Борьба за Иреванское ханство во времена правления Гуламали-хана (1783-1784)

Э.Гараев

В начале 80-х годов XVIII века в Иреванском (Эриванском) ханстве происходили волнения. Так, внезапная смерть Гусейнали хана вызвала большую суматоху в Иревани. Группа людей, воспользовавшиеся его похоронами, попыталась захватить власть.

Следует отметить, что после смерти иреванского правителя у него осталось несколько сыновей.

В османском документе указывается, что в то время как 15-летний сын Гусейнали хана Гуламали, занимался похоронами своего отца, один из местных вельмож Усми бей со своими сторонниками поднял восстание и захватил Иреванскую крепость. Однако в результате давления сил, верных покойному Гусейнали хану, силы, стремящиеся незаконно захватить власть, были вынуждены отступить.

Два письма, отправленные одними и теми же силами Ираклию II в разное время, еще раз подтверждают это. Эти письма были предупреждением царю чтобы не вмешиваться во внутренние дела Иревани по вопросу о правопреемстве.

В первом письме иреванцы заявили, что они будут верны покойному хану и не будут подчиняться никому кроме его потомков, поклялись, что они будут верны только одному из его наследников престола.

Второе письмо подписали 158 человек. В этом письме иреванские старейшины выразили свою поддержку кандидатуре Гуламали хана. В письме говорится о смерти Гусейнали хана от болезни, беспорядках в Иревани, и о прошении чтобы Ираклий II поддержал Гуламали, который будет избран ханом.

В конце письма написано: «… просим вечной власти у Вашего Величества о том, что, исходя из Вашего дружественного и доброго отношения, которое вы подарили покойному Гусейнали хану, да будет его место в раю, согласно желанию народа этого края, Вы можете подарить и издать указ о переходе власти Чухурсада, Иревани высоко известному старшему сыну покойного. В то же время жители Чухурсада, Иревана просили повторное издание указа о подчинении и послушании сыну покойного».

Фактически, эти письма, отправленные Ираклию II, носили формальный характер. Так, из содержания обоих писем ясно, что силы, лояльные семье хана, четко заявили, что подчинятся только его наследникам, и поддержав кандидатуру Гуламали, привели его к власти до отправки делегации в Тифлисский дворец. Согласно вышеуказанному соглашению, любой из преемников Гусейнали хана, пришедший после него к власти, должен был быть подтвержден Ираклием II.

Но вполне вероятно, что верные хану люди обратились к Ираклию II с этой целью, чтобы предотвратить беспорядки в Иревани после смерти Гусейнали хана, и пользуясь этим, опасались вмешательства Картли-Кахетинского царя. Видя, что население Иревани поддерживает Гуламали, старшего сына покойного хана, Ираклий II вынужден был согласиться с их волей. Именно по этой причине он отправил зятя Багратиона с указом, ценными подарками в Иревань, заявив, что признал Гуламали ханом.

Восьмимесячное правление Гуламали хана (1783-1784) — один из самых противоречивых периодов Иреванского ханства. В период его правления шла тайная борьба между Османским государством и российскими силами за укрепление своих позиций в ханстве. Эти два государства, воспользовавшись тем, что Гуламали хан был слишком молод и неопытен, пытались привлечь иреванского правителя на свою сторону.

Если Гусейнали хан был нейтральным по отношению к обеим сторонам, то в период правления Гуламали хана Иреванское ханство еще более сблизилось с Османским государством. В этот период османская пропаганда на Южном Кавказе еще более усилилась. Некоторые из османских пашей, учитывая тот факт, что хан был молод и неопытен, поддерживали с ним тесные связи, обеспокоенные тем, что Ираклий II захватит Иревань. Прибывшие в связи со смертью его отца представители Эрзурумского, Карсского и Баязидского пашалыков, воспользовавшись возможностью, провели переговоры с Гуламали ханом.

С другой стороны, Османский дворец продолжал посылать своих эмиссаров в Азербайджан и Дагестан с различными подарками и письмами. В конце 1783 — начале 1784 гг. на Южный Кавказ тайно прибыла Османская миссия во главе с Халилом Эфенди. Халил Эфенди тоже был в Иревани. Его переговоры с Гуламали ханом дали положительные результаты.

В своем письме к Чылдырскому вали Салману паше Гуламали хан выразил солидарность с османами и направил ему ценную информацию о событиях в Азербайджане.

Из письма видно, что султан чтобы привлечь на свою сторону Гуламали хана, назначил его мир-э-мираном, а также приказал османским пашам оказывать ему всестороннюю помощь в случае необходимости.

Таким образом, в результате Османской пропаганды отношение Гуламали хана к Ираклию II изменилось. Представитель России в Тифлисском дворце С.Бурнашев писал П.С.Потёмкину: «Согласно информации из Иреванского ханства, отношение к Гуламали хану внезапно изменилось, и теперь он склонен к туркам».

Затем он в письме от 9 февраля 1784 года с волнением заявил, что «ханы, объединившись в одном направлении, а османы в другом направлении намереваются перейти в наступление на Ираклия. Ираклий же должен принять контрмеры. Поскольку Иреванский хан молод и неопытен, от него можно ожидать всего».

В результате усилий османов Гуламали хан разорвал все связи с Картли-Кахетинским дворцом. Он даже отклонил приглашение Ираклия II приехать в Тифлис, сославшись на беспорядки и мятеж в ханстве.

Гуламали хан также игнорировал приказы Картли-Кахетинского царя. Например, в ноябре 1783 г. Джафаргулу хан при поддержке Исфаханского правителя Алимурад хана и Хойского хана Ахмед хана Дунбули, свергнув с престола двоюродного брата Аббасгулу хана в Нахчыване пришел к власти. Несмотря на то, что Ираклий II отправил указ Гуламали хану оказать Аббасгулу хану военную помощь в этой борьбе, правитель Иревана игнорировал его указ.

Однако, Ираклий II никак не мог смириться с выходом Иревани из своего подчинения. Подвергшийся давлению со стороны региональных государств Ираклий II с переходом под покровительство России, хотя явно не мог вмешиваться во внутренние дела Иреванского ханства, используя оппозиционные силы, оказывал давление на Гуламали хана.

Таким образом, внутренняя политика, проводимая Гуламали ханом, спровоцировала усиление оппозиционных сил против него. Понимая это, хан и его сторонники чтобы защитить Иреван от интриг Ираклия II и предотвратить любые недовольства в ханстве связались с хойским Ахмед ханом Дунбули и попросили у него помощи.

Как упоминалось выше, в первые дни правления Гуламали хана группа людей во главе с Усми ханом хотела захватить власть в Иревани. Молодой хан подробно рассказал об этом в письме хойскому Ахмеду хану и попросил у него помощи в подавлении недовольства в ханстве.

Гуламали хан решил использовать «брачную дипломатию» чтобы еще более сблизиться с сильным Хойским ханом, использовать его военную силу. Он пытался укрепить власть, женившись на дочери Ахмед хана.

Как уже было сказано выше, Гусейнали хан также пытался осуществить это желание. Это намерение Гуламали хана поддерживала и его мать. В письме, его матери, написанном Ахмед хану, заявлялось о намерении породниться с ним, просили у него помощи в подавлении недовольства в ханстве.

Это родство было очень важно и для самого Ахмед хана, так как он стремился поставить под свое влияние Иреванское ханство. Однако вскоре убийство Гуламали хана помешало осуществлению этого плана.

Существуют различные соображения по поводу убийства Гуламали хана. По материалам П.Буткова 1869 г., Гуламали хан был убит своими братьями во время охоты по приказу Ираклия II. По другим данным, Гуламали хан был убит в результате заговора своей мачехи во время дворцовых интриг.

В произведении «Иреванское ханство» смерть Гуламали хана описывается следующим образом: «Служение Гуламали хана Ираклию II не удовлетворило иреванское дворянство. Это привело к убийству Гуламали хана во время дворцового восстания, организованного Ираклием II в 1785 году».

Османские источники же дают противоречивые сведения об этом событии. Согласно одному источнику, Гуламали хан был убит по приказу Ираклия II. Другой османский источник отмечал, что Ираклий II не был причастен к убийству Гуламали хана, а убийство хана было причиной его «глупой природы, жестокого обращения с иреванским населением«.

Действительно, политика, проводимая в период короткого правления Гуламали хана, вызвала настоящий гнев народа. В одном архивном документе указывается, что основным фактором, раздражающим иреванских вельмож, было использование неопытности Гуламали хана и вмешательство в государственные дела его родных по материнской линии и дяди Шамдин ага, занимающих ключевые позиции. Их произвол вызвал недовольство народа.

В своем письме Ираклию II от 9 июня 1784 года Мухаммед хан указал причину недовольства народа: «Гуламали хан действовал глупо, высокомерно и вызвал гнев народа, занявшись плохими делами по совету беспощадных людей. По этой причине, по совету хороших людей, два брата были убиты 8-го числа [июнь ]».

Однако, нельзя согласиться с тем, что Ираклий II не приложил руку к смерти Гуламали хана. Как показано выше, Гуламали хан, опираясь на Османский дворец и Ахмед хана, в своей политике не считался с Ираклием II. Тем не менее, было много сторонников Картли-Кахетинского царя, который вмешивался и получал возмещения за события в Иревани в течение многих лет.

С другой стороны, силы, недовольные политикой Гуламали хана, хотели связаться с Тифлисским дворцом и пригласить Ираклия II в Иревань.

Согласно архивному документу («Межкавказские политические и торговые связи Восточной Грузии, конец 60-х начало 90-х годов ХVIII в.»), недовольные ханом айрумы из азербайджанских турок покинули Иревань и отправились в Шорагель.

Их лидер, Гараман бей, посоветовавшись с главами других айрумов отправил к Ираклию II посланника чтобы убедить его: «если вы прикажете, мы сможем захватить Иревань и передать власть тому, кому пожелаете. Буньядали бей и его двоюродный брат Галандар бей и большая часть населения, проживающего в крепости, солидарны с нами. Человек, которому доверяют дверь и ключ башни, является нашим родственником. Он говорит, что, если мы доберемся туда ночью, он сдаст крепость».

Скорее всего, Ираклий II воспользовавшись этой возможностью и спровоцировал оппозиционные силы к заговору. Таким образом, Гуламали хан совместными усилиями как внутренних, так и внешних сил, в субботу, 8 июня 1784 года, при осмотре войск у крепости подвергся нападению со стороны оппозиционных сил, в результате чего был убит вместе с младшим братом Мухаммедгасаном и пятью верными сторонниками. Из иреванских вельмож, лично убивших хана и его брата, были Буньядали солтан и его двоюродный брат Галандар бей.

Таким образом, этот заговор, явившийся результатом деятельности ряда сил, не желавших терять политического авторитета, контроля в Иревани внешних врагов и местных группировок, ведущих борьбу за власть, еще более обострил политико-социальное положение в Иревани. Внутренняя и внешняя напряженность продолжала расти.

По материалам сборника «250 лет единения Ингушетии с Россией: время, события, люди»