Л.Соловьева
С точки зрения специалиста-этнографа Азербайджан представляет собой один из интереснейших регионов Кавказа. Он отличается удивительным многообразием локальных вариантов материальных и духовных компонентов культуры, поэтому работа в «этнографическом поле» Азербайджана всегда приносила интересные и богатые результаты.
Во второй половине ХХ в. многие сотрудники сектора (впоследствии отдела) Кавказа Института этнографии АН СССР (позднее – Институт этнологии и антропологии РАН) неоднократно проводили этнографические исследования в различных регионах Северного и Южного Кавказа, в том числе и в Азербайджане. К их числу относятся Н.Г.Волкова, В.П.Кобычев, Н.Д.Пчелинцева, А.Г.Трофимова, Г.А.Сергеева и др.
Нередко при этом экспедиционная работа велась совместно с азербайджанскими этнографами. Следует отметить, что в те годы контакты между этнографами- кавказоведами из Москвы и Ленинграда с азербайджанскими коллегами были постоянными и довольно интенсивными.
Особенно значительный вклад в изучение этнографии Азербайджана внесла Александра Григорьевна Трофимова (1924– 1973). После учебы на историческом факультете Московского государственного университета, где она специализировалась по этнографии народов Кавказа, А.Г.Трофимова закончила аспирантуру (1949–1952) Института этнографии АН СССР. В 1953 – 1957 годах она работала в Баку старшим научным сотрудником Института истории АН Азербайджанской ССР.
Затем она вернулась в Москву и, будучи сотрудником сектора Кавказа Института этнографии, продолжала заниматься этнографией народов Азербайджана и Дагестана. Сфера ее научных интересов была довольно широкой: ее привлекали различные аспекты материальной культуры, семья и семейная обрядность, религиозные верования, традиционное хозяйство.
А.Г.Трофимова активно участвовала в работе этнографических экспедиций. При этом большое внимание она уделяла фиксации тех артефактов, которые ей удавалось увидеть в «поле», в местных музеях, на улицах селений и городов.
В поездках по Азербайджану ее неоднократно сопровождал фотограф с большим опытом полевой работы Георгий Ахиллесович Аргиропуло, многие годы трудившийся в Институте этнографии.
Различные материалы А.Г.Трофимовой попали в Архив ИЭА РАН и в отдел Кавказа — это результаты ее экспедиционной деятельности: отчеты об экспедициях, полевые дневники, полевые записи, фотографии и т.д.
В частности, фотоматериалы А.Г. Трофимовой отражают многообразие жизни и деятельности не только сельских жителей Азербайджана, но сцены быта и повседневной жизни в небольших городах (например, в г. Губа женщины в черных покрывалах идут на похороны; портреты горожан; женщины с ребенком на автобусной остановке и др.).
Некоторые фотографии запечатлели А.Г. Трофимову во время работы с информантами, в ходе бесед с жителями города, с работниками музеев. Как истинный этнограф, она умела найти общий язык с каждым, кого встречала во время экспедиционной работы.
Широко были представлены на фотографиях традиционные орудия труда (молотильные доски, серпы, косы, лопаты, вилы, секачи и т.д.); жилые и хозяйственные постройки, старинные бани, мечети; виды селений и усадеб; надгробные памятники; старинные городские дома (города Губа, Шуша); современная и старинная женская и мужская одежда и обувь, украшения, разнообразные способы повязывания женских платков; разнообразная домашняя керамическая, металлическая, деревянная утварь и предметы обихода.
Серии фотографий были посвящены гончарному промыслу в с. Еникенд Губинского р-на (приготовление глины, изготовление кувшинов на гончарном круге, портреты мастеров); этапам приготовления традиционной пахлавы в кондитерской (г. Губа); различным моментам свадебной церемонии (женщины с подарками идут на свадьбу, жених с музыкантами отправляется в тойхану и др.).
Зафиксированы были также разнообразные амулеты (рога животных, бусины, «амулеты для нового дома»), «святые места», пиры, культовые предметы, связанные с мусульманской религией (дервишский «кешкюль», намазлык, привезенный из Кербелы, «турбэ» и др.).
Часть зафиксированных на фотографиях сцен имела постановочный характер – демонстрация мужчинами и женщинами старинных нарядов (нередко это экспонаты местных музеев), семейные фотографии и т.д. Но большинство бытовых сцен – то, что фотограф увидел на дороге (местные жители; транспортировка различных грузов на осле, лошади), на яйлаге (дойка овец; пастух со стадом), у источника (женщины и девочки с кувшинами, мальчики перевозят воду на ослах).
Фотоархив А.Г. Трофимовой отражает также этническое многообразие населения Азербайджана: она собирала полевые материалы не только среди азербайджанцев, но и среди лезгин, татов, хыналыгцев, горских евреев, русских.
Рассматриваемые фотографии отразили также одну из черт традиционного сельского быта того времени – активное участие детей в повседневной трудовой жизни семьи: девочки, которые несут воду в традиционных металлических и керамических кувшинах, пекут лепешки, нянчат малолетних братьев и сестер, а также мальчики, которые перевозят сено, дрова и другие грузы на осликах.
Некоторые снимки запечатлели возвращение детей из школы – с книгами или портфелями в руках; мальчика, который идет на занятия в кружок народных инструментов и т.д.
Несомненно, фотографии экспедиций А.Г.Трофимовой представляют собой весьма ценный этнографический источник, отражающий разнообразные стороны быта и культуры населения нескольких регионов Азербайджана.
Безусловно, Александра Григорьевна Трофимова планировала активно использовать эту фотоколлекцию в своих дальнейших изысканиях, посвященных этнографическому изучению Азербайджана. Какими могли быть ее исследовательские планы, можно лишь предполагать. К сожалению, ее безвременный и неожиданный уход из жизни не позволил этим научным планам осуществиться.
По материалам науч. конференции “Путешествие из современного Азербайджана в историческое государство Ширваншахов”.Источник фото: Научный архив отдела Кавказа ИЭА РАН