Хадиджа Ибрагимова
Ведущих представителей азербайджанского изобразительного искусства 20-30-х годов минувшего столетия объединяет ряд особенностей.
Первая особенность состоит в многогранности таланта: они стремились выразить себя в живописи, книжной графике, плакатном искусстве, сценическом оформительстве. Вторая особенность состоит в том, что все они прошли трудный эволюционный путь от экспериментов в области новаторских течений XX века до классического реализма, академически точной передачи натуры.
Это в большей мере следствие усиления в конце 20-х годов идеологизации всех сфер жизни, в том числе и культуры, когда власти стремились контролировать не только образный и художественный аспекты, но и содержание, сюжет художественных произведений. Тем не менее, большинство работ, созданных этими художниками в 20-30-е годы, составляют яркую страницу в истории азербайджанского искусства.
Одним из выдающихся представителей плеяды азербайджанских художников 1920-30-х годов был Газанфар Халыгов, народный художник республики. Он родился в 1898 году в Баку, и, подобно многим художникам, начинал свой путь в искусство в стенах Бакинского художественного училища, одним из первых выпускников которого ему выпало быть.
Здесь Г.Халыгов получил фундаментальные познания в таких областях, как классическая анатомия, техника работы с масляными красками, графика, история искусств. В дальнейшем он учился в ведущих учебных заведениях Москвы и Ленинграда, где обрел профессиональные навыки, а затем брал уроки у преподавателей, направленных в Азербайджан для подготовки национальных кадров.
Необходимо указать, что наряду с учебой по специальности Г.Халыгов имел ценнейший опыт работы в знаменитом сатирическом журнале «Молла Насреддин», первом издании такого рода на всем мусульманском Востоке. Этот журнал, возглавляемый видным азербайджанским писателем и публицистом Джалилом Мамедгулузаде, объединял вокруг себя плеяду интеллигенции, которая стремилась к прогрессу своего народа.
В журнале активно сотрудничал замечательный художник Азим Азимзаде, который, безусловно, немало повлиял на молодого Газанфара как в плане творчества, так и в плане жизненной позиции. Да и в целом атмосфера редакции, царивший здесь дух гражданственности не могли не оказать мощного влияния на мировоззрение молодого художника.
Общение с видными деятелями азербайджанской культуры значительно расширилообщий кругозор Халыгова. Не случайно позже современники особо отмечали обширные познания Г.Халыгова в области классической литературы и азербайджанского искусства, и в целом культурного наследия. Сотрудничество с журналом явилось фактором, которое определило дальнейший характер творчества художника в сфере книжной графики и плакатного искусства.
Итак, в конце 30-х годов Газанфар Халыгов приступил к самостоятельному творчеству. В этот период азербайджанские художники находились в поиске собственного почерка, сочетая при этом национальные художественные традиции с традициями европейского изобразительного искусства. Многие из этих художников, в том числе и Г.Халыгов, позже выдвинулись в число видных деятелей азербайджанской культуры.
В 1934 году в Баку была проведена широкомасштабная выставка искусств, посвященная 1000-летию великого поэта Востока Фирдовси. Наибольшее место на выставке было отведено изобразительному искусству. Здесь было выставлено табло Г.Халыгова «Похороны Фирдовси», созданное в духе легенды, согласно которой поэту не суждено было при жизни увидеть славу и богатство.
На картине султанский караван с дарами въезжает в городские ворота, а из других ворот выходит похоронная процессия, везущая умершего поэта на кладбище. В этой работе особенно явственно проявляется преемственность традиций, связанных с искусством восточной миниатюры. Вертикальное напластование планов, контурно-штриховое строение натуры, декоративная организация цветовой композиции, создающей пластическую структуру табло, — все это достаточно известные, веками применяемые в азербайджанском искусстве приемы.
К сожалению, этот этап азербайджанского изобразительного искусства оказался кратким и под прессом официальных критических нападок довольно быстро сошел на нет. Но этот этап доказал наличие в Азербайджане художников, ищущих собственный путь в искусстве.
Следующий значительный творческий успех Г.Халыгова – портрет Низами Гянджеви, созданный на соискание конкурса, который был объявлен в 1939 году к 800-летию великого азербайджанского поэта. Победителем стал Г.Халыгов, чья работа со временем настолько утвердилась в общественном сознании, что иным Низами никто себе не представляет. Портрет решен в классическом академичном стиле и ярко демонстрирует высокое мастерство автора в этом стиле, проявляя в то же время значительную интеллектуальную работу, проделанную художником при работе над образом.
Наряду с живописью, художник в середине 30-х годов начал плодотворно работать и в области книжной иллюстрации. Безусловно, очень кстати пришлись ему в этом опыт, накопленный еще в молодости при работе в журнале «Молла Насреддин», а также интерес к восточной поэзии. Г.Халыгову принадлежат иллюстрации к героико-патриотической поэме М.Сейидзаде «Наргиз», изданной в 1935 г. «Азернешром» отдельной книгой. Эти иллюстрации можно назвать лучшим образцом довоенной книжной графики.
Большинство исследователей творчества Г.Халыгова сходится на том, что в этих работах художник искусно использовал свои знания в области средневекового книжного оформления. Об этом свидетельствует цветовая палитра, тонкий орнамент, общая пластика изображения, очень естественное сочетание узоров и изображения.
В этот же период художник работал и над другими сериями иллюстраций, среди которых стоит особо отметить иллюстрации к поэме Шоты Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и сборнику газелей Алиаги Вахида, созданные в 1937 году.
Но наиболее яркой страницей творческой биографии Г.Халыгова следует считать иллюстрации к творениям гениального азербайджанского поэта и философа Низами Гянджеви. В 1940 году художник выполнил иллюстрации к юбилейному изданию произведений Низами, которые увидели свет уже в 1947 году, а в 1953-м – к поэме «Искендер-наме». В обеих сериях художник работал в классическо-реалистическом стиле, со сложными ракурсами, детальной разработкой украшений, элементов интерьера и экстерьера, отдельными сложнейшими композициями. Этот стиль с его героико-патриотическим пафосом соответствовал духу того времени.
Особенно достоверны иллюстрации к поэме «Хосров и Ширин», в первую очередь посвященные одному из главных ее героев Фархаду, и к поэме «Искендер-наме», повествующей об Александре Македонском. Эти иллюстрации выполнены в различной технике – акварелью, углем, но тем не менее их объединяют общие стиль и выразительные особенности.
Иллюстрации к сборнику стихотворений классика средневековой азербайджанской литературы Хагани Ширвани отражают различные этапы биографии этого поэта, который прожил сложную жизнь, ощутил и гнев, и милость венценосных особ. Художник создал серию характерных психологических портретов Хагани в свободном стиле, которые, безусловно, относятся к числу лучших образцов азербайджанской графики.
В годы Великой отечественной войны Г.Халыгов создал ряд произведений героико- патриотического характера. Среди них необходимо отметить потрет углем героя народного эпоса Кероглу, созданный в 1943 году, и конный потрет того же персонажа 1944 года. Последняя работа схожа по стилю и по духу с иллюстрациями художника к произведениям Низами: и здесь мы видим те же героический пафос, сложные ракурсы, монументальность.
В военные годы Г.Халыгов плодотворно работал также в жанре политического плаката, создав более сотни сатирических плакатов антифашистского содержания. Несомненно, здесь ему немало пригодился опыт работы в журнале «Молла Насреддин». То же самое можно сказать и относительно его сотрудничества с республиканским сатирическим журналом «Кирпи», которое установилось в 1952 году. В этом журнале сложился коллектив, состоящий из опытных и молодых писателей и художников- карикатуристов.
Наряду с корифеями азербайджанской карикатуры Исмаилом Ахундовым, Газанфаром Халыговым, Амиром Гаджиевым, здесь трудились молодые талантливые Н.Исмайлов, З.Керимбейли и другие. Такой сплав опыта и молодости породил творческую атмосферу, которая закономерно сформировала неповторимое лицо этого издания. Многогранный талант Газанфара Халыгова проявился также в области разработки эскизов костюмов в театре и кино.
Наиболее запоминающейся его работой в кинематографе стало создание костюмов для детского художественного фильма «Волшебный халат» (1964). В области театрального костюма наиболее значительной его работой была разработка эскизов для опер У.Гаджибекова «Кероглу» и Р.Глиэра «Шах Сенем», которые демонстрировались в 1937 г. на декаде азербайджанской культуры в Москве.
Творческим успехом стали и костюмы для членов танцевального ансамбля Азербайджанской государственной филармонии. В этих работах ярко проявилось умение художника адаптировать традиционные народные костюмы и элементы народного прикладного искусства к задачам современного сценического оформления.
Газанфар Халыгов – художник незаурядного таланта, несомненно, занимает выдающееся место в истории азербайджанского изобразительного искусства XX века. Во всех жанрах, к которым он обращался, им созданы значительные произведения искусства.
По материалам журнала IRS Наследие