О.Буланова
Сабунчинский вокзал был построен в Баку в 1926 году одновременно с пуском первых в Советском Союзе электричек. Архитектором вокзала был Николай Георгиевич Баев (1878-1949). Эта фамилия вошла во все учебники и энциклопедии.
Однако над вокзальными сооружениями он работал не один. В книге «Архитектура советского Азербайджана» 1950 года упомянуто еще одно имя: Валерий Евгеньевич Мороховец. Этот харьковский инженер стал заведующий отделом гражданских сооружений в Управлении бакинского электрического трамвая и работал над техническими вопросами во время строительства Сабунчинского вокзала.
Вокзал сразу же привлек внимание своими выверенными и изящными формами, навеянными национальной азербайджанской архитектурой. Такого вокзала в Советском Союзе еще не было.
Однако власть восхищалась недолго: буквально в 1932 году вышел труд некоего критика А.И. Михайлова «О реставраторстве и национальной архитектуре». Термин «реставраторство» в данном случае не имеет никакого отношения к процессу реставрации и подразумевает под собой возврат к самобытной национальной архитектуре. Казалось бы, что в этом плохого?
Однако советская власть думала совершенно иначе: «…в Грузии и Азербайджане весьма распространена мода на так называемый мавританский стиль и вообще на средневековую архитектуру… Сабунчинский вокзал в Баку <…> хирургическая больница в Баку и многие другие здания, одни из которых выстроены несколько лет назад, другие – совсем недавно, – все они в большей или меньшей степени являются механическим повторением форм феодальной и буржуазной архитектуры.
<…> Эта архитектура была проводником классовой диктатуры феодалов и попов, она помогала закабалению и угнетению трудящихся… Архитектура феодального замка… определись господством феодала над окружающим крестьянским населением и необходимостью укрепления места своего пребывания, чтобы лучше грабить крестьян и защищаться от нападения враждебных феодалов <…> несет определенное классовое содержание, пропитанное идеями эксплоататорства, религиозного закабаления. Портал, купол, минарет ассоциируются прежде всего с религиозными представлениями. И вот вместо того, чтобы бороться с последними, реставраторы насаждают их через архитектуру…»
Михайлов был не единственными критиком национальных корней в архитектуре. В 1938 году вышел труд И.Г. Явейна «Архитектура железнодорожных вокзалов». В ней мы также можем прочитать критику в адрес зодчих, возвращавшихся в своих творениях к национальным элементам. Под фотографией Сабунчинского вокзала (кстати, той же самой, опубликованной ранее в 1932 году, раздобыть новую Явейн не удосужился) мы читаем: «Чрезмерное увлечение национальными формами в архитектуре».
Советская власть в 30-х годах активно пыталась лишить народы всех республик, входивших в СССР, своих корней. Это касалось музыки, песенного творчества, декоративно-прикладного искусства, живописи, национальных костюмов и, конечно, архитектуры. Однако, Сабунчинский вокзал — прекрасный образец национального зодчества — благополучно пережил своих критиков.
Вокзал в 1930-х годах: