З.Мамедова
Как известно, 1917-1920-е годы характеризуются образованием ряда коммунистических партий и организаций стран Востока. В большинстве случаев эти организации создавались национальными группами, как в своих странах, тае и на территории России. Главными проводниками этого движения являлись революционеры-эмигранты.
В отличие от революционеров, которые вынуждены вести свою деятельность под натиском колонизатфов и местных правителей, революционеры-эмигранты проживали в России в более выгодных условиях.
Например, проживающие в Баку иранские рабочие еще в 1916 году создали иранскую социал-демократическую организацию «Адалят», ставшую в начале 1920 года иранской Коммунистической партией «Адалят».
Еще в мае 1917 года на учредительной конференции в Баку были утверждены программа и состав Центрального комитета партии, в который вошли такие политические деятели и представители интеллигенции Ирана, в частности Южного Азербайджана, как А.Кафарзаде, Б.Агаев, М.Лютфи, М.Алиханов, М.Баба и др.
Партия «Адалят», членами которых были простые рабочие, приехавшие на заработки в промышленный Баку из разных городов Южного Азербайджана, явилась хорошей школой. Пройдя путь от рабочего до государственного деятеля, они доказали, что не всех южно-азербайджанских рабочих можно называть «невежественными, неграмотными».
К ним можно отнести М.Б.Касумова, А.А.Бабаева, Д.Х.Гусейнзаде, братьев Агаевых — Бахрама, Камрана, Имрана, Магеррама Агаева, Мешади Гусейна Аскер оглу.
М.Б.Касумов участвовал в общественной жизни Баку после установления советской власти в Северном Азербайджане, создал себе карьеру — от зампредседателя АзЦИК до председателя Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР.
А.А.Бабаев, родом из Анарджана (Южный Азербайджан), работая на нефтяных промыслах Баку, участвовал в рабочих стачках, революциях, а после установления советской власти возвысился до бурового мастера, а также занимал посты уполномоченного АзЧК и заместителя председателя Азгосторга.
Г.Д.Гусейнзаде был членом партии «Адалят», а затем работал в Сураханском райкоме Коммунистической партии.
Братья Агаевы, о которых упоминалось выше, являясь ярыми коммунистами, вели пропаганду среди рабочих, прибывавших в Баку из Южного Азербайджана. Бахрам Агаев с 1920 г. был членом Президиума ЦКК АКП(б), ЦИК Азербайджанской ССР.
Камран Агаев в 1922 г. работал инструктором БК КП(б) Азербайджана, а затем в Бакинском окружном суде. Другой из братьев Магеррам Агаев, руководя партией, в дальнейшем находился в Баку на «советско-хозяйственной работе».
Мешади Гусейн Аскер оглу был чернорабочим на нефтяных промыслах, одновременно участвовал в партийных делах, в 1926 г. возвысился до должности заместителя председателя АзЦИК.
И.В.Тарвердиев, как и многие южноазербайджанские рабочие, трудился на одном из заводов, но в дальнейшем занимал должность замдиректора стекольного завода г.Баку.
Итак, в важнейший период жизни иранского народа азербайджанская интеллигенция и, в целом, социально-культурная и политическая среда Северного Азербайджана сыграли огромную роль в формировании интеллигенции и политических деятелей Ирана, в частности Южного Азербайджана.
На территории Северного Азербайджана открылись национальные школы для эмигрантов из Ирана, в частности Южного Азербайджана. Одной из них была школа «Иттихад», созданная обществом «Энджумане иттихади иранйан» в 1908 году в Баку и предназначавшаяся для обучения в ней выходцев из Ирана и Южного Азербайджана.
Аналогичные школы функционировали и за пределами Баку: в Сабунчи — «Тамяддон», в Лянкяране — «Бяхчете» и др. Именно в школе «Иттихад» с целью ликвидации неграмотности среди рабочего класса учились дети рабочих-эмигрантов из Ирана, в частности Южного Азербайджана.
До установления советской власти руководителями «Иттихада» являлись выдающиеся личности, которые посвятили свою жизнь не только развитию просвещения среди иранского народа, но и борьбе за свободу своей страны. Среди них Мирза Абдуллах Фяривяря, Хаджи Молла Ашпи риза, Гусейн Ага Шаркята и др.
С установлением советской власти и до 1928-29 годов эта школа входила в сеть учебных заведений БОНО (Бакинский отдел народного образования) и работала по программам школ I и II ступеней Азербайджанской ССР. Затем школа перешла в ведение персидского правительства, о чем свидетельствовала надпись на здании школы — «Персидская школа II ступени «Иттихад» Министерства просвещения Персии», с гербом персидского правительства.
Однако на заседании ЦК АКП(б) от 25 февраля 1929 года постановили изъять из ведения персидского правительства школу «Иттихад», ссылаясь на то, что там «ютится гнездо контрреволюционной пропаганды».
Несмотря на такие обвинения со стороны советского правительства, выпускники школы «Иттихад» в дальнейшем сыграли огромную роль в развитии общественно-политической жизни Ирана, в частности Южного Азербайджана.
Среди них был и Сейид Джафар Пишевари, который посвятил свою жизнь борьбе за свободу и возрождение не только Южного Азербайджана, но и всего Ирана. Окончив школу «Иттихад», он в дальнейшем преподавал вэтой же школе уроки шариата.
Выпускниками школы «Иттихад» являлось большое количество выходцев из Ирана, в частности Южного Азербайджана, которые в дальнейшем составили основную прослойку иранской интеллигенции, выражающей социальную и демократическую идеологию.
Именно эта часть интеллигенции, объединившись в различные партии, профессиональные союзы и другие организации, посредством журналов и газет и под давлением сложившейся обстановки в Баку и на всем Кавказе в 1917 году пытались создать демократическое правительство, которое должно было обеспечить общественные и политические права трудящихся.
Представителями этой интеллигенции можно назвать Али Юсиф-заде, Гасана Зия, Гасана Абдуллахзаде и других, которые, несмотря на то, что были выходцами из бедных иранских семей и трудились в различных отраслях промышленности Северного Азербайджана, окончили школу «Иттихад», а в дальнейшем были активными представителями партии «Адалят».
Образование и деятельность вышеуказанных политических партий, организаций, школ сплачивали азербайджанский народ, проживающий по обе стороны реки Араз.
По книге автора «Проблема южных азербайджанцев в советском Азербайджане в 20х-30х гг. XX века»