки северных и южных городов Азербайджана. Со второй половины XIII в. наиболее важным торговым пунктом на Ближнем Востоке, где скрещивались международные торговые пути, стал город Тебриз.

Великий путешественник Марко Поло, описывая Тебриз, писал: “Народ в Торисе торговый и занимается ремеслами; выделываются тут очень дорогие, золотые и шелковые ткани. Торис на хорошем месте; сюда свозят товары из Индии, из Бодака (Багдада), Мосула, Кремозора (Гармсир-Юго-западный Афганистан) и из многих других мест; сюда за чужеземными товарами сходятся латинские купцы (генуэзцы). Покупаются тут также драгоценные камни и много их здесь. Вот где большую прибыль наживают купцы, что приходят сюда”.

Марко Поло сообщает и о товарах, вывозившихся из Индии во второй половине XIII в. индийскими купцами: «Привозят они пряности и драгоценные камни, жемчуг, ткани, шелковые и золотые, слоновые кости и другие товары».

Активные участие в международной торговле принимали Дербенд, Баку и Шемаха. Купцы из Индии и других стран Востока приезжали в эти города и обменивали свои товары на нефть, соль, рыбу, скот (мулов, лошадей), шафран, марену и другие товары. Вывозились также щелк-сырец, шелковые и шерстяные ткани, ковры и ковровые изделия, покрывала и другие изделия ремесленников.

Если до XV в. торговые пути связывавшие Азербайджан с Индией и Китаем, проходили главным образом по южной сухопутной магистрали, то уже в конце ХVв, в связи с открытием в 1498 г. прямого морского пути вокруг Африки в Индию и изменением путей мировой торговли, сухопутные магистрали потеряли свое прежнее значение. Указанный путь, устанавливающий непосредственные морские сношения стран Западной Европы с Индией, был захвачен испанцами и португальцами, препятствовавшими другим европейским государствам проникать в Индию.

В связи с этим в ХVI в. осваивается северный морской путь, через Восточную Европу от Белого моря по Северной Двине, Волге и Каспийскому морю через Азербайджан в Иранскую территории и Индию. Основными узловыми пунктами внешней и транзитной торговли на территории Азербайджана являлись Тебриз, Шемаха и Ардебиль.

Наиболее важные транзитные пути европейско-азиатской торговли от Тебриза к Индии проходили в основном через Тебриз-Мианэ-Ардебиль- Кум-Кашан­Исфаган-Бендер-Аббас (или Ормуз)- далее в Индию.

В это время одним из важнейших узловых пунктов тран­зитной и внешней торговли Азербайджана являлась Шемаха. Многочисленные караванные пути связывали город со всеми важными торгово-ремесленными центрами Азербайджана и сопредельными ст­ранами Ближнего и Дальнего Востока. По этому, на этом пути большое значение для международной транзитной торговли приобретают города Азербайджана, особенно область Ширвана, где производилось много шелка.

В это время в Баку и Шемахе проживало большое количество индийских купцов, которые имели там караван-сараи и вели большую торговлю.

Стоит заметить, что караван-сарай Мултаны в старой крепости Баку, датируемый XVв., по-видимому, являлся местом пребывания купцов, главным образом из индийского города Мултан.

Экономические и культурные связи Ширвана с Индией прослеживаются не только в период средневековья, но и в более древние времена. Индийские купцы, приезжавшие в Шемаху и Баку наряду с пряностями привозили также дорогие кашмирские ткани — «тирме», ценившиеся на вес золота, которая пользовалась большим спросом у феодальной знати.

Остатки такой ткани были обнаружены в гробнице усыпальницы XVв. во Дворце Ширваншахов в Баку. Напротив индийского караван-сарая был в свое время построен еще один караван-сарай — бухарский, который, по-видимому, относится к тому же времени и свидетельствует о торговых связах Баку со среднеазиатскими городами. Оба караван-сарая были построены близ базарной площади, около гавани, в районе, где находились помещения торгового комплекса.

В Бухаре и Балхе проживали индийские купцы, которые были связаны торговлей с Баку и вероятно, останавливались в бухарском караван-сарае.

Со второй половины XVв. большое значение для международной торговли приобрело Каспийское море, на котором главным портом стал Баку (Дербенд как порт в это время потерял свое значение). Венецианский путешественник конца XVв. Донато да Лезе, отмечая в своих записках большое значение Баку в торговых операциях, сообщал, что «специи (пряности) из Индии идут в большой город Шемаху и из этого места в Баку, который расположен в 4-х днях пути у Каспийского моря. Это город, где ведется большая торговля, по нему и море называется Бакинским. Здесь специи погружают на суда, и везут Астрахань, татарский город на реке Волге».

Торговля индийских купцов в городах Азербайджана продолжалась и в XVIв. Шелк-сырец, производимый в Шемахе, Ареше и других местах, привлекал не только индийских купцов, но и западноевропейских. В конце XVIв. из Ширвана через Баку ежегодно вывозили до 100 тыс. пудов шелка-сырца в Московию, Османскую империю, Италию, Францию, Индию и другие страны. Шелк-сырец купленный в городах Ширвана по 15-16 рублей за пуд, перепродавался русскими и европейскими купцами в их странах по 50-60 и даже по 70 руб. за пуд.

Главными предметами вывоза из Баку, были шелк-сырец, нефть, соль, которые экспортировались в Иран, Среднюю Азию, Индию. В связи с развитием международной транзитной торговли шелком важным центром сбыта шелка-сырца в XVIв. становится город Ареш, находившийся близ Гянджи в области Ширван. Ареш лежал на расстоянии четырех дней пути на верблюдах от Шемахи и, по сообщениям источников, имел 800 лавок и ряд караван-сараев.

В 60-х годах XVI в. торговом отношении он превосходил Шемаху, в которой также находили, сбыт индийские товары. В Ареш приезжало много иностранных купцов, османских турок, сирийцев, индийцев. Они закупали хлопок и шелк-сырец. Из восточной Индии индийцы привозили сюда москательные товары и пряности. В это время индийские товары продавались, по следующим ценам: перец-батман (малый батман при Сефевидах был равен 832 г., большой батман-около 3 кг.) по 18 шахи (шахи-мелкая монета, равная шести английским пенсам), большие мускатные орехи по 40-45 шахи за батман, малые мускатные орехи–по 16-18 шахи за батман, гвоздика 40 шахи за батман, корица- по 40 шахи за батман.

Сефевидско-османские войны последней четверти XVI в., возобновление этих войн с еще более разрушительной силой в начале XVII в. привело не только к резкому сокращению нормального функционирования торговых путей. Неустойчивость политической власти, отсутствие действенного централизованного управления, наконец, длительный голод привели к росту разбоя и грабежей на караванных путях. Состояние караванных путей, а следовательно и внешней торговли, в значительной степени зависело от устойчивости внутриполитической и внешнеполитической обстановки.

До правления шаха Аббаса I купля и продажа шелка-сырца не была монополизирована шахской казной, и купцы, как местные, так и иностранные, имели возможность приобретать товар из первых рук. Однако централистская политика шаха нашла свое отражение и в области экономики. В частности, им проводилась политика монополизации купли-продажи шелка-сырца казной. Отмена монопольного права казны на торговлю шелком-сырцом в 1629 г., когда купцы получили возможность приобрести его из первых рук, привела к значительной активизации, частнокупеческой торговли на внутреннем и внешнем рынках.

Из стран Дальнего и Среднего Востока первое место во внешней торговле Азербайджана принадлежало Индии. Совокупность имеющихся исторических данных приводит к заключению, что ни одна страна мира не пускала в международный торговый оборот столь много разнообразных товаров, как Индия. Это способствовало значительному усилению позиций индийского торгового капитала во многих странах Востока, особенно в странах, входивших в состав Сефевидского государства.

В начале XVIIв. в связи с ухудшением политических отношений между Сефевидской державой и Могольской империей торговля с Индией на время почти прекратилась. Об этом со всей определенностью говорится в отчете царского гонца Ивана Брехова, отправленного к шаху Аббаса I в 1614 г.

Побывав в Шемахе и посетив шаха, вместе, с ширванским правителем Юсиф-ханом недалеко от Тифлиса, он пишет, что «ему ныне стала быть тесн­а от индейского … (правителя Джахангира, который) с шахом в недружбе … (индийские купцы) в Кызылбашскую землю не ездят, и (купцы) из Кызылбаш в Индию ездить не смеют, и потому … ныне в Кызылбашских землях всякие товары дороги».

Шах Аббас I вполне резонно опасался конкуренции индийских купцов, которая позже привела к разорению многих состоятельных купцов в Сефевидском государстве. Ж.Тавернье пишет, что поэтому он запретил им торговать в подвластных ему странах.

Однако это только на время остановило натиск индийского торгового капитала, который после смерти шах Аббаса I вновь занял прочные позиции в Сефевидском государстве. Индийские купцы обладали значительным капиталом и торговали почти во всех важных торговых центрах Азербайджана. Множество их торговало в Тебризе и Шемахе, хотя немало их было и в других городах Азербайджана.

Между правителями Азербайджана и Индии продолжалась практика, начатая по инициативе шаха Аббаса I во времена, когда Джахангир еще не был индийским императором, согласно которой с купцом, выезжающим во главе каравана, направлялись письмо и подарки для главы государства, куда этот торговец следовал. Купцам также поручалось приобрести различные ценности для своих правителей. И, как правило, и шах Аббас I, и император либо предоставляли запасы своих имперских складов, либо оказывали помощь в осуществлении этих заказов.

Из Индии в Азербайджан и другие страны Ближнего Востока ввозилось большое количество полотняных, шелковых и полушелковых тканей, различных драгоценностей, пряностей, благовоний и т.д. Но, пожалуй, самыми важными из предметов индийского ввоза в Азербайджан и сопредельные страны следует считать металлы, весьма необходимые для существования и развития многих отраслей ремесленного производства. В частности, важную роль играл, привоз из Калькутты высококачественной стали получившей в исторической литературе ошибочное название «дамасской».

Сефевидские правители придавали большое значение торгово-дипломатическим отношениям с Индией. Они отправляли многочисленные посольства ко двору индийских падишахов с миссией урегулирования, как политических, так и торговых отношений. Это нашло свое отражение в письмах сефевидских шахов индийским падишахам, принцам и прочим должностным лицам.

Из письма шаха Аббаса I индийскому принцу видно, что он послал в Индию своего торгового агента, «лучшего из купцов по нисбе Нахчивани», с подарками и товарами. Из письма так же следует, что тесные торгово-дипломатические отношения между двумя династиями и государствами существуют со времени Тимура.

Однако, как уже было отмечено, в дальнейшем, при правлении шаха Аббаса I политические и торгово-экономические отношения между Индией и Сефевидским государством значительно ухудшились и были нормализованы только после его смерти.

По твердому убеждению Ж.Тавернье, из Азербайджана в Индию вывозилось красильное сырье, в особенности марена. Город Азадабад и его окрестности являлись крупнейшими в мире производителями и поставщиками марены. По мнению автора, Азадабад обеспечивал мареной ткачество в Индии. Марена составляла главную статью дохода многих купцов Азербайджана, Ирана и Индии. Корабли, прибывавшие из Индии в Ормуз, на обратном пути брали полный груз марены, привезенной из Азербайджана.

Одну из главных статей дохода от торговли на внешнем рынке Азербайджана составляла торговля скотом. На базары Индии пригонялось большое количество верблюдов, лошадей, мулов и овец. Наибольшее количество лошадей и мулов отправлялось в Индию. Торговля ими приносила стране весьма большой доход.

По мнению сефевидского историка Мухаммад-Масума, наряду с дипломатическими визитами, индийские представители приезжали в Азербайджан по торговым делам: в частности, посольство Мир-Хумаи прибыло специально для покупки лоша­дей, которые пользовались большим спросом в Индии (9 апреля 1634 г.). Шах бла­госклонно встретил послов, устроив в их честь прием.

Краткость информации Мухаммад-Масума не дает возможность выяснить подробности это­го торга. Однако А.Олеарий рассказывает о недовольстве придворной знати, вызванном продажей лошадей. Он сообщает также о задержке посла Индии правителем Герата Хасан-ханом, который, отменив шахское распоряжение, оставил купленных лошадей у себя.

При шаха Сефи I наряду с дипломатическими визитами индийские представители приезжали в Азербайджан. Сообщение Мухаммад–Масума о послах представляет определенный интерес. Он сообщает известные имена индийских послов, побывавших в то время в Сефевидского Иране: Мир-Барака, Мир-Зариф, Мир–Хумай, Сафадар-хан.

Из сообщение Мухаммад–Масума известно, что помимо кратковременного визита шахского уполномоченного Мухаммад-Али бека при индийского дворе в течение нескольких лет постоянно находился представитель сефевидского шаха. Постоянное присутствие сефевидского посла, несомненно, влияло на отношения между странами и способствовало поддержанию между ними многосторонних связей.

По мнению И.К.Павлова, из данных Мухаммад-Масума становится ясно, что индийские представители приезжали к Сефевидам гораздо чаще, чем посланники шаха в Индию. Отчасти это можно объяснить тем, что Сефевидское государство в то время играло пассивную роль в торговле с индийским государством. Ж.Шарден сообщает, что в это время ввоз индийских товаров в Иран немного превышал вывоз.

Несмотря на это, в XVII веке Азербайджан вел оживленную внешнюю и транзитную торговлю. Ра­фаэль дю Ман, подразумевая страны, входившие в пределы Сефевидского государства, образно пишет: «Персия похожа на большой караван-сарай, который имеет только две двери, одна со стороны Турции…, а другая со стороны Бендер-Аббаса (в Иранском заливе), которая открывалась в Индию. Основными узловыми пунктами внутренней, внешней и транзитной торговли на территории Азербайджана являлся Тебриз, Шемаха и Ардебиль. Среди этих городов роль Шемахи в транзитной торговле заключалось в том, что город служил биржей и местом складирования европейско-азиатской, в частности московско-азербайджанской и московско-индийской торговли по Волжско-Каспийскому торговому пути. Путь этот проходил через Шабран-Дербент-Тарку-Астрахань, далее в Москву и обратно».

В XVII в. розничная торговля, обслуживающая, как правило, местное потребление было сосредоточена на городских базарах, в лавках, где каждый ремесленник или мелкий торговец, мог выставлять на продажу произведенный или приобретенный им товар. Необходимо отметить, что в этот период торговля на городских рынках Азербайджана находилась в руках местных купцов. Однако во второй половине XVII в. в область розничной торговли проникли индусу (мултаны) и русские и усилили в ней свои позиции евреи. Первые две группы как иностранцы торговали своими привозными товарами.

Как уже было отмечено, в XVII в. были установлены широкие торговые связи между Азербайджаном и Индией. Иные торговцы имели в Индии большие капиталы. В этом отношении проявляли большую активность индийские купцы, обосновавшиеся во второй половине века в городах Азербайджана.

Я.Стрейс говорит о большой торговле индусов в Шемахе. Индийские купцы (мултаны) в Баку, занимали значительные позиции в торговой жизни города.

В XVII в. индийские товары стали проникать в Западную Европу и Московию по Волжско-Каспийскому пути. В связи с этим Астрахань в XVII в. была центром торговли, связывавшей восточную торговлю с западной. Здесь жили купцы-индусы, которые вели крупную торговлю с русскими купцами и ездили с товарами в Иран и Азербайджан.

Купцы эти обосновались в Астрахани в первой четверти XVII в. Они прибыли из Азербайджана, где с давних пор находились их торговые колонии. По свидетельству А.Олеария и Ж.Тавернье, купцов-индусов в Сефевидском государстве было 10-12 тыс., а по словам Ж. Шардена, более 20 тыс. В Тебризе, Ардебиле, Шемахе, Баку, Сальяне и Ареше проживало много индийских купцов, поддерживавших тесные связи с Индией и торговавших изделиями индийских ремесленников.

Я.Стрейс в 70-х годах XVII в. видел за городом в Шемахе более ста баньян (баньян-название купца у индусов, в частности под этим названием известны индусские торговцы). Они владели значительными денежными средствами и, наряду с посреднической торговлей, играли роль банкиров-ростовщиков, ссужая крупные суммы денег под большие проценты азербайджанским и иранским феодалам.

Так, в 1666 г. в Шемахе индийские купцы меняли сефевидские деньги серебром. Индийские купцы вывозили из Московии и Азербайджана в большом количестве русские золотые и серебряные деньги. Торговля индийских купцов развивалась, несмотря на трудные условия переездов, как мо­рем, так и сушей.

На основании приведенных сведений источников можно отметить крупную роль индийских купцов, как деятельных посредников между Азербайджанским и средневосточным рынками, а также их участие в развитии товарно-денежных отношений в Азербайджане в ХV-ХVII вв.