Как в Баку ставили советский памятник несоветскому М.Ф.Ахундову

О.Буланова

Баку издавна славится своими парками, садами и скверами. В свое время, в скверике имени Мирзы Фатали Ахундова был открыт памятник великому просветителю и писателю. Произошло это в далеком 1930 году, но обо всем по порядку.

Автором памятника стал советский скульптор Пинхос Сабсай (1893-1980), народный художник СССР и АзССР, лауреат Сталинской и Государственной премий.

Пинхос Сабсай родился в Одессе, окончил по первому разряду Одесское художественное училище и был вне конкурса принят на скульптурное отделение Петербургской академии художеств. Но началась Первая мировая война, и Сабсай был призван на военную службу. Демобилизовавшись в 1918 году, Сабсай возвращается в скульптурную мастерскую Одесского института изобразительного искусства и там же начинает свою педагогическую деятельность.

Уже в 1918 году талантливый молодой человек исполнил несколько скульптурных портретов В.И.Ленина, монументальный барельеф «Труд», украсивший фасад Красноармейского театра в Одессе, и несколько других работ. Затем он возвращается в город на Неве — для продолжения своего прерванного войной образования и в 1925 году оканчивает академию, которая называется теперь Высшим художественно-техническим институтом.

В следующем, 1926 году Сабсай переезжает в столицу Азербайджанской ССР — Баку, и с этого времени все творчество скульптора неразрывно связано с Азербайджаном. С 1928 года он преподает в Бакинском художественном училище имени Азима Азимзаде, работает над монументальной скульптурой, барельефом.

В 1932 году Пинхос Сабсай выполняет 22-метровый многофигурный барельеф, состоявший из 55 фигур, под названием «От физкультуры к труду и обороне», предназначенный для бакинского Дворца физкультуры.

В 1933 году из-под его резцы выходит ряд барельефов для фойе Бакинского рабочего театра (позднее Театр русской драмы имени Самеда Вургуна); в 1937 году он создает двенадцатиметровый барельеф «Ударники бурения», посвященный бакинским нефтяникам.

П.Сабсай

Кроме многофигурных композиций, Пинхосу Сабсаю поручают выполнить памятники — В.И. Ленину (в Баку и Краснодаре), революционерам — Степану Шаумяну и Сергею Кирову в Баку. Скульптурный портрет Кирова в полный рост был в 1939 году установлен в Нагорном парке, получившем имя Кирова. За эту работу в 1942 году скульптор был удостоен Сталинской премии.

Тематика работ Пинхоса Сабсая довольно разнообразна. Среди скульптурных портретов можно найти портрет великого русского поэта А.С.Пушкина, потрет знаменитого бакинского нефтяника М.П. Каверочкина, Героя Социалистического труда, портреты революционеров, рабочих, деятелей культуры.

Позднее, творчество Пинхоса Сабсая расценивалось критиками как типичный соцреализм. Однако даже критики вынуждены признать, что все работы Сабсая сделаны мастерски, так как скульптор был очень талантлив, его образы крайне выразительны и наполнены глубоким смыслом.

Большинство работ скульптора не сохранилось. Какие-то морально устарели, какие-то были демонтированы — как практически все памятники Ленину, как бакинские памятники Кирову, Шаумяну и т.п.

Что касается памятника Мирзе Фатали Ахундову, то он получился очень выразительным, что явно прослеживается в образе великого просветителя особым достоинством, благородством и душевной красотой. Все эти качества М.Ф. Ахундова Пинхосу Сабсаю удалось блестяще уловить и не менее блестяще отразить.

Памятник Мирзе Фатали Ахундову был торжественно открыт в 1930 году в одноименном сквере. Памятник стал трижды первым: это была первая крупная работа 35-летнего Сабсая, первый бронзовый монумент в Азербайджане и первое воплощение образа азербайджанского просветителя и писателя в изобразительном искусстве.

Появлению памятника прошествовала такая история: 14 мая 1928 года коллегия Народного комиссариата просвещения в связи с пятидесятилетием со дня смерти Мирзы Фатали Ахундова обратилась с ходатайством в Бакинский совет и правительство Азербайджанской ССР о присвоении новому скверу, который был недавно заложен у здания Наркомзема, имени Ахундова и об установлении в этом же сквере монументального скульптурного портрета просветителя и писателя.

Ходатайство было сразу же удовлетворено. Для сооружения памятника была выделена немалая по тем временам сумма — 13 тысяч рублей. Работу по созданию памятника поручили молодому талантливому скульптору, преподавателю художественного училища. Некоторые историки искусства утверждают, что это был риск, но власти пошли на него, однако не стоит забывать, что за плечами Сабсая к тому времени уже был скульптурный портрет Ленина, а вождей в те времена кому попало ваять не поручали.

Работая над памятником М.Ф. Ахундову, Пинхос Сабсай внимательно изучил произведения писателя, его творческое наследие и жизненный путь, а также все фотографии великого азербайджанца, которых было совсем мало.

Сабсай долго искал решение памятника. Ему хотелось, чтобы образ соответствовал внутреннему миру выдающегося человека, не был пафосным и плакатным. В итоге М.Ф. Ахундов был изображен сидящим в кресле в спокойной позе. В руках писателя была раскрытая книга, лежащая на коленях. Взор Ахундова устремлен вдаль, лицо задумчиво… Иными словами — ничего советского.

Возможно, это и позволило памятнику моментально стать любимым в народе. Многие бакинцы вспоминали, что садик сразу же стал обожаемым местом для прогулок, а достаточно монументальная фигура никак на них не давила — наоборот, добавляла уюта.

Любопытно, каким образом Сабсай искал натурщика. Да, у него были фотографии Мирзы Фатали Ахундова, описание его внешности, он представлял примерное телосложение писателя. Но нужен был какой-то живой человек, который помог бы воплотить в жизнь задумку скульптора. Можно было бы, конечно, взять любого натурщика, посадить его в нужную позу и на этом успокоиться, но Сабсаю хотелось наполнить памятник внутренней жизнью.

Пинхос Сабсай был немного знаком с одним бакинским интеллигентом «из бывших» — с профессором биологии Фатуллой беком Рзабековым (1885-1968). Он был инициатором создания и первым директором Азербайджанского мужского педагогического института, созданного в 1919-1920 годах.

Истинный интеллигент с богатым внутренним миром и тонким чувством юмора, обладатель сильного, но негромкого голоса, колоритной внешности и больших красивых кистей рук Фатулла бек Рзабеков привлек внимание Пинхоса Сабсая, и скульптор уговорил его позировать для создания памятника другому выдающемуся азербайджанскому интеллигенту. С первых же сеансов Сабсай понял, что не прогадал в выборе натурщика: огромное обаяние, сдерживаемый темперамент, внутренняя напряженность при полном внешнем спокойствии позволили сделать памятник необычайно выразительным.

Работа по сооружению памятника была завершена к десятилетию установления в Азербайджане советской власти, и 2 мая 1930 года состоялось его торжественное открытие. На открытии присутствовала вся партийная верхушка, деятели культуры, представители прессы.

Бронзовая фигура М.Ф. Ахундова была установлена на широком и невысоком ступенчатом пьедестале в виде параллелепипеда. Общая высота памятника вместе с пьедесталом составляла около пяти метров, вес композиции — 16 тонн. На правой грани пьедестала латиницей была выбита и залита золотой краской надпись: «Мирза Фатали Ахундов».

Бронзовая фигура сидящего Ахундова высотой 2,5 метра была отлита в Ленинграде. Простой по форме пьедестал выполнен из серого гранита, доставленного из Кутаиси. В этом был некий скрытый символ, ведь азербайджанский писатель и просветитель значительную часть своей жизни прожил в Грузии.

Памятник располагался почти в центре маленького скверика, был окружен огромным количеством зелени и цветов. В дальнейшем появился небольшой бассейн со струями фонтанов. Несмотря на высоту в пять метров, памятник оставлял после себя ощущение камерности.

В 2008 году были осуществлены работы по реконструкции сквера имени Ахундова. Внешний вид пьедестала и самого памятника обновился: скульптура была окрашена, а золотистая надпись перемещена с правого профиля пьедестала на его фронтон, что, безусловно, было более разумным. Была заменена и буква «Y» в фамилии, и фамилия приняла правильное с точки зрения современного написания вид: «AXUNDOV».

Любопытно, что это были не единственные «приключения» памятника. Старожилы рассказывали что в начале 60-х годов произошла одна нелепая история. В доме, расположенном за спиной памятника Ахундову, проживал некий юноша, большой любитель выпить, повеселиться и иногда похулиганить. Из окон квартиры, где жил парень, была прекрасно видна спина памятника.

Однажды парень сидел дома с друзьями и предавался своему любимому занятию. «Приняв на грудь» больше обычного, он решил, что мир несправедлив: Ахундов на памятнике сидит спиной к нему, любимому, и решил эту несправедливость тут же исправить.

Вооружившись стальным ломиком, парень с приятелем отправился к памятнику, взобрался на пьедестал — благо, он чуть выше человеческого роста, засунул ломик между ногами памятника и креслом и решил этим импровизированным рычагом развернуть скульптуру — лицом к своим окнам.

Из этой затеи ничего не получилось — памятник рухнул в траву. Был громкий скандал, памятник подняли, отмыли и водрузили на прежнее место. «Приключение» добавило памятнику популярности — не с каждой скульптурой происходят такие курьезные вещи.

Из архивов газеты ЭХО