С.Т.Самедова
Конец 11 тыс. до н.э. на территории древнего Азербайджана характеризуется началом этапа разрушения родоплеменного строя. Этот процесс достигает своего апогея в античную эпоху (в к. 1 тыс. до н.э.), когда, по сообщению Страбона, племенные цари стали подчиняться единому, в военном и экономическом плане, сильному царю.
По сообщению того же Страбона, для сохранения царского наследования в своем роду, усиления власти и независимости своего государства, правителем Атропатены Атропатом и последующими его наследниками устанавливались не только дипломатические связи, но заключались также династические браки с царствующими семьями ближних и зарубежных государств.
Так, из истории известно, что Атропат породнился с одним из ближайших соратников македонского царя Пердиккой, выдав за него свою дочь. Другим примером из истории исследуемого периода является помолвка сына Антония и Клеопатры (Александр) с дочерью (Иотопа) царя Атропатены Ариобарзана, будучи еще в младенческом возрасте.
Этот пример из истории дает некоторое основание для предположения существования в античную эпоху другой формы брака — «люлечное обручение». Народный эпос «Деде Коркут» свидетельствует о существовании такого рода брака в средневековом обществе.
С появлением частной собственности, усилением процесса социальной дифференциации в обществе, происходит формирование первейшей ячейки общества – семьи. Однако, брак не представлял собой одну из форм экономических отношений общества, хотя играют они внутри брачных отношений определенную роль.
Как и во все времена, так и в античную эпоху, семья представляла собою социально-этническую общность людей, и потому, в ней отражались все стороны общественной жизни – экономическая, нравственная и идеологическая. С оформлением брачных отношений образовалась еще одна сторона общественной жизни юридическая, основанная на морально-этических категориях, изложенных в «Авесте», священной книге зороастрийской религии.
В исследуемое время основной формой брака являлась моногамия. Однако, в источнике имеется сведение о существовании полигамных отношений в горных местах Мидии. И потому, можно предложить, что в равниной части Мидии, в Атропатийской Мидии дело обстояло несколько иначе, а именно, в целом, в обществе, существовали моногамные семьи, а полигамия существовала у племенных вождей, царей.
Здесь, следует отметить, что в исследуемое время, Мидийская Атропатена исторически больше тяготела к Северному Азербайджану. В связи с этим историческим обстоятельством, сообщение Страбона о том, что обряды и обычаи у мидян, персиян сходны, можно лишь частично соотнести к Мидийской Атропатене.
Далее в главе о Мидии, он отмечает, что «более общим является многоженство царей».Таким образом, на древней территории Ирана полигамия была известна до распространения ислама. Согласно приданию, сам пророк Зороастр был женат трижды, был отцом большого семейства, имел троих сыновей и дочерей.
Позже, в ходе становления зороастризма как государственной религии, когда «Авеста» была канонизирована, в проблеме семейно-брачных отношений мы наблюдаем противоположное: моногамные отношения в семье были узаконены, а полигамия стала осуждаться и искореняться.
К сожалению, о семейно-брачных отношениях и свадебных обрядах Албании в античных источниках нет никаких сообщений. Можно лишь предположить на основе вышеперечисленных предпосылок процесса образования семьи и усилившегося влияния зороастрийской религии на территории античной Албании, что здесь существовали моногамные семьи.
Что же касается средневековых источников, то в народном эпосе «Деде Коркут» отсутствует какое-либо сообщение о полигамии и более подробно описывается процесс заключения брака.
В «Авесте» говорится, что для вступления в брак необходимо заключение брачного контракта. В брачные отношения разрешалось вступать с 15 лет. Долгом родителей или опекуна девочки было выдать ее замуж и без их согласия не разрешалось выходить замуж. Родители до замужества готовили приданое своим дочерям. Безбрачие и абсолютное целомудрие по «Авесте» считалось грехом. Семьи должны были быть моногамными, развод запрещался, за исключением случаев бездетности пар в течение семи лет. Брак предполагал исключительно чистые отношения и мог быть заключен только между верующими.
О моногамных отношениях в семье говорят также и археологические раскопки. Так, например, на основе антропологических исследований и данных инвентаря среди обнаруженных погребений в Албании были выявлены парные захоронения мужчин и женщин. В одном из ям сырцовых погребений были обнаружены две гробницы, где головы костяков обращены на восток лицом к лицу. В богатых срубных погребениях также были обнаружены парные захоронения мужчин и женщин.
Наряду с религиозными праздниками, обрядами и церемониями существовали обряды, которые носили семейный характер. По всей вероятности, согласно источнику, у существовавших 26 племен на территории античной Албании имелись отличия ни только в языке, но и в обрядах, в том числе и свадебных. Этнографические исследования отражают тот факт, что, в целом, несмотря на сходство свадебных обрядов, их элементов, они в различных районах Азербайджана имеют свои особенности, отличаются уникальностью, самобытностью.
Вероятно, в античную эпоху на территории Азербайджана, как и у многих народов мира в древние времена, свадьбы являлись самыми массовыми и знаменательными событиями и развивались в три этапа – предсвадебный, свадебный, послесвадебный.
Многие из примет, связанных со свадебным обрядом, берут свое начало с древних времен, а некоторые из них еще раньше, с первобытной религии. Со временем все это нашло свое отражение в литературных произведениях, в народных мифах сказаниях. Некоторые поверья, приметы и связанные с ними обряды со временем трансформировались и получили иную смысловую значимость.
Так, например, в районах и деревнях имелся обряд, когда молодые парни на красивых конях скачут перед кортежем молодоженов, состязаясь как бы в игре, кто первым принесет весть о прибытии невесты в дом жениха. Прибывший первым в дом жениха скакун получал подарок от родителей и близких жениха.
Однако, в этом обряде усматривается нить, которая тянется в глубокую древность. Из народного фольклора известно, что солнце, свет и конь имеют мифологическую связь. Поэтому, когда злые духи опускаются на землю с наступлением ночи и видят впереди свадебного кортежа скачущих коней, то удаляются от него и не могут принести зла.
Очень много древних примет, поверий существуют с образом невесты, которая должна особо оберегаться от сглаза и злых духов на всех этапах свадебного обряда и церемониях.
Так, например, женщина, которая стегала постельные принадлежности невесты, должна была быть уважаемой в обществе женщиной, иметь детей, обладать доброй аурой, веселым нравом. В обряде « paltar kesti », женщина-закройщица свадебного наряда невесты, должна была обладать теми же качествами. В «хонче» в подарках и сладостях, приносимых со стороны жениха для невесты должны были находиться такие предметы быта как иглы, ножницы, нити. Все эти предметы должны были быть новыми и чистыми.
Бесспорно, указанные предметы носят в себе тайный древний смысл. По народному поверью, в создании новой жизни, семьи, старые грязные предметы приносят неприятности, склоки. Так, например, по своей распространенности среди орудий труда заметное место занимают ножницы. Вероятно, ножницы, помимо хозяйственного назначения, имели обрядовое, ритуальное значение.
Во время проведения свадебной церемонии «paltar kesti» женщина-швея произносила четверостишие, где упоминаются ножницы и его звон. Иглы и нити также являлись символическими предметами, «связывающие» супружеские пары, по народным представлениям, «навечно»..
Со свадебными обрядами тесно связаны этические представления народа. Так, например, по народным поверьям, нельзя было назначать сватовство на четверг, так этот день – день почитания предков.
Существовало также поверье, когда молодым, зрелым людям нельзя сидеть в углу стола. Это поверье также связано с анимистическими представлениями. Души предков подходят к столу с яствами для угощения с углов стола, когда эти углы заняты, они гневятся и льют проклятья на того, кто сидит в углу. Отсюда и пошла примета, если молодые люди садятся в угол стола, то им суждено будет еще семь лет вести холостой образ жизни.
Согласно этнографическим исследованиям, фольклорным и источниковым данным, в свадебных обрядах древних предков азербайджанцев также существовали песнопения и танцы, игры, различного рода спортивные состязания, гадания.
Накрывались столы с традиционными блюдами и напитками, свадебная церемония, вероятно, также управлялась самым уважаемым человеком в роду (в народе такой человек именуется – sarpayi).
По материалам журнала Археология и Этнография Азербайджана