Севиндж Алиева
Установление советской власти в бывшей Российской империи сопровождалось отделением церкви от государства, воинствующей пропагандой атеизма, репрессиями духовенства, закрытием храмов. Наряду с этим, на первых порах советская власть заигрывала с мусульманским населением с целью привлечь его на свою сторону.
В октябре 1917 года были основаны Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац) и при нем Мусульманская секция. В январе 1918 года секция была преобразована в Мусульманский комиссариат, в подчинении которого были местные мусульманские комиссариаты. В ноябре 1918 года возникло Центральное бюро мусульман-коммунистов, в 1919 году мусульманские секции РКП(б).
8 апреля 1920 года при Кубано-Черноморском областном ревкоме был создан первый советский орган управления горцами Мусульманская секция, состоявшая только из мусульман. Однако этот орган, требовавший вести судопроизводство по шариату, под предлогом борьбы «с панисламизмом» был 16 июня 1920 года распущен и объявлен оппозиционным советской власти.
Тем не менее, в 1920-1921 годы нарком РСФСР по делам национальностей И.В.Сталин и первый секретарь ЦК КП Азербайджана С.М.Киров высказывались за шариатские суды.
По инициативе съезда горцев Екатеринодарского отдела в середине июня 1920 года приказом Кубано-Черноморского ревкома была создана Горская секция, пытавшаяся восстановить шариатский суд у адыгов. Однако шариатское судопроизводство было признано противоречащим декретам советской власти об отделении церкви от государства и об отмене порядка дарения и наследования. Вместо шариатского суда Кубано-Черноморский ревком предлагал создать горский народный суд с участием кадия для бракоразводных дел.
2-8 марта 1921 года прошел II областной съезд трудящихся горцев Кубани и Черноморья при участии духовенства. На съезде был поставлен вопрос о шариатском суде и создании новых органов самоуправления. Чтобы не обострять ситуацию, советы сохранили в горском народном суде шариатские нормы.
Однако вскоре, вопреки декретам «Декларация прав народов России» и «Ко всем трудящимся мусульманской России и Востока», началось преследование духовенства и верующих, были запрещены шариатские суды. В 1930-е годы в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Азербайджане (Загатала, Шеки, Гянджа, Гах) шариатские советы приняли решения о борьбе с советской властью.
Требования состояли в восстановлении шариатских судов и школ, брака по шариату вместо светского в ЗАГСе, ликвидации сельских советов и восстановлении статуса старшин, прекращении преследований за религиозные верования и возвращении отобранных мечетей, освобождении духовенства от налогов, возвращении избирательного права тем, кто был лишен такового, уменьшении налогового бремени, прекращении арестов невинных.
В Алибацком и Гахском районах, в городе Шеки с новой силой заявили о себе антисоветские настроения, началось формирование ополченцев. В окрестностях Гянджи действовал повстанческий отряд Мамеда Касума. В Гахском районе восставшие заняли села Верхний и Нижний Гёйнук, Балаханы и Кирчак, а также селения вдоль дорог к Шеки и Загатале. Они действовали под лозунгами «Освободим народ из-под власти Советов!» и «Долой колхозы!». Органы ГПУ докладывали в Москву, что восставшими в Азербайджане руководят дагестанцы и турки.
Мусульманское население воспринимало советскую власть как «безбожную», как «иноземную, гяурскую» и как носительницу «греховной, проклятой западной цивилизации».
Советская администрация направила на подавление восстания на севере Азербайджана и в Дагестане воинские части. Были перекрыты проходы из Дагестана к Загатале, чтобы не допустить прорыва повстанцев в Азербайджан. Между тем события в Южном Дагестане разворачивались в опасном для властей русле. Повстанцы заняли ряд селений Касумкентского, Табасаранского, Курахского районов и продвигались на юг, к Азербайджану. Против них были посланы советские войска.
Среди населения распространялись слухи о свержении советской власти в Дагестане и занятии Дербента турками.
19 мая 1930 года азербайджанский повстанческий отряд из 10-12 человек перешел границу у сел. Хнов Рутульского района и проник на территорию Дагестана. В этом селе началось восстание, которое поддержали жители близлежащего села Борч. Повстанческие отряды из Азербайджана численностью до 300 человек сконцентрировались в районе Салаватского перевала. Прибывшие советские войска, как и в других местах, подавили восстание, при этом арестовывая участников и беря в заложники местных жителей.
В указанный период наблюдался массовый выход местных жителей из колхозов. Однако постепенно советские власти усилили организационно-разъяснительную работу для того, чтобы умиротворить мусульманское население Кавказа. С этой целью проводились съезды ревкомов, представителей бедноты, народов Востока, и пр.
Параллельно был также активно задействован мощный репрессивный механизм, который на долгие десятилетия погасил борьбу за национальные и духовные права.
По материалам журнала IRS Наследие