Борьба за избирательные права женщин Азербайджана на фоне Февральской революции 1917 г.

Способы борьбы женщин за свои права в каждой стране различались и имели свою специфику, но при этом цель у всех была одна: «объединение сил в одном стремлении: достижении избирательных прав». В 1907 году на заседаниях Госдумы России при обсуждении женского вопроса мусульманская фракция подняла вопрос о полном равноправии мусульманских женщин.

Представитель от Азербайджана X.Хасмамедов выступил с предложением предоставить мусульманским женщинам избирательное право. Это было очень серьезное предложение, поэтому «дебаты по этому вопросу заняли целый вечер, и в комиссии высказывались опасения, что такое решение, противоречащее вековому укладу несознательных масс, оттолкнет эта массы от фракци и она будет играть роль «генерала без армии».

Надо отметить, что в целом по стране женщины-мусульманки активизировали свою деятельность. В газете «Каспий» печатались многочисленные статьи и информация о женском равноправии. В статье «Политические права женщин» расказывалось о русском женском обществе, возглавляемом А.Н.Шабановой, в котором имелся отдел избирательных прав.

Как видно из заявлений прогрессивного мусульманского духовенства, они не собирались препятствовать предоставлению женщинам-мусульманкам избирательных прав. Но они были категорически против избрания женщин депутатами или назначением их на должности.

Одной из активных руководительниц борьбы женщин за избирательные права в России была А.Н.Шабанова. Она являлась председателем отдела избирательного права при русском женском обществе «Союз равноправия женщин», который систематически держал связь со всеми городами и областями России.

В 1907 г. «Союз равноправия женщин» направил из Петербурга в Баку обращение с целью напечатать его в азербайджанских газетах, и ознакомить мусульманских женщин с этими требованиями. В обращении говорилось о тяжелом положении женщин, которые наравне с мужчинами работают и в поле, и дома и на фабрике, но совершенно бесправны.

Женщины из имущих слоев общества в Азербайджане к этому времени, как и женщины всей Российской империи, уже обладали избирательным правом при выборах в местные органы самоуправления. Еще одним подтверждением этого является список избирателей в Бакинскую городскую думу в 1911 году. В список избирателей были включены жители Баку, обладающие установленным законом цензом на право участия в выборах гласных в Бакинскую городскую думу на 1911-1915 годы.

Избирательное право получали, как правило, только женщины из имущих слоев населения. В списке числились имена известных семей бакинских миллионеров, а также жены и дочери предпринимателей, женщины, обладающих определенным имуществом и домовладелицы. Но большинство азербайджанских женщин, не обладающих требуемым имущественным цензом, как и большинство мужчин, в тот период избирательных прав не имело.

Борьба за избирательные права женщин велась во всех европейских странах. В это время на политической арене появились и турецкие суфражистки. После младотурецкой революции (1908 г.) для женщин в Османской Турции наступили лучшие времена. Возникло женское движение, теперь турецкие суфражистки могли свободно выходить на улицы Стамбула, начали добиваться политических прав, заразившись примером английских суфражисток. О положении турецких женщин, об их борьбе за свободу писал один из национальных лидеров Азербайджана М.Э.Расулзаде.

В газете «Икбал» М.Э.Расулзаде опубликовал серию статей «Женщины в Турции», в которых, рассказывая о турецких женщинах, пришел к выводу, что в своем развитии и в борьбе за свои права они пошли намного вперед, оставив позади азербайджанских женщин. В этой же газете систематически печатались критические и аналитические статьи М.Э.Расулзаде о произведениях молодых азербайджанских писателей и публицистов, пишущих о женских проблемах. Особенно он выделял Юсиф Везира Чеменземинли, который с юных лет большое значение в своем творчестве придавал женской проблематике.

В газете «Икбал» часто появлялись и материалы о движении феминисток в Европе. Газета писала, что иностранные женщины, получив высшее образование и приобщившись к науке, пошли дальше в своем развитии, требуя равноправия с мужчинами и избирательных прав. В одном из номеров газеты автор Мамедали Халфазаде писал, что на Западе есть феминистические общества, которые выпускают свои газеты и журналы, а в Азербайджане «феминизм еще на стадии лишь требований равенства с мужчинами в области просвещения и образования».

Февфальская революция 1917 года стала отправной точкой для больших и многообразных перемен в положении мусульманских женщин России. Азербайджанские женщины в этот момент активизировали свою общественную и политическую деятельность.

В Баку в это время активно действовало отделение Российской Лиги равноправия женщин, которое вело актирую работу среди женщин. К этой работе привлекались также ученицы женских училищ, гимназий и школ города Баку.

В апреле 1917 года Бакинское отделение Лиги равноправия женщин обратилось с воззванием «К женщинам — гражданкам города Баку», в котором женщины призывались к активной деятельности. Члены Бакинского отделения Лиги равноправия женщин считали, что для того, «чтобы голос женщин был услышан, надо чтобы и другие женские организации объединились».

В скором времени Бакинское отделение Лиги равноправия женщин расширила свою деятельность и стала называться Республиканским Союзом женщин, который вел широкую пропаганду по подготовке мусульманок к выборам.

В апреле 1917 года в печати были опубликованы новые правила выборов гласных в городскую думу, принятые Временным правительством России. Голосование было всеобщим и проводилось тайно. Таким образом, в апреле 1917 году Временное правительство России ликвидировало существующий в период царизма закон об имущественном цензе избирателей, и предоставило всем гражданам Империи, в том числе и женщинам избирательное право в органы местного самоуправления.

Азербайджанская общественность откликнулась на революционные события в столице империи. В азербайджанской печати этого период стали чаще появляться материалы с требованием практического осуществления, и соблюдения новых правил, по которым женщины получили избирательные права.

Представители азербайджанской интеллигенции, все прогрессивные слои общества понимали, что пришло время дать женщинам гражданские и политические права. В газете «Ачыг сез» в апреле 1917 года видный азербайджанский писатель и публицист Абдулла Шаиг опубликовал обширную статью, посвященную правам азербайджанских женщин. В статье он писал о необходимости приобщения мусульманских женщин к общественной и политической деятельности: «Женщины обязательна должны участвовать в выборах.»

Вопрос о женском равноправии был обсужден на съезде мусульман Кавказа, проходившем 15-20 апреля 1917 года в Баку, всероссийском мусульманском женском съезде в Казани (24-27 апреля 1917 г.), а также на Всероссийском мусульманском съезде, состоявшемся 1-11 мая 1917 года в Москве. Среди важнейших вопросов на Московском съезде мусульман был обсужден вопрос о женщинах и Учредительном собрании и об избирательных правах мусульманских женщин.

Делегаты съезда были ознакомлены с постановлениями казанского съезда мусульманских женщин, где во втором пункте говорилось о том, что по шариату женщины имеют право участвовать в политических и общественных делах. Поэтому женщины могут принимать участие и в выборах. В пунктах 4 и 5 конкретно указывалось, что мусульманки имеют право избираться и быть избранными.

25 апреля 1917 года в газетах были опубликованы новые правила выборов гласных в городскую думу. Правом участия в выборах теперь могли пользоваться все российские граждане без различия пола, национальности и вероисповедания, достигшие 20 лет и проживающие в данном городе.

Голосование должно быть тайным и все те же правила относились и к выборам в гражданские комитеты, которые должны были проходить 21 мая 1917 года. Это были первые выборы в политической жизни Азербайджана, когда женщины, получившие избирательное право, наравне с мужчинами могли участвовать в выборах.

Перед выборами в гражданские комитеты Баку в газете «Ачыг сез» была опубликована серия статей, посвященных избирательным правам азербайджанских женщин. Выборы в гражданские комитеты (их называли также «участковые комитеты») должны были проходить по спискам, которые составлялись исходя из национальных признаков. Все женщины независимо от социального положения имели право участвовать в выборах.

Но многие азербайджанские мужчины не были согласны с тем, чтобы их жены вместе с чужими мужчинами пришли в избирательные участки и голосовали. Таким образом, получалось, что азербайджанские женщины, обретя избирательное право, не могли практически его использовать, в то время как женщины других национальностей в Баку наравне с мужчинами собирались принимать участие в выборах.

Газета «Ачыг сез» развернула активную кампанию по поводу избирательных прав азербайджанских женщин. Авторы статей о женском избирательном праве в газете старались довести до сознания отсталых слоев азербайджанского населения, что если они не отпустят женщин на голосование, то женщины не смогут воспользоваться своим избирательным правом и, поэтому мусульмане потеряют половину голосов и не смогут победить на выборах.

Создавшееся положение вызывало озабоченность и волнение самих азербайджанских женщин, которые решили обратиться во Временный Комитет бакинских мусульманских организаций с просьбой создать для них особые условия дта участия в голосовании, так как их мужья и отцы не разрешают им голосовать в общем помещении с чужими мужчинами.

Временный комитет предлагал выделить отдельные помещения и создать уголки для голосования женщин. В обращении, опубликованном в газете, говорилось, что для голосования женщин будут созданы все условия, чтобы их голоса принесли победу мусульманским организациям. Иначе азербайджанцы в городской управе и гражданских комитетах составят меньшинство и упустят возможность участвовать в общественной жизни Азербайджана.

Выборы в гражданские комитеты проходили, как было отмечено, 21 мая 1917 года. В этот день в газете «Ачыг сез» была опубликована статья, посвященная выборам. В ней подчеркивалось, что после завоевания свободы (после Февральской революции) впервые граждане Баку будут голосовать и «отличительная особенность этих выборов — это то, что в них полноправно будут участвовать мусульманские женщины. Это очень важный момент в мусульманской жизни, завоеванный в результате получения российскими гражданами свободы».

В день выборов к избирательным участкам повалил поток женщин. Это вызвало большое удивление не только руководителей национального движения, но и реакционеров. Выборы в гражданские комитеты можно назвать экзаменом для азербайджанских женщин, который они достойно выдержали. Избирательные урны для женщин были подготовлены отдельно и находились во дворах мечетей. В то время как выборы должны были начаться в 10 часов, уже с 9 часов утра женщины шли из своих домов к мечетям для голосования.

Все женщины держали в руках списки тех, за кого собирались голосовать. Они отказались голосовать за не национальные партии: эсеров, большевиков и меньшевиков, контролирующих Бакинский Совет. Грамотные мусульманки выступали перед женщинами, агитировали голосовать за списки национальных партий, за свою свободу.

Газеты отмечали также, что мусульманки вели себя недемократично, они проявили нетерпимость и сообщничество. Во время выборов списки разных партий подавались в конвертах разных цветов, и все заранее знали, кто за кого голосуют. Мусульманки голосовали за тех, кто «за религию и нацию». Одна учительница-мусульманка говорила: «Мы здесь не социал-демократы, мы мусульмане и голосуем только за мусульман».

Декларированное Временным правительством всеобщее, тайное и прямое избирательное право для всех граждан Pоссии вскоре обрело законную силу. 20 июля 1917 года правительство ратифицировало решение о предоставлении всем женщинам, достигшим 21 года, избирательных драв.

Согласно Положению все граждане России, в том числе и женщины, получали электоральное равное избирательное право. Это касалось и женщин Азербайджана. Временное правительство уравняло женщин в правах с мужчинами, опередив тем самым многие развитые европейские страны: Англию, Францию, Швейцарию и др.

Азербайджанские национальные лидеры придавали большое значение привлечению женщин к выборам в Учредительное собрание, так как их голоса, считали они, могут сыграть решающую роль для победы азербайджанцев во время выборов. В газете «Ачыг сез» почти в каждом номере печатались статьи на тему о женском избирательном праве.

В октябре 1917 года по этому поводу был ряд статей. В статье «Женские выборы», написанной Шафигой Эфендизаде, рассказывалось о деятельности женщин, посланных из Баку в Шамаху по просьбе шамахинского национального комитета, который проводил муниципальные выборы, и считали необходимым участие местных женщин в выборах. Женщины — представительницы из бакинского национального комитета во главе с Шафигой Эфендизаде по приезду в Шамаху приступили к агитационной работе среди женщин.

Они несколько дней подряд проводили длительные собрания, на которых беседовали с местными женщинами об их проблемах, объясняли их права и необходимость участия в выборах. Женщины, которые уже записались в списки для участия в выборах, объясняли этот важный поступок тем, кто отказался участвовать в выборах. Не записавшиеся были очень огорчены тем, что до сих пор не понимали, насколько важно участие женщин в общественной и политической жизни, в особенности, участие в выборах.

В статье Ш.Эфендизаде приходит к выводу, что женщины не виновны в том, что открывались от участия в выборах. Они просто не понимали значения этого политического акта. В другой статье Ш.Эфендизаде «Выборы и женщины», опубликованной в «Ачыг сез», говорилось о том, что в то время как повсюду полным ходом идет предвыборная кампания и агитация, женщины остались без внимания и с ними не ведется работа.

На возражения о том, что газеты пишут и везде говорят о выборах, и женщины тоже в курсе всех этих вопросов, Ш.Эфендизаде отвечала, чтю женщины ничего не знают о происходящем, потому что большинство их неграмотно, а их мужья и отцы не рассказывают им об услышанном на собраниях и заседаниях. Ш.Эфендизаде считала, что, если у женщины не будет своего мнения, участие ее на выборах потеряет смысл.

Выборы в Учредительное собрание были назначены на ноябрь 1917 года. В Москве и Петрограде победили большевики, а в других областях и регионах — эсеры. Потом последовал декрет большевистского правительства о роспуске Учредительного собрания.

В Закавказье выборы во Всероссийское Учредительное собрание проходили 26-28 ноября 1917 года. Азербайджанские женщины приняли активное участие на выборах.

Азербайджанки воздержались от выдвижения кандидатов от женщин в Учредительное собрание, но высокая явка азербайджанских женщин на избирательные участки стала предметом внимания всего азербайджанского общества. Это была первая политическая акция, в которой азербайджанские женщины приняли активное участие, когда они поняли свою сопричастность к важнейшим событиям политической жизни народа.

Азербайджанские женщины не всегда проявляли высокую активность в борьбе за свои права. Нельзя сказать, что они не хотели равноправия или были равнодушны к своим гражданским правам. В азербайджанской печати этот вопрос поднимался систематически самими женщинами, которые таким образом передавали свое стремление к свободе, равноправию и получению гражданских и политических прав.

Пассивное, на первый взгляд, поведение азербайджанских женщин в вопросе их избирательных прав, можно объяснить их общественным положением и самосознанием. Многовековая отсталость, необразованность, прикованность к семье и детям, повседневные заботы и тяготы жизни не давали возможность женщинам сказать свое слово, вступить на путь борьбы за свои гражданские и политические права.

Азербайджанские женщины не были способны на проявление каких-либо эксцессов в борьбе за свои права, как это имело место в европейских странах. Азербайджанки делали это по-своему — через мужчин, своих мужей или братьев и сыновей. И не просчитались.

Прогрессивные мужчины азербайджанского общества выступили в защиту женщин, поставили вопрос о женских правах и помогали женщинам в осуществлении этих целей. Прогрессивно мыслящие азербайджанские мужчины сознавали, что течение жизни требует этих перемен и это рано или поздно должно осуществиться. Азербайджан не мог оставаться в стороне от событий, происходящих в России и во всем мире. Дальнейшее развитие общества привело к сознанию, что дальше так продолжаться не может и женщины должны стать полноправными членами общества.

Февральская революция 1917 года послужила началом нового этапа борьбы за женское равноправие, в том числе и за избирательные права. Особенно это проявилось на съездах мусульман Кавказа и всероссийских мусульманских съездах, на казанском съезде мусульманских женщин, на которых официально были поставлены вопросы о правах женщин и были приняты соответствующие решения и постановления.

В этот период женщины как равноправные члены общества, принимали участие в выборах. Особо заметна была роль женщин во время подготовки и выборов в гражданские комитеты и в Учредительное собрание. Благодаря голосам женщин и их политической активности национальные силы Азербайджана одержали политическую победу.

По материалам книги Л.Алиевой “Женщины в общественно-политической жизни Азербайджана”