Р.Мамедов
Земельные отношения во всей империи Сефевидов основывались на догмах ислама. Первым феодалом являлся сам шах, считавшийся, согласно мусульманскому праву, верховным собственником всех земель. Поэтому все указы о земельных пожалованиях исходили от имени шаха
Но это право собственности шаха стало в значительной мере номинальным. Фактически земли были наделены между несколькими группами собственников и лишь одной их частью непосредственно распоряжался шах.
Социально-экономической историей Азербайджана, в том числе периода правления Сефевидов, особенно много занимался И.П.Петрушевский. Среди других исследователей, занимавшихся темой феодальных отношений в государстве Сефевидов можно отметить Н.Фильрозе, В.В.Бартольда и других.
При сефевидах, по мнению И.П.Петрушевского, официально признавалось четыре вида землевладения: 1) земли казны — дивани; 2) собственные домены шахской фамилии — или просто хассэ, хасс; 3) земли, завещанные государством или частными лицами религиозным или благотворительным учреждениям — вакф; 4) частнособственнические земли — мюльк, иначе арбаби.
Земли первой и второй категорий, т.е. государственные земли — мемалек и земли короны — хассэ составляли в то время основную часть всех земель. Что касается хассэ — шахского домена, то он занимал особое место в государственном устройстве страны. По замечанию Б.Н.Заходера, «шахский домен образовывал как бы государство в государстве».
Третья категория земельной собственности, по мнению русских ученых, это так называемые церковные владения — вакфы, завещанные религиозным учреждениям. Они составлялись из земель, завещанных шахами и частными лицами, и занимали значительное место среди других видов земельной собственности.
Н.Фильрозе, ссылаясь на источник XVI в. пишет, что «церковные земли, даже приобретенные путем ложных документов, считались также неприкосновенными. Земли церкви священны в Персии. Никто не может их конфисковать за какое-либо преступление, которое совершили дарители, даже во время, предшествующее акту дарения».
Самым богатым из азербайджанских вакфов, Петрушевский называет вакф погребальной мечети шейха Сефиаддина и прочих сефевидов в Ардебиле.
Четвертая категория земель — частновладельческие, включала несколько видов собственности. К ним надо отнести земли арбаби, мюльк и хурдемалек. Наиболее отчетливое определение термина «мюльк» дано у Петрушевского: мюльк — это не связанный с государственной службой вид частного владения, «отчуждаемый и передаваемый по наследству».
Характерным для этого вида земельного владения является возможность его продажи. Мюльк как форма феодальной земельной собственности был известен в странах Ближнего Востока и до XVI в. Таким образом, мюльки отличались от прочих видов феодального землевладения двумя основными признаками: 1) их можно было продавать и покупать, как и передавать по наследству; 2) владение ими не было связано с обязанностью несения определенной государственной службы.
Таким образом, в связи с общей централизаторской политикой Сефевидов произошло перераспределение земельной собственности: расширился фонд государственных земель (дивани), а также лично шахских земель (хассе).
Кроме того, Сефевиды стали делать пожалования персидской и тюркской знати и служилым людям из гулямов, главным образом не в виде сойюргаля, а в виде тиюля, т.е. пожалование определенной части поземельного налога без прав наследственной передачи налогового и административного иммунитета.
В XVI-XVII вв. тиюль, который жаловался на период службы из фонда государственных земель, вытеснил сойюргаль. Распространение условное пожалование не устранило, однако, тенденций к феодальному сепаратизму и к превращению владельцев тиюлей в наследственных феодальных землевладельцев. К середине XVII в. большая часть земель дивани перешла во владении феодалов.
Шахские имения при первых Сефевидах были обширны, но особенно значительную земельную собственность сконцентрировал Аббас I (1571-1629). В составе личных владений шаха вошли все наиболее плодородные и экономически развитые провинции Сефевидов, составлявшие 2/3 территории страны.
Помимо шахского домена и фонда государственных земель значительные владения составляли земли вакф. Доходы с вакфных владений, порой превышали доходы самого шаха.
В это время постепенно расширялось частное землевладение — мюльк, которое не было связано с несением государственной службы, но мулькадары отдавали в казну 1/10 поземельной подати. Контроль за поступлением десятины вели чиновники дивана государственных земель.
В руках представителей новых привилегированных прослоек, среди которых было купечество, сосредотачивались значительные денежные капиталы, которые вкладывались не только в торговлю и ростовщичество, но также использовались на покупку полей или для освоения невозделанной земли путем ее орошения.
По материалам журнала «История и ее проблемы»