Вахид Шукюров
Муртуза Мухтаров родился в 1855 году в бакинской деревне Амираджан, и со временем превратился в видного представителя национальной азербайджанской буржуазии и нефтяной промышленности.
Мухтаров был не только крупным бакинским нефтепромышленником, одним из тех, кто создавал нефтяную индустрию Баку на рубеже XIX и XX веков, но и меценатом. Благодаря своему трудолюбию он прошел весь путь от простого рабочего до известного во всей Российской империи миллионера.
Архитектурное наследие, оставленное Мухтаровым, очень широко и многогранно. Одним из самых ярких творений, созданных при его помощи и поддержке, является мечеть во Владикавказе.
В этом городе в 1902 г. состоялась закладка мусульманской мечети. Так было положено начало сооружения одной из достопримечательностей Владикавказа – мечети, также известной как мечеть Муртуза Мухтарова.
Мусульмане Владикавказа давно собирались построить в городе мечеть. Но это было дело дорогостоящее, а достаточно богатых спонсоров в Терской области на то время не было. В 1894 году, как говорилось в газете «Терские ведомости», «мусульмане города ходатайствовали перед начальником Терской области о разрешении производить сбор на постройку мечети среди всего магометанского населения области».
Долго выбиралось и место для мечети. После всех согласований и утверждений было разрешено выстроить мечеть на пустом участке берега реки Терек.
Строительство мечети было начато, но денег ощутимо не хватало. Тогда владикавказские мусульмане решили обратиться за помощью к бакинскому нефтяному миллионеру Муртуза Мухтарову. Тут также надо отметить, что женой Мухтарова была дочь генерала Хамби Асламбековича Туганова – Елизавета, осетинка по происхождению, семья которой жила во Владикавказе. Подробно расспросив о мечети, Мухтаров согласился помочь.
В газете «Приазовский край» сообщалось, что «строительство мечети обошлось в 80 тысяч рублей, из них более 50 тысяч внёс азербайджанский миллионер-нефтепромышленник, видный на Кавказе меценат Муртуза Мухтаров». Архитектором проекта являлся Иосиф Плошко. Сам Плошко, будучи архитектором польского происхождения, был приглашён в Баку другим знаменитым архитектором Юзефом Гославским. В начале своей карьеры в Баку он занимал место участкового управы, а со временем занял должность городского архитектора. На рубеже веков Иосиф Плошко раскрылся как один из лучших и успешных архитекторов Азербайджана. Его талант в равной степени блестяще проявился в гражданской, промышленной архитектуре, в административно-общественных и культовых сооружениях. Надо отметить, что именно он является автором особняка Мухтарова в Баку – оригинального здания в стиле венецианской готики, который позднее стал известен как Дворец Счастья.
Архитектуру владикавказской мечети многие сравнивали с архитектурой каирских мечетей X-XIII веков. Например о данном сходстве говорил в 1929 году художник-график А.Хохов. Искусствовед, архитектор, доктор искусствоведения, заместитель директора Института архитектуры и искусства АН Азербайджанской ССР А.Саламзаде в ответе на просьбу помочь в атрибуции памятника писал: «Архитектура и декоративное убранство Владикавказской мечети носит характер, подражательный египетской архитектуре X-XIII вв., в частности, она близка к знаменитой Аль-Азхар 970-972 гг. Но архитектор использовал только некоторые элементы каирского зодчества».
Здание мечети было сооружено из белого известняка, привезенного на место строительства из окрестностей Баку, и облицовано кирпичом. Позже азербайджанские исследователи выяснили и имя художника, работавшего с архитектором И.Плошко – Франц Долежаль, чех по национальности, известный специалист в своей области. Именно он занимался украшением и декором мечети. Также был приглашен человек из Египта, который занимался росписью арабского слога. Важно отметить, что площадка балкона верхнего этажа и опоры были сделаны из железобетона, причем в России его использовали впервые.
14 октября 1908 года, в первый день Орудж-Байрама, состоялось открытие и освящение выстроенной на левом берегу реки Терек мечети. Молебствие совершал мулла Ахунд, приехавший с Муртузой Мухтаровым. В этот же день в честь этого знаменательного события Мухтаров устроил угощение для 800 арестантов Владикавказской тюрьмы. Уполномоченные от суннитского прихода города Владикавказа генерал-лейтенант Инал Кусов и полковник Идрис Шанаев постановили выразить Мухтарову от имени всех мусульман Владикавказа искреннюю благодарность и решили назвать мечеть «Джума-мечеть Мухтарова».
Несмотря на то, что соборная мечеть была возведена в некотором отдалении от центра, продуманное расположение на высоком обрывистом берегу Терека, на линии берегового откоса, отличная обозреваемость из многих районов города сделали это архитектурное сооружение великолепным силуэтным ориентиром. Особенно это ощущалось в период, когда застройка прилегающего района была, в основном, одноэтажной. Мухтаров и в дальнейшем помогал владикавказским мусульманам, также участвовал в строительстве ограды вокруг мечети со стороны Терека в 1910 году.
Со дня открытия Владикавказская мечеть действовала до 1933 года. В 1934 году городской совет принял решение об ее уничтожении. Народная история, в отличие от официальных документов, сохранила яркие факты, свидетельствующие о степени опасности, нависшей над выдающимся памятником архитектуры.
Когда в 1934 году власти вознамерились снести мечеть, этому воспротивилось местное мусульманское население, а командир 25 татарской роты Биткенеев отдал приказ своим воинам встать на защиту мечети. Властям пришлось уступить и дать мечети статус памятника архитектуры. Позже здесь размещались Дом культуры, Рабочий Клуб, Антирелигиозный Музей.
С 1948-го по 1964-й годы в мечети находился отдел природы Музея краеведения. Полная научная реставрация живописного декора мечети проводилась в 1966–1969 гг. специалистами Ленинградского объединения «Реставратор» под руководством А.Ступина. Детальное исследование мечети в процессе реставрации привело Ступина, художника-реставратора с богатейшим профессиональным опытом, к утверждению, что Владикавказская мечеть – единственный в стране историко-архитектурный памятник не похожий ни на одну из мечетей мира.
В 1994 году здание мечети было передано Духовному управлению мусульман Северной Осетии.