В конце XIX в. в Баку было несколько женских учебных заведений, но это были светские учебные заведения, где обучение проходило на русском языке. А вот женской школы для девочек-мусульманок, где обучение проходило бы на родном языке, не было. Причем не только в Баку, но и на всем мусульманском Востоке.
В 1848 г. в Шемахе открылось русское светское женское учебное заведение Святой Нины, позже переведенное в Баку. В 1874 г. в Баку начала функционировать первая женская гимназия, дававшая среднее образование. Однако степень вовлечения азербайджанок в эти новые школы была крайне низкой.
В 1896 г. родилась идея светской школы для азербайджанок, которую воплотил в жизнь знаменитый нефтепромышленник и меценат Гаджи Зейналабдин Тагиев (1838-1924).
Тагиеву, его единомышленникам, представителям прогрессивного духовенства с большим трудом приходилось убеждать реакционных священнослужителей, невежественную массу в необходимости открытия школы, в том, что исламская религия не запрещает девочкам учиться. Тагиев столкнулся с оппозицией не только своих соотечественников. Определенные препятствия стали чиниться и со стороны правительственных кругов. Вопрос об открытии училища стал предметом длительных обсуждений, переписок на самом высоком уровне. И тем не менее, цели добиться удалось — разрешение было получено.
Для осуществления проекта был приглашен выдающийся польский архитектор Иосиф Гославский, будущий автор Бакинской думы (в дальнейшем Баксовет). Строительство началось в 1898-м и было завершено в 1900 г. Занятия в школе начались 7 сентября 1901 года.
Из статьи Г.3.Тагиева «Из моего опыта», опубликованной в газете «Тезе хаят» (Новая жизнь) 12 февраля 1908 г.:
…Будучи бедняком, я от отца и матери ничего не получил, кроме любви и ласки, и считаю, что нынешним своим положением я обязан именно этой любви и ласке. Счастье ли моё или предраспределение Божие — не знаю, чем объяснить.
Но самое излюбленное, самое дорогое время препровождение, наравне с моими промышленными делами и я полагаю, что даже в значительно более высокой мере меня занимают вопросы моего народа, его будущее счастье и продолжение его существования.
Для достижения этой цели первое, что я считаю необходимым подчеркнуть — это воспитание и образование моего народа. Видя всестороннюю необходимость моего народа в просвещении и воспитании, я не отстранялся в этом по мере своих сил от помощи. Уяснив необходимость открытия школ для образования и воспитания малых детей, а для воспитания и развития взрослых издание книг и газет, я нёс об этом заботу и буду нести.
Подытоживая всё сказанное, я в действительности понял, что будущее счастье, стойкость и прогресс народа связан с воспитанием, исходящим из объятий матери.
**********
Г.З.Тагиев был предпринимателем и благотворителем. Не получив образования, он ценил в жизни самое великое богатство – знания.
Обращаясь к ученицам своего училища, он говорил: «Девушки, никого не слушайте, что как-будто учёба девушкам не нужна, наоборот, мой вам отцовский совет, учитесь, приобретайте знания, в жизни человека знание — самое великое богатство. Вот я богатый, но неграмотный, а если я был бы грамотным, у меня жизнь была бы совсем другая, — учитесь, дети мои, желаю вам успеха и счастья в жизни».
Большинство из них оправдали надежды своего покровителя и стали достойными женами, матерями, пополнили ряды азербайджанской интеллигенции.
По материалам книги «Из истории женского училища Г.З.А.Тагиева»