Роль Бакинского совета в политической жизни Азербайджана (1917-1918 гг.)

Р.Рустамов

Несмотря на значительное расхождение политических целей, тем не менее большевики и дашнаки смогли организовать в Баку союз. В азербайджанской советской историографии это сотрудничество рассматривалось в качестве «вынужденной» и «тактической» меры.

Февральская революция в России привела к ликвидации ограничений, введенных царским правительством в отношении нерусских народов империи. В частности, этим народам было предоставлено право на представительство в новых органах власти, создание общественных организаций. Образованное после свержения царизма Временное правительство декларировало право наций на самоопределение в составе России. Такая обстановка способcтвовала подъему национального движения. На проведенном 6-15 сентября 1917 года в Киеве съезде народов России была принята программа, содержавшая требование о предоставлении политической автономии всем народам империи.

Параллельно с созданием новых органов власти левые партии для защиты прав беднейших слоев организовывали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 1 марта 1917 года был создан Бакинский совет рабочих депутатов, а председателем его был избран С.Шаумян. В этот же день в Баку были созданы Советы солдатских и офицерских депутатов, которые к концу марта объединились в Совет военных депутатов. Позже Советы рабочих и военных депутатов слились в единый Совет.

В период после Февральской революции позиция Бакинского совета отличалась от позиции Советов Центральной России. Закавказский областной комитет меньшевиков, представители которого поначалу преобладали в Бакинском совете, в отличие от российских меньшевиков выступал против ограничения полномочий Советов по контролю деятельности органов государственной власти. Бакинский совет с самого начала претендовал на власть в уезде.

Следует заметить, что в Азербайджане Советы создавались лишь на территориях расселения армян и русских. Это привело к тому, что Советы выступали защитником интересов указанных национальных групп. Социалистические партии не имели влияния среди азербайджанского населения. Кроме Баку, Советы рабочих и солдатских депутатов были созданы в Шуше, Нухе, Нахчыване, Хаджигабуле, Баладжарах и Гядабее, а в Карягине, Астаре, Загатале и Шахтахты действовали только Советы солдатских депутатов.

Первый на Южном Кавказе съезд рабочих и крестьянских депутатов состоялся 25 мая 1917 года и прошел под руководством Кавказского областного комитета меньшевиков и партии «Дашнакцутюн». На съезде был сформирован руководящий орган Советов рабочих и солдатских депутатов — Кавказский краевой центр, большинство членов которого составляли меньшевики и дашнаки.

Кавказский краевой центр считал себя частью политической власти наравне с Особым Закавказским комитетом, члены которого были назначены Временным правительством. Накануне октябрьского переворота преобладание в Бакинском совете перешло к большевикам. Это превратило Баку в центр борьбы за советскую власть на Южном Кавказе. В Тбилиси же, являвшемся политическим центром Южного Кавказа, после подавления корниловского мятежа Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые сыграли в этом основную роль, избрали центральный орган — Кавказский временный революционный комитет.

Фактически вся власть в регионе, за исключением Бакинской и Елисаветпольской губерний, оказалась сосредоточена в руках этого комитета, который несколько позже был переименован в Закавказский комитет общественной безопасности. Члены Особого Закавказского комитета от кадетов, обвиненные в сотрудничестве с корниловцами, подали в отставку, но Временное правительство отказалось принять её. Таким образом, накануне Октябрьского переворота на Южном Кавказе установилось двоевластие.

Большевистское правительство России во главе с Лениным, пришедшее к власти в результате октябрьского переворота, в отличие от Временного правительства отказывалось удовлетворить требования национальных движений об автономии. Это усилило сепаратистские настроения среди нерусских народов Российской Республики.

Национальные политические организации Южного Кавказа — азербайджанская партия тюркских федералистов «Мусават» и социал-демократическая партия «Гуммет», армянские — партия армянских социалистов- революционеров «Дашнакцутюн» и партия «Гнчак», грузинские — партия национал-демократов и партия социалистов-революционеров, а также местная организация меньшевиков отказались признать законность нового правительства.

11 ноября расширенное заседание краевых Советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов приняло решение о передаче власти в крае Закавказскому комитету общественной безопасности. Представители Азербайджана не были включены в состав этого комитета, и поэтому азербайджанское население Южного Кавказа отказалось признать его власть. 15 ноября Закавказский комитет общественной безопасности был упразднен.

На смену ему пришел Закавказский комиссариат, в состав которого вошли также члены Бакинского мусульманского совета, осуществлявшего функции центрального комитета мусульман Закавказья. В связи с этим власть Закавказского комиссариата распространилась и на Елисаветпольскую губернию и большую часть Бакинской губернии, за исключением Бакинского уезда. Дело в том, что в отличие от остальной территории Южного Кавказа, где Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов признали власть Закавказского комиссариата, Бакинский уезд находился под властью контролировавшегося большевиками Бакинского совета, который провозгласил Баку частью Советской России.

Позиция большевиков была поддержана местными организациями левых эсеров, меньшевиков и дашнаков, чья точка зрения на проблему южно-кавказской государственности отличалась от позиции областных комитетов этих партий. Областные организации меньшевиков (в основном это были грузинские меньшевики) и дашнаков считали основной задачей Закавказского комиссариата создание в регионе национальных государственных образований.

Областной же комитет социалистов – революционеров считал, что основной задачей этого органа является борьба с большевизмом. В свою очередь, бакинские организации меньшевиков, дашнаков и эсеров главную опасность видели в расширении национального движения азербайджанцев и выступали за вхождение Южного Кавказа в состав России.

23 февраля 1918 года национальные политические партии сформировали законодательное собрание Южного Кавказа — Закавказский сейм, которому предстояло определить форму государственного устройства региона. Азербайджанцы были представлены в сейме 44 депутатами, возглавлявшимися партией «Мусават». Закавказский сейм провозгласил создание Закавказской Федеративной Демократической Республики, которая должна была состоять из трех автономий — Азербайд- жанской, Армянской и Грузинской.

В ходе обсуждения границ автономных республик выяви- лись противоречия между позициями национальных фракций Сейма. Так, азербайджанская фракция считала, что в состав азербайджанской автономии должны войти все территории, населенные азербайджанцами. Основой будущей азербайджанской автономии должны были послужить Бакинская и Елисаветпольская губернии и Загатальский округ.

Армянская национальная фракция предполагала включить в состав будущей армянской автономии Эриванскую и Александропольскую губернии, большую часть Карсского округа, а также нагорную часть Елисаветпольской губернии с армянским на- селением. Эти противоречия между армянами и азербайджанцами и создали питательную почву для последующего союза большевиков с дашнаками.

Укреплению этого союза послужил также декрет Совета народных комиссаров России «О Турецкой Армении», предусматривавший создание на оккупированных российской армией турецких территориях армянского государства. Грузинская фракция выступала за включение в состав грузинской автономии Тифлисской и Кутаисской губерний, Батумской области и Ардагана, входившего в то время в состав Карского округа.

Армянское и русское население Азербайджана было враждебно настроено к идее азербайджанской государственности, считая ее угрозой для своего физического существования. Поэтому, независимо от социального происхождения и политических взглядов, армяне и русские сплотились вокруг Советов рабочих и солдатских депутатов.

К марту 1918 года партии «Мусават» удалось ликвидировать Советы рабочих и солдатских депутатов и установить свой контроль над большой частью Елисаветпольской и Бакинской губерний.

Таким образом, под контролем Советской России оставался только Бакинский уезд, где заправлял Бакинский совет. Лидеры Советской России отводили Баку роль центра борьбы за советскую власть на Кавказе. Председатель Бакинского совета С.Шаумян решением Совета народных комиссаров России был назначен чрезвычайным комиссаром Кавказа.

После этого руководство Бакинского совета приступило к формированию собственных вооруженных сил для распространения своей власти на весь Кавказ. Из солдат бывшей Кавказской армии был сформирован пехотный полк, а из числа армянских и русских рабочих — «красная гвардия». Бакинскому совету удалось также взять под контроль Каспийскую военную флотилию. Кроме того, Бакинский совет пользовался поддержкой Армянского национального совета, в распоряжении которого находились около 4 тысяч боевиков.

В свою очередь, азербайджанские национальные силы во главе с партией «Мусават» активно готовились к освобождению Баку. С этой целью вокруг города концентрировались азербайджанские отряды. 31 марта войска Бакинского совета при поддержке армянских национальных частей начали наступление на населенные азербайджанцами кварталы города. В течение трех дней продолжалась кровавая резня азербайджанского населения. Общее число убитых достигло двенадцати тысяч.

После этого Бакинский совет приступил к подчинению остальной части Бакинской губернии. 14 апреля советские войска захватили Лянкяран, 21-го взяли Сальян, а 23-го вошли в Губу. В Шамаху были посланы карательные отряды, которые разграбили и сожгли город. Таким образом, к концу апреля 1918 года советская власть победила на всей территории Бакинской губернии. 25 апреля был создан новый исполнительный орган Бакинского совета — Совет народных комиссаров во главе со С.Шаумяном.

После разгрома мусульманских общественных и политических организаций функции ведущей силы азербайджанского национально-освободительного движения перешли к азербайджанской фракции Закавказского сейма. Фракция объявила себя Азербайджанским национальным советом, а председателем его был избран М.Расулзаде.

По требованию совета 2 апреля 1918 года было созвано расширенное заседание Закавказского сейма, посвященное событиям в Баку. На заседании члены Азербайджанского национального совета потребовали принять немедленные меры для защиты азербайджанского населения, пригрозив в противном случае выйти из состава сейма.

Однако руководство Закавказского сейма считало, что главная угроза территориальной целостности Южного Кавказа исходит от Турции, и отобрало делегацию из представителей национальных фракций для переговоров с Бакинским советом. Лишь после ареста в Баку представителя азербайджанской фракции И.Гейдарова Закавказский сейм отправил в Баку двухтысячный отряд, который 20 апреля был разбит войсками Бакинского совета. Тем временем новое правительство России заявило о своем выходе из Антанты и заключило с Центральными державами перемирие, по условиям которого обязалось вывести войска с территории Турции.

Однако Армянский национальный совет отказался признать условия перемирия и был поддержан Закавказским сеймом, что привело к столкновениям между армянскими отрядами и турецкими войсками. Для разрешения конфликта по предложению Турции в Трапезунде (Трабзоне) была созвана мирная конференция с участием Османской империи и Закавказской Федерации. Параллельно в Брест-Литовске был подписан турецко-российский мирный договор, по которому Россия отказывалась от претензий на Карс, Ардаган и Батум, а их будущее планировалось определить путем референдума.

В тогдашних условиях это было равносильно передаче указанных районов Турции. Договор вызвал возмущение грузинской и армянской национальных фракций в Закавказском сейме, которые были поддержаны азербайджанской фракцией. В итоге Закавказский сейм отказался признать мирный договор, подписанный без его участия, что завело Трапезундскую конференцию в тупик, и столкновения возобновились.

Очевидная неспособность Закавказского сейма обеспечить безопасность азербайджанского населения побудила Азербайджанский национальный совет обратить взоры к Турции как единственной силе, способной защитить азербайджанцев. Разгром сил Закавказской Федерации в кратковременной войне с Османской империей вызвал в Тифлисе правительственный кризис. На смену правительству Гегечкори, занимавшему жесткую антитурецкую позицию, пришло новое правительство во главе с Чхенкели, которое заявило о принятии всех условий Брест-Литовского мирного договора.

Для окончательного разрешения территориальных вопросов в Батуме была созвана новая мирная конференция. В состав делегации Закавказья, которую возглавил А.Чхенкели, вошли представители всех национальных фракций Сейма. На этот раз турецкая сторона выдвинула также претензии на Нахчыванский и Александропольский уезды Эриванской губернии, Ахалцихский и Ахалкалакский уезды Кутаисской губернии.

В ходе обсуждения этих требований азербайджанская фракция в отличие от Трапезундской конференции и в противоречие с позицией грузин и армян выступила за принятие всех требований османской стороны. Это было связано тем, что территориальные требования Турции касались в основном районов с грузинским и армянским населением, и передача этих территорий облегчала турецкой стороне оказание азербайджанцам помощи в освобождении Баку.

Противоречия между основными национальными фракциями в Закавказском сейме ускорили развал Закавказской Федеративной Республики, на месте которой возникли Азербайджанская, Грузинская и Армянская республики. 28 мая Азербайджанский национальный совет декларировал независимость Азербайджана.

Одной из злободневных задач, стоявших перед правительством молодой республики, была ликвидация Бакинского совета и обеспечение территориальной целостности страны.

4 июня 1918 года между Азербайджаном и Османской империей были заключены договора о дружбе и о военном сотрудничестве. Последний документ подразумевал оказание Азербайджану военной помощи. Вслед за этим в Елисаветполъ (т.е. Гянджу) прибыла группа турецких военных советников во главе с братом военного министра Османской империи Энвера паши Нуру пашой.

Затем сюда же прибыли две турецкие дивизии, которые вместе с частями Мусульманского корпуса были объединены в Кавказскую исламскую армию. 15 сентября части Кавказской исламской армии вошли в Баку, а 17 сентября сюда переехало правительство Азербайджанской Демократической Республики. В истории Азербайджана наступил новый этап – борьбы за укрепление независимости и территориальной целостности страны.

По материалам журнала IRS Наследие